МААМ-картинки

Конкретизация программных требований обучения детей дошкольного возраста МРД

Татьяна Рыбакова
Конкретизация программных требований обучения детей дошкольного возраста МРД
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

по конкретизации программных требований обучения

музыкально-ритмическим движениям

(Методические рекомендации

для начинающих музыкальных руководителей и студентов

музыкально-педагогических училищ)

Значение ритмики

Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

Публикация «Конкретизация программных требований обучения детей дошкольного возраста МРД» размещена в разделах

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонически развитой личности.

Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания – разгибания, повороты в различных суставах) ; простейшие элементы танцев и русской пляски; движения подражательные и изобразительные (образы человеческой деятельности, повадки зверей, особенности предметов и т. п.). Широко использованы движения, которыми дети естественно выражают свои чувства. Форма и выразительность всех этих движений в каждом упражнении, игре, танце зависит от данного музыкально-двигательного образа ; со сменой его меняется и характер движения. Дети должны научиться понимать язык движений. Музыкальное движение – всегда средство для воплощения музыкально-двигательного образа. Недопустимо разучивание движений без музыки, под счет.

Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой (двумя-тремя частями, членением мелодии на отдельные предложения, фразы и т. п.) как музыкальный рассказ.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.

Cистематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий поможет успешному выполнению требований программы.

Данная методическая разработка дает возможность проследить усложнение танцевальных навыков от одной возрастной группы к другой и последовательность обучения музыкально-ритмическим движениям (от простого к сложному).

Музыкально-ритмические движения

Младшая группа

Задачи: Дети должны реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Слышать и различать понятия: тихо – громко, быстро – медленно. Менять движение в соответствии с изменением музыкального метроритма, переходить от одной части к другой. Уметь самостоятельно выполнять под музыку знакомые движения.

Ходьба по кругу. Держать круг, интервалы, осанку (голову поднять). Выполнять точно под музыку. Шаг – такта.

Ходьба парами по кругу. Сохранять парность, держать круг, интервалы, ходить точно под музыку. Шаг – такта.

Кружиться парами. Танцующие, взявшись за руки, смотрят друг на друга. При исполнении движения должны образовать круг. Шаг – такта.

Кружиться по одному. Делать маленький кружок вокруг себя, сохранять осанку, слушать музыку. Кружение в одну сторону должно занимать не более 4 тактов музыкального сопровождения.

Врассыпную шагом. Держать ориентир, ходить не сталкиваясь, точно под музыку

Мелкий бег. Движение исполняется на 1/8 такта, легко, на носочках, шаг мелкий.

Бег по кругу. Держать круг, интервалы, осанку (голову поднять). Исполнять точно под музыку. Шаг на 1/8 такта.

Бег парами по кругу. Сохранять парность, держать круг, интервалы. Движение исполнять точно под музыку.

Мелкий бег врассыпную. Держать ориентир, не сталкиваться друг с другом. Исполнять точно под музыку.

Марш. Четко ходить под музыку. Шаг на такта. Согласовывать движение рук и ног, держать осанку.

Марш по кругу. Держать круг, интервалы, осанку (поднять голову). Четко ходить под музыку. Шаг на такта.

Марш парами по кругу. Сохранять парность, держать круг, интервалы. Ходить точно под музыку.

Врассыпную маршем. Держать ориентир, не сталкиваться. Ходить под музыкальный размер 4/4, шаг на каждую такта.

Галоп вперед. Выпад на правую (левую) ногу вперед, левая (правая) подтягивается и с небольшим подскоком продвигаться вперед. Движения исполняются на каждую такта, музыкальный размер 2/4. Характер энергичный.

Пружинка. Легкое приседание в соответствии со спокойным характером музыки. Движение исполняется на сильную долю каждого такта. Музыкальный размер 2/4.

Прыжки. Легко подпрыгивать на двух ногах в соответствии с характером музыки. Сохранять осанку.

Упражнения для рук. Уметь поднимать руки вверх, вправо, влево, в сторону с предметом и без предмета, опускать вниз.

Упражнение «Фонарики». Кисти рук должны быть перед собой, локти опущены вниз, пальцы собраны (как бы держат яблоко, легко вращать кистями, без напряжения.

Хлопки. Хлопки поочередные в соответствии с ритмической пульсацией. Хлопок приходится на каждую четверть. Размер 2/4 – 2 хлопка в такте.

Упражнение с платочками. Движения во всех направлениях плавные, легкие.

Упражнение с флажками. Движения более четкие. Уметь правильно держать флажок. Флажок поднят вверх, впереди себя, рука согнута, локоть внизу.

