Алла Дягилева
Занятие в средней группе «Чудеса из бересты»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в средней группе «Чудеса из бересты»
1. Цель: формирование у детей представлений о берестяном ремесле карелов
2. Задачи:
Образовательное направление «Познавательное развитие» :
познакомить детей с этапами заготовки бересты, способами ее применения
в быту
Образовательное направление «Речевое развитие» :
способствовать межличностной коммуникации, развивать речь на основе
знакомства с музейными предметами
Публикация «Занятие в средней группе „Чудеса из бересты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками
Образовательное направление «Художественно-эстетическое развитие» :
развивать творческие способности через овладение навыками
материально-художественной и игровой деятельности
Образовательное направление «Социально-коммуникативное развитие» :
воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным
традициям
4. Вещный ряд: кошель, лапоть, туесок, корзина, погремушка-шаршунок, бусы из бересты
5. Опорные слова: лыко, кора, береста, нож-резак.
6. Необходимое оснащение:
костюм Хозяйки
презентация «Чудеса из бересты»
раздаточный материал: кора березы
по 2 кружка красного и зеленого цвета на каждого ребенка
игра «Что было, что стало» ( картинки: лапти – сапоги, кошель – рюкзак, печь – плита, лавка – кровать, сундук – шкаф, ведра с коромыслом – раковина с краном, корыто – стиральная машина)
7. Предварительная работа
– наблюдения за деревьями, сравнение внешнего вида
– знакомство с пословицами, поговорками, загадками о березе, бересте, берестяных изделиях
– рассматривание иллюстраций с предметами из бересты, крестьянской избы
Ход занятия
Дети заходят в избу, кланяются Хозяйке и здороваются.
Хозяйка:
- Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого найдется местечко (дети рассаживаются на скамейки).
Хозяйка:
- Вот нашлось для всех местечко,
А за мной теперь словечко,
Поведу я свой рассказ,
Удивлю, быть может, вас.
Расскажу про лапоток,
Кошель, короб, туесок.
Мне рассказ свой начинать?
Вы хотите это знать? (ответы детей)
Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, и вы скажете, куда мы сегодня отправимся.
Карелия, Карелия!
Родная сторона.
Твои озёра синие.
Как в сказке небеса,
Твои леса зелёные –
Сплошное волшебство.
Люблю тебя, Карелия –
Отечество моё!
Хозяйка:
- Карельский край богат лесами. Недаром его называют «краем зеленого
золота».
- Какие деревья родного края вы знаете? (ответы детей)
- Как помогало дерево человеку? (ответы детей)
Хозяйка (подводит итог, дает новые знания) :
- В старину люди жили в полном согласие с природой. Вся жизнь карелов зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. С деревом, которое укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения.
Хозяйка:
- Сегодня расскажу вам об одном дереве, которое вы очень хорошо знаете.
Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
Хозяйка:
- Береза – одно из красивейших деревьев нашего края, в любое время года, и в любом наряде она прекрасна. Почему березу называют белоствольной? (высказывания детей)
Рассматривание берёзы.
Хозяйка:
- Как вы думаете, чем покрыт ствол берёзы? (высказывания детей)
- Ствол березы покрыт корой. В старину кору называли лыко.
- По-другому кору у березы можно назвать берестой.
(Рассматривание кусочков коры и отрывание бересты).
- Как, вы думаете, где карелы использовали бересту в своей жизни? (предположения детей)
Хозяйка:
- Из березовой коры делали обувь.
- Игрушки для маленьких детей.
- Посуду.
Хозяйка:
- Белая кора березы собирает и хранит тепло солнца. Это доступный материал и хорошо поддается обработке. С давних пор люди заметили это свойство, и стали применять бересту для изготовления различных предметов быта. Хотите знать каких? Я вам расскажу.
Рассказ Хозяйки сопровождается показом презентации «Чудеса из бересты»
Слайд № 2, 3 – заготовка бересты
- Инструментом для снятия бересты служит острый нож-резак. Снятие бересты пластом - самый простой и доступный способ заготовки материала для плетения. Для этого надо:
1. Сделать надрез вдоль ствола и поперек сверху вниз
2. Аккуратно снять бересту вокруг надреза
3. Очистить бересту от грязи.
Слайд № 5 – домашняя утварь
- Издавна в Карелии из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба, туеса. В берестяных туесах хранили мед, ягоду. С берестяными корзинами и туесами ходили по грибы. В такой упаковке все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки.
Слайд № 8 –лапти
Хозяйка:
-А так же в Карелии из бересты делали обувь.
- Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди,
И плели из бересты,
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали.
(Лапти) (Хозяйка показывает лапоть)
Хозяйка:
- Лапти – это старинная обувь. Давным-давно у карел не было другой обуви, кроме лаптей. Носили лапти и взрослые, и дети. Делали лапти в каждой семье.
Мужчины плели лапти из коры березы. Эта обувь быстро изнашивалась. Если люди собрались в дальнюю дорогу, то брали с собой несколько пар лаптей. До наших дней дошла старинная пословица: «В дорогу идти – пятеро лаптей плести». Обували лапти на портянки и завязывали веревочками.
Подвижная игра «Лиса по лесу ходила»
Дети повторяют слова и движения за хозяйкой:
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела –
Мужу двое, себе трое
И детишкам – по лаптишкам.
Слайд № 9 – игрушки
- Прочно вошла береста в «мир детства» в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки. Дети росли и уже играли плетеными из бересты животными, куклами, посудой.
Игра «Верю – не верю»
Детям раздаются кружки красного и зеленого цвета.
-Я буду говорить какое-то утверждение. Если вы согласны с тем, что я сказала, поднимите зеленый кружок. Если не согласны, то красный.
- Из березовой коры делали обувь.
- Карелы бережно относились к деревьям.
- Из бересты делали кровати
- Из бересты делали игрушки
- Из бересты готовили еду
- Из бересты делали корзины
- Из бересты не делали шкатулки
Дидактическая игра «Что было, что стало»
Каждому ребенку дается картинка, где изображен предмет (старинный или современный). Задание: найти себе пару. Затем дети называют изображенное на картинках (в случае затруднений, хозяйка задает наводящие вопросы).
Например:
Раньше на ноги обували лапти, а сейчас (сапоги)
Раньше за спиной несли кошель, сейчас (рюкзак)
Хозяйка:
- Молодцы, ребятки, хорошо занимались и много узнали. Вы расскажете своим родителям, какие чудеса скрывает березка. Порадуете своими знаниями пап и мам.