Таисья Мамуркова
Конфликты в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
В последние годы основное внимание ученых и практиков было посвящено проблемам модернизации российского образования, связанные с разработкой и внедрением новых Федеральных Государственных требований, Федеральных Образовательных Стандартов введение инновационных технологий в дошкольное образование и т. д. Вместе с тем, эти процессы неизбежно порождают целый ряд противоречий:
- между новыми требованиями к качеству дошкольного образования и реальными способов и методов обучения, воспитания и развития личности;
- между необходимостью внедрения новых способов управления доу и неготовностью руководителей к внедрению новшеств;
Публикация «Конфликты в ДОУ» размещена в разделах
- между потребностью к быстром изменении в системы образования и психологической неготовностью педагогов к инновационным изменениям.
Разрешение этих противоречий зачастую проходит в форме конфликтов.
СЛАЙД 2
Над проблемами конфликтов в организациях работали как западные психологи, так и психологи российских школ, а также социологи, доктора, психотерапевты, педагоги и политологи.
Профессию педагога принято относить к духовно опасной. Взгляд на него как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.
Заведующий ДОУ согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. И от заведующей зависит насколько эффективным будет управление конфликтом, поэтому задача заведующего дошкольным образовательным учреждением создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций, как у себя, так и у педагогов ДОУ.
Все выше сказанное обусловило цель
СЛАЙД 3
Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда задач
СЛАЙД 4 последовательно раскрывающих тему работы
СЛАЙД 5
Объектом исследования является процесс управления конфликтами.
Предметом является методы и приемы профилактики конфликтов.
Как Вы видите мы выдвинули гипотезу о том, что применение соответствующих методов управления и профилактики конфликтов, обеспечит успешное управление конфликтами, что будет способствовать эффективному управлению персоналом.
Исследование проходило на базе Муниципального дошкольного учреждения Центр развития ребенка, в исследовании принимал только педагогический коллектив.
Управлению конфликтом должна предшествовать диагностика, поэтому для выявления частоты организационных конфликтов было проведено анкетирование сотрудников, в котором приняло участие 20 человек.
Цель анкетирования узнать