Упражнения с погремушками, игрушками. Уметь правильно держать погремушку и выполнять движения в соответствии с ритмом и динамикой музыки.

Притопы поочередные. Музыкальный размер 2 - 2 притопа в такт. Притоп исполняется на каждую четверть.

Притопы одной ногой. Размер 2/4. Притоп на сильную долю каждого такта.

Притопы топающие. Исполнять на каждую восьмую на полной стопе, высоко ногу не поднимать.

Средняя группа

Задачи: Дети должны реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Слышать и различать понятия: тихо – громко, быстро – медленно. Менять движение в соответствии с изменением музыкального метроритма, переходить от одной части к другой, выполнять под музыку знакомые движения.

Выставление ноги вперед на пятку. Движение исполняется с правой и левой ноги поочередно. При исполнении придерживаться точного направления вперед. Нога выставляется на пятку, сильно согнута в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх и немного в сторону, корпус прямой, голова приподнята. Характер музыки спокойный. При музыкальном размере 2/4 на «раз» каждого такта нога выносится вперед, на «два» - нога подтягивается в исходное положение.

Выставление ноги вперед на носок. Движение исполняется с правой (левой) ноги. Нога выставляется, носок предельно вытянут, пятка повернута к выставленной ноге. Характер музыки умеренный.

Галоп вперед. Выпад на правую (левую) ногу вперед. Левая (правая) подтягивается с небольшим подскоком и продвижением вперед. Темп быстрый, характер движения игровой.

Пружинка. Носок к носку, пятка к пятке, корпус прямой, голова приподнята. Небольшое приседание (пружинка). Характер музыки и движения плавные. Музыкальный размер 2/4. Обратить внимание, чтобы на «раз» каждого такта присесть, а на «два» - выпрямиться.

Поскоки. Шаг и поскок с правой, затем с левой ноги. Нога невысоко поднимается.

Музыкальный пример на 2/4. Движение исполняется энергично, весело, задорно, на такта.

Хлопок с притопом. Исполняется на сильную долю каждого такта. Музыкальный размер 2/4. На «раз» исполнить хлопок и притоп одной, на «два»- пауза и т. д.

Прыжки. Ритмично исполнять прыжки на двух ногах. На каждую такта.

Старшая группа

Задачи: Учить детей самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, выполнять построение в круг и из круга, диагонально и т. д., разбегаться и самостоятельно строить круг, отходить спиной друг от друга, составлять композицию в зависимости от характера музыки, водить хоровод с пением.

Танцевальный шаг. Движения исполняются во всех направлениях. Шаг с носка. Исполняется на каждую четверть музыкального размера 2/4. На «раз» - шаг с правой ноги, на «два» - шаг с левой ноги и т. д.

Шаг с притопом. На «раз» - шаг с правой ноги, на «два» - притоп левой ногой, не перенося на нее тяжесть тела, затем шаг с левой ноги и притоп правой и т. д. Обратить внимание: с какой ноги притоп, с той ноги следующий шаг. Движение исполняется на 1 такт. Музыкальный размер 2/4.

Приставной шаг. Начинать разучивать движение по прямой линии. На «раз» - шаг в сторону, на «два» - приставить ногу носок к носку, пятка к пятке, корпус прямой, голова приподнята. Движение исполняется в одну и в другую сторону. Характер зависит от музыки.

Боковой галоп. С правой (левой) ноги шаг в сторону, левая (правая) догоняет ее и подбивает. Движение исполняется легко, задорно. Два галопа на один такт. Музыкальный размер 2/4.

«Ковырялочка» вперед. Один из видов «ковырялочки». Музыкальный размер 2/4. На 1-й такт правая (левая) нога выносится вперед на носок, на счет «раз», «два» поставить ногу на каблук, на счет «раз» - 2-й такт. Поставить ногу в исходное положение, на счет «два» - пауза и движение можно выполнять с другой ноги и тремя притопами. Характер зависит от музыки.

Выбрасывание ног. Исполнить перескок с одной ноги на другую поочередно. Выносится нога вперед (на 45, колени прямые, носок предельно вытянут, исполняется в быстром темпе на каждую такта.

Марш с высоким подниманием ног. Марш с высоким поднятием колена, носок оттянут вниз, корпус прямой. Характер четкий, энергичный. Шаг на такта.

Поскоки. Музыкальный размер 2/4. Исполнять энергично, задорно на каждую1/4 такта. На «раз» - шаг на правую ногу, на «два» - поскок на этой ноге, поднять колено левой ноги, носок оттянут вниз. Движение исполняется с одной и другой ноги в разных направлениях.

