Ирина Шишкина
Конкурс на соискание премии главы города Лангепаса Отчёт из опыта работы
«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды».
Подготовили воспитатели:
Шишкина Ирина Павловна,I квалификационная категория;
Морозова Надежда Васильевна.
Актуальность.
Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам.
Публикация «Конкурс на соискание премии главы города Лангепаса Отчёт из опыта работы» размещена в разделах
Понимая всю значимость метода экспериментирования для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, мы выбрали тему самообразования - Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды.
Учитывая практическую значимость выбранной темы, мы поставили цель:
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды.
Для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи - (см. в презентации)
Опыт
Изучив научно-теоретические и методологические основы детского экспериментирования, мы перешли к диагностическому обследованию детей, целью которого было выявление уровня экспериментальной деятельности и уровня познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с объектами окружающей среды в старшей группе.
Нами было проведено первичное диагностическое обследование детей по методикам Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой
Результаты диагностического обследования на начало учебного периода в старшей группе №6 «Любознайки» представлены в таблице №3 (см. презентацию)
Диагностическое обследование на начало учебного периода показало следующие результаты:
с высоким уровнем развития - детей не выявлено (0%);
со средним уровнем развития - 9 детей (37,5%);
с низким уровнем развития – 15 детей (62,5%).
Таким образом, данные первичного диагностического обследования позволили нам сделать выводы, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывают затруднения, они не видят и не выделяют проблему, не могут поставить цель, найти решение и сделать выводы.
Основываясь на полученные результаты первичного диагностического обследования детей, мы пришли к выводу о необходимости разработки образовательной программы дополнительного образования, которая бы повысила показатели уровней экспериментальной деятельности и познавательных способностей детей. А также привела бы к более качественному усвоению программного материала основной образовательной программы «Детство» и всестороннему развитию детей и их успешную подготовку к школьному обучению.
Следующим этапом нашей работы было создание насыщенной предметно-пространственной среды и Центра экспериментирования - «Мини-лаборатория», который более подробно представлен (в презентации)
Основной формой работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста мы выбрали кружковую деятельность. Разработали дополнительную программу кружка «Хочу всё знать» для детей 5-7 лет, направленную на развитие познавательных способностей детей, взяв за основу общеобразовательную программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство» и ряд методических разработок: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохоровой, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной.
Выделили цели и задачи программы (см. презентацию)
Данная программа рассчитана на два года обучения.
Свою кружковую работу мы построили в форме непосредственно-образовательной деятельности (далее НОД). Совместная деятельность с детьми организовывалась один раз в неделю во второй половине дня, как в старшей, так и в подготовительной к школе группах. Занятие в старшей группе проходило - 25 минут, в подготовительной – 30 минут. Все темы были распределены по 8 блокам.
Каждый блок рассчитан на 1 месяц. В каждом блоке по 4 нод. Каждое занятие предусматривало проведение как теоретической, так и практической части со всеми детьми группы. Практическая же часть предусматривала распределение детей по подгруппам.
Блоки НОД
(см. в презентации)
Н О Д проводилась в игровой форме и строилась по одному и тому же плану: (см. в презентации)
В своей практике по проведению образовательной деятельности с использованием экспериментирования, мы организовывали работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный нами. Могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой организации ребенок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
При проведении занятия у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе занятий мы привлекали детей к способам познавательной деятельности с помощью вопросов, например: Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если? А затем мы закрепляли полученные ранее представления.
Основной частью НОД с использованием экспериментирования, конечно же являлись опыты.
При проведении опытов мы придерживались следующей структуры: (см. в презентации)
Такой алгоритм работы позволял активизировать мыслительную деятельность, побуждал детей к самостоятельному экспериментированию. Дети с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами живой и неживой природы. В процессе проведения опытов все дети принимали активное участие. Такие опыты были необычны, а главное – дети всё проделывали сами. Тем самым мы развивали у детей любознательность, активность, наблюдательность, и умения самим находить пути решения проблемных ситуаций, т. е. самостоятельность.
В процессе работы мы поощряли детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время не выпускали из поля зрения тех, кто работал медленно, по какой-то причине отставал и терял основную мысль.
Заключительным этапом экспериментальной деятельности на занятиях являлось формулирование детьми выводов и подведение итогов - рефлексия.
Выводы дети делали в словесной форме, а иногда избирали другие способы, например, фиксирование результатов зарисовкой и оформление на карточках-схемах (например, по определению свойств материалов и предметов)
Во время проведения экспериментов мы с детьми постоянно словесно закрепляли правила техники безопасности и использовали карточки-схемы в работе различных приборов и инструментов. Особое внимание уделялось трудовым навыкам: дети самостоятельно готовились к занятию (надевали фартучки, стелили скатерти когда это надо было) и наводили порядок на своем рабочем месте после занятия.
Самостоятельная деятельность детей
Особую значимость для организации самостоятельной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательных способностей.
В свободное время в самостоятельной деятельности воспитанники активно использовали свои умения по проведению опытов и экспериментов в сюжетно – ролевых играх: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Лаборатория». Самостоятельно проводили несложные опыты. (Пользуясь картотекой по проведению опытов) В результате самостоятельно закрепленные в играх и опытах знания
о связях, свойствах, качествах природных объектов, явлений неживой и живой природы стали более осознанными и прочными.
Взаимодействие с семьей
Реализация поставленных нами задач в полной мере была возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями.
Включение родителей в процесс развития познавательных способностей и экспериментальной деятельности детей осуществлялось через формы взаимодействия, которые вы увидите в презентации.
Родители с удовольствием включились в работу. Они активно помогали в организации и пополнении Центра экспериментирования - «Мини-лаборатория», на собраниях смотрели видеоролики с участием своих детей, научились организовывать экспериментальную деятельность в домашних условиях.
По окончании реализации образовательной программы дополнительного образования кружка «Хочу все знать», нами было проведено итоговое диагностическое обследование детей (по тем же методикам) с целью выявления и сравнения показателей уровней экспериментальной деятельности и познавательных способностей детей на начало и на конец учебного периода.
Сравнительный анализ результатов диагностического обследования детей представлен в таблице №4 на слайде презентации.
Сравнив показатели уровней экспериментальной деятельности и познавательных способностей детей на начало 2011 года и конец 2013 года нами было выявлено:
- количество детей с высоким уровнем на конец учебного периода – 8 детей (33,3%), это на 33,3% больше, чем на начало;
- количество детей со средним уровнем на конец учебного периода - 15 воспитанников (62,5%, это на 24,5% больше, чем на начало;
- количество детей с низким уровнем на конец учебного периода - 1 ребёнок (4,2%, это на 58,8% меньше, чем на начало.
К концу учебного периода дети овладели следующими знаниями и умениями (которые можно увидеть на слайде презентации).
Вывод
Таким образом, повышение уровня овладения экспериментальной деятельностью и сформированности познавательных способностей существенно повысили уровень усвоения программного материала по всем образовательным областям, который в свою очередь повлиял на общий показатель усвоения детьми основной образовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Детство». Показатели результативности представлены на слайде.
Программный материал усвоен детьми подготовительной к школе группе на 100% - все 23 ребёнка.
А так же Результаты итогового психолого-педагогического обследования на конец 2013 учебного года, целью которого было выявление уровня развития интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста показали:
- количество детей с высоким уровнем - 9 (39%);
- количество детей со средним уровнем - 14 (61%)
Проанализировав результаты всех диагностических обследований на конец реализации программы «Хочу всё знать», мы пришли к выводу, что работа по программе экспериментальной деятельности эффективна для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.