Оксана Пушкарева
Конспект занятия по коррекции речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по коррекции речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Тема занятия: «Волчок».
Составила логопед МБУЗ «ГДКП №1» г. Перми, Пушкарева Оксана Юрьевна
Цели занятия:
1. Образовательные:
- формирование и расширение семантического поля вокруг слова «Волчок»,
- развитие функции словоизменения,
- отрабатывать приставочный способ образования глаголов;
2. Коррекционные:
- развитие связной речи;
- автоматизация звука «л» в слогах, словах, предложениях,
Публикация «Конспект занятия по коррекции речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- через формирование семантического поля «Волчок»;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания;
3. Воспитательная:
- знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:
а) развитие общей моторики,
б) развитие мелкой моторики.
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
5. Развитие артикуляционной моторики.
6. развитие дыхания и голоса.
7. Объявление темы.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
10. Работа со словами. Звукослоговой анализ слов с графической записью.
11. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись.
12. Домашнее задание.
13. Итог занятия.
14. Оценка работы детей на занятии.
Оборудование занятия:
1. Игрушки: волчок, лодка с парусом.
2. Таз с водой.
3. Картинки: «фотография» волчьей семьи.
4. Цветок с лепестками (написаны слоги).
5. Фланелеграф.
Подготовка конспекта занятия.
Используемая литература:
• В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва, «Тандем», 1998.
• В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», Москва, «Тандем», 1998.
• З. А. Репина, Т. В. Васильева, А. Д. Ведерникова, В. Б. Горская «Поле чудес», Екатеринбург, «Грик», 1997.
• Консультация логопеда д/с 370 г. Перми Пушкаревой Л. А.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, отгадайте загадку!
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
2. Объявление темы
-Какой звук в этой загадке встречается чаще других? (Л)
- Сегодня на занятия мы продолжим учиться правильно произносить звук [л], а поможет нам волчонок, который опять пришел к нам в гости.
(Внесение игрушечного волчонка, в лапах у него лодка с парусом)
3. Развитие моторики, мимики, речевого дыхания
- Ребята, давайте расскажите о том, как волчок в магазин за лодочкой ходил.
Волчок в магазин ходил, -
Лодку с парусом купил!
Стал он лодочкой играть-
Сильно парус раздувать.
(Подуть 5-6 раз на парус, - лодка в тазу с водой)
Лодка на волнах качается,-
Нам волчонок улыбается (улыбнуться)
Лодка на бок наклоняется (сильно подуть на парус)
Наш волчонок удивляется! (удивиться)
Ветер лодку подгоняет,-
Волчонок радостно вздыхает (Ах)
Лодка по морю плывет,-
Наш волчонок в в ладоши бьет!
4. Артикуляционная гимнастика - Хорошее настроение у нашего волчонка!
Решил он песенку спеть –л-л…
- Чтобы и у нас получилась такая же песенка, давайте поупражняем наш язычок!
а) упражнение «окошко»
б) упражнение «иголка»
в) упражнение «белим потолок».
5. Развитие фонематического слуха
А сейчас мы вместе с волчонком узнаем, как вы умеете слышать звук [л], хлопните в ладоши.
- Жили мать-волчиха волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек. Понес человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. Подошел и открыл дверь. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждет. (По Чарушину)
6. Индивидуальное проговаривание звука - Кто может правильно произнести [л]?
Молодцы!
- Почувствуйте, что у вас делает язык, куда направлена воздушная, какая она (подключить оральный, тактильно-вибральный и акустический контроль)
7. Автоматизация звука в слогах
- Ребята, вы так громко пели песенку звука [л], что с цветочка облетели лепестки. Волчонок без дела сидеть не привык пошел он опавшие лепестки собирать. Кто ему поможет?
8. Автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-Ребята, волчонок нам принес фотографию своей семьи!
- Волчонок на этой фотографии какой?
- Волчица какая?
- Волк какой?
- Волчата какие?
(программная лексика: осторожный, умный, зубастый, отважный, прожорливый, злой, серый, сильный, большой, хищный)
- Молодцы!
9. Авторизация звука в предложениях
а) – А сейчас давайте поиграем в игру «Закончи предложение».
Обязательно используйте слова: волк, волчица, волчонок.
- По лесу бегал (серый зубастый волк)
- Мы подошли поближе к … (маленькому волчонку)
- Дома мы рассказали о … (об осторожном волчонке)
б) – Ребята, как вы думаете, что сейчас вам показывает волчонок?
- Это логово, в котором он живет (использовать фланелеграф)
- Посмотрите, как быстро приходится бежать волчонку домой, в логово, когда, например, начинается сильный дождь! (Показ действия на фланелеграфе)
- Давайте научимся образовывать новые слова от слова «бежать»
- Я слово начну, а вы заканчивайте (с помощью приставок образовывать новые слова)
* от – (отбежал)
- Возьми волчонка, покажи и расскажи, что сделал (Волчонок отбежал от логова)
* за - (забежал)
- Возьми волчонка, покажи и расскажи, что он сделал (Волчонок забежал за елочку)
*до – (добежал)
- Возьми волчонка, покажи и расскажи, что он сделал (Волчонок добежал до логова)
*в – (вбежал)
- Возьми волчонка, покажи и расскажи, что он сделал (Волчонок вбежал в логова).
10. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
- Ребята, сейчас я вам покажу лесную картинку (использовать фланелеграф елки, грибы, ягоды, пеньки).
- Вы закроете глаза, я изменю картинку
А вы потом скажите, что изменилось.
11. Составление связного рассказа
- Ребята, однажды с нашим волчонком произошел такой случай:
он вы выбежал из логова и отправился на поиски пищи. В это время по лесу в поисках лесных даров, бродил мальчик Слава. Случилось так, что Слава увидел волчонка, попавшего в ловушку-капкан.
-Давайте постараемся рассказать об этом интересно, красиво.
Но сначала скажите, как вы понимаете слово «бродил»? (уточнение значения слова с помощью толкового словаря).
-Расскажите о том:
• Куда побежал волчонок?
• Что делал в лесу Слава?
• Как волчонок и Слава встретились в лесу?
• Что сделал Слава?
- Волчонку очень понравились ваши рассказы.
- А вот послушайте вопрос, который он для вас принес. – Как вы понимаете пословицу: «Сколько волка не корми, все в лес смотрит».
12. Итог
-Чему сегодня на занятии мы учились? (Правильно произносить звук [л]; образовывать новые слова, составлять рассказы).
13. Оценка работы детей Волчонок хвалит детей за старание.
14. Домашнее задание:
1. Выполнить артикуляционные упражнения «Иголочка», «Белим потолок»
2. Начертить схемы слов: вбежал, подбежал, убежал, перебежал.
3. Объяснить, что значит: «Сколько волка не корми,- всё в лес смотрит».