Валентина
Видео о конкурсе «Педагог-эколог года-2019»
▼ Скачать + Заказать документы
«Технологии формирования экологической культуры подрастающего поколения в условиях современной образовательной среды».
Данный методический пакет включает в себя материалы реализованного занятия:
1. видеозапись аннотации занятия;
2. технологическую карту и фотоматериалы занятия;
Публикация «Видео о конкурсе „Педагог-эколог года-2019“» размещена в разделах
- Видео
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. видеозапись самоанализа.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
ТЕМА НОД: «Мы - друзья природы»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательное развитие.
ГРУППА (ВОЗРАСТ) : старшая группа (5-6 лет)
ЦЕЛЬ: развитие в детях элементов экологического сознания, всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
ЗАДАЧИ:
- образовательные: обобщить знания детей о природных сообществах, о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения на природе;
- развивающие: развивать познавательную активность детей, логическое мышление, творческое воображение, уметь делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас детей;
- воспитательные: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
называть природные сообщества (поле, луг, лес и др.) по составляющим их растениям и обитающим в них животным;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
проведение работы по экологическому воспитанию (игры, наблюдение, проведение опытов и т. д.);
заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде;
беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу;
настольные и дидактические игры о природе и погоде: «Съедобное и несъедобное», «Поле, лес, огород», «Рыбаки и рыбки», лото «Домашние и дикие животные» и т. д. ;
Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы».
Ход занятия:
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас в клубе веселых и находчивых! Наш КВН сегодня называется «Мы - друзья природы». Воспитатель читает девиз КВН:
«Ты человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах,
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
Итак, сегодня в игре будут участвовать две команды. А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри: Любовь Александровна – заведующая д/с, Елена Анатольевна – воспитатель.
Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось не раз оценивать сражения!
За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.
(Ведущий кладет фишки на стол)
Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!
1 конкурс «Представление команд». (название, девиз, эмблема)
Ведущий спрашивает у детей название их команды
1 команда – «Солнышко». Ответ детей хором.
Капитан команды «Солнышко»
Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
2 команда – «Облачко» Ответ детей хором.
Капитан команды «Облачко»
Ваш девиз: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься! Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
2 Конкурс «Разминка». (вопрос-ответ)
Представляет собой блиц опрос. Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать командам вопросы, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.
За три минуты нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.
Вопросы для команды «Солнышко» :
1. Когда орешки белка запасает? (осенью)
2. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
3. Карась, сом, щука, окунь? Кто это? (рыбы)
4. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
5. Когда в саду малина поспевает? (летом)
6. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
7. Сколько ног у паука? (восемь)
8. Какая птица лечит деревья? (дятел)
9. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
10. Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
11. У какого дерева белый ствол? (у березы)
12. Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
13. Чем питается бабочка? (нектаром)
14. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
15. Назовите детенышей курицы (цыплята)
16. Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
17. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
18. Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
19. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
20. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
21. Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
22. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
23. Что такое зеленый покров Земли? (трава)
24. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
25. Что делает ёж зимой? (спит)
Вопросы для команды «Облачко»
1. Когда картошку дедушка копает? (осенью)
2. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
3. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
4. Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
5. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
6. Когда сосулька капает и тает? (весной)
7. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
8. Сколько ног у жука? (шесть)
9. Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
10. Когда вода на речках замерзает? (зимой)
11. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
12. Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
13. У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
14. Когда земляника поспевает? (летом)
15. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
16. Как называется дом муравьев? (муравейник)
17. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
18. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
19. У какого зверя есть иголки? (у ежа)
20. Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
21. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
22. Когда над полем, бабочка летает? (летом)
23. Какую птицу называют «Лесное радио»? (сорока)
24. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
25. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
3 Конкурс «Загадки-описания природных сообществ».
Догадайтесь, куда мы пришли?
1. Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели (луг).
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Здесь растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев (лес, роща).
3. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Не конь, а бежит, не лес, а шумит, журчит (ручей).
4. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями (болото).
Пока жюри подводит итоги, наши девочки исполнят танец.
По окончании слово предоставляется жюри.
4 Конкурс «Объясни ситуацию».
Посмотрите сценки - малютки на тему: «Как вести себя в природе» и объясните, правильно ли поступили дети.
1 ситуация (для команды «Облачко»)
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
И вдруг одна из девочек говорит:
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой и пошли домой.
Ведущий: Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2 ситуация (для команды «Солнышко»)
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил :
- Возьму - ка я ежика домой.
Взял он ежика и пошел домой.
Ведущий: Правильно поступил мальчик?
Дети: Неправильно. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
5 Конкурс «Пантомима».
Игрокам команды «Солнышко» предлагается изобразить котёнка, лося, лису, а игроки команды «Облачко» должны отгадать, какое животное показала команда соперников.
Игрокам команды «Облачко» предлагается изобразить собаку, медведя, петушка, а игроки команды «Солнышко» должны отгадать, какое животное показала команда соперников.
6 Конкурс «Правила поведения в природе».
Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в природе. Для этого нужно рассмотреть картинки на столе и выбрать картинки, где изображено:
Команде «Солнышко» то, что нельзя делать в природе, а команде «Облачко» то, что можно делать.
Молодцы! Все участники команд знают, как правильно вести себя в природе! Команды получают фишки за правильные ответы.
7 Задание для капитанов команд.
Надо голосом изобразить животных, название которых вы услышите в рассказе.
Было темно и пустынно. Только изредка было слышно завывание волка. А рядом ему вторил другой, но вот лучик солнца разбудил петуха. Следом за ним проснулась курочка. Загоготал гусь, потом другой. Около сарая послышался лай Полкана, а затем Шарика. Замычала корова, а за ней и теленок. За забором жалобно замяукала кошка Мурка, а потом и котенок. Наступило утро.
Молодцы наши капитаны, легко справились с заданием.
8 Конкурс «Книга добра».
Ответьте на вопрос: «Как называется книга о животных и растениях, которым грозит исчезновение? (Красная книга)
Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет других превосходных качеств. Например, за счет красивого оперения. Леса вырубаются из-за добычи древесины. Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.
Ребята, скажите почему же выбрали именно красный цвет?
Правильно, потому что красный цвет — это цвет опасности. В эту книгу заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите. Но сегодня мы поговорим о животных. Зимой животных занесенных в Красную книгу, подкармливают. Летом спасают от жажды. Если животные заболели, то их стараются вылечить. Люди создали для них специальные парки и заповедники. В них категорически запрещается охотиться.
Задание для первой команды:
Отгадай по описанию растение, которое занесено в «Красную книгу». Этот цветок похож по форме на маленькую туфельку. (Венерин башмачок).
Задание для второй команды:
Отгадай по описанию животное, которое занесено в «Красную книгу». Белка, у которой между передними и задними лапами расположена летательная перепонка. (Летяга).
Команда «Солнышко» назовите виды животных, которые занесены в Красную книгу Тамбовской области. ( Основными животными являются: бурый медведь, выхухоль, рысь, байбак, дикий кабан, волк, лось).
Команда «Капелька» назовите виды растений, которые занесены в Красную книгу Тамбовской области. (Ветреница лесная, брандушка разноцветная, живокость клиновидная, купальница европейская, рябчик шахмовидный, ковыль перистый).
Ребята, какие вы сегодня были умницы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь подошло время подвести итоги, какая же из команд стала победителем нашего КВН.
Слово предоставляется жюри. (награждение команд)
Спасибо всем участникам, жюри и зрителям. А в заключение ребята споют песню «Дорогою добра».
Воспитатель: Нашу игру я хочу закончить словами.
Земля — наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача — предотвратить все это. Больших проблем нам пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить деревья, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянку. Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдет даром, вы станете настоящими защитниками, друзьями природы.
Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство
Охраняй их юный друг,
Береги их с детства.