Хлопки. Музыкальный размер 2/4, хлопки поочередные на каждую такта. Или на один такт два хлопка (по четвертям) и 1-й такт – пауза. Тройные хлопки занимают два такта. Музыкальный размер 2/4. На «раз» 1-го такта - хлопок, на «два» - хлопок, на «раз» 2-го такта – хлопок, на «два» - пауза. Скользящие хлопки (руки вытянуты вперед, чуть согнуты в локтях, скользящим движением хлопать сверху вниз по ладошкам на каждую такта).

Притопы. Музыкальный размер 2/4. Притоп поочередно на каждую такта, Или 1-й такт – два притопа, 2-й такт – пауза.

Тройные притопы занимают два такта. На «раз» 1-го такта – притоп правой ногой, на «два» - притоп левой ногой. На «раз» 2-го такта – притоп правой ногой, на «два» - пауза.

Тройные притопы могут выполняться и на 1-й такт (восьмыми) и 1/8 – пауза.

Дробный шаг. Выполняется ритмично на всей ступне, на каждую 1/8 такта. Ступни параллельно, колени согнуты. Движение может выполняться на месте и в разных направлениях.

Полуприседание с вынесением ноги на пятку. На «раз» присесть, на «два» подняться с полуприседанием и вынести правую (левую) ногу на пятку в сторону.

Приглашение. Мальчики: руки опущены вниз, корпус прямой – шаг в сторону по линии танца (против хода часовой стрелки) с левой ноги, правую ногу приставить к левой с небольшим наклоном головы.

Девочки: руки держат за концы юбочек или отводят в сторону, кисти рук повернуты вниз. Шаг с правой ноги, левую ногу подтягивают и ставят сзади правой на носок, колено левой ноги согнуто и отведено влево. При этом исполняется небольшое приседание. Корпус прямой.

Подготовительная группа.

Задачи: Учить детей выполнять более сложные музыкальные композиции, построения, перестроения, быстро переключаться с одного движения на другое, с одной фигуры на другую.

Танцевальный шаг. Музыкальный размер 2/4. Шаг с носка на каждую четверть, исполняется вперед и назад. Корпус прямой, голова приподнята.

Переменный шаг. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1-й такт музыки два шага с правой ноги, два шага с левой ноги и т. д.

Шаг польки. Исполняется с затакта. На «раз» - поскок на левой ноге, правую ногу выносим вперед, с этой ноги исполняем переменный шаг. Затем движение исполняем с другой ноги. Размер 2/4. Движение на 1-й такт музыки.

Приставной шаг с пружинкой. На ”раз”- шаг в сторону, на ”два” приставить ногу: носок к носку, пятка к пятке – и исполнить небольшую пружинку (приседание). Движение исполняется в одну и другую сторону.

Белорусский шаг польки. Музыкальный размер 2/4. Начинается с затакта, подскок и три шага или три притопа. Исполняется на 1-й такт музыки.

“Гармошка”. Пятки вместе, носки врозь, носки вместе, пятки врозь с прдвижением в правую или в левую сторону.

Движения украинского танца. Украинский медленный ход, ”ковырялочка”, бегунец, голубцы с тремя притопами, припадание с поворотом, присядка для мальчиков, веревочка, падебаск, моталочка с тремя притопами, качалочка с тремя притопами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти.

Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 города Шебекино, Белгородской области».

Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике» Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

О технологиях развивающего обучения как средстве познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста 1слайд Одна из важных задач современного дошкольного образования – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию.

Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Подразделение.

Организация обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста Организация обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста. В средней группе детского сада материалом для специальных.

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Автор: Иванова Юлия Владимировна, воспитатель МБДОУ"Детский сад №106 «Кораблик» комбинированного вида» г. Чебоксары Время проведения проекта:.

Поэтапное планирование обучения детей старшего дошкольного возраста ведению мяча Поэтапное планирование обучения детей старшего дошкольного возраста ведению мяча Начальное разучивание[/b] Ознакомить детей с новым движением:.

Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста Дисциплина ОП. 01 «Педагогика» Краткий план- конспект лекции (разработчик Курнаева О. С.) Тема: Экскурсия как форма обучения детей дошкольного.

Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС до. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конкретизация программных требований обучения детей дошкольного возраста МРД
Опубликовано: 27 октября 2016 в 22:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конкретизация программных требований обучения детей дошкольного возраста МРД» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рыбакова (УИ 46785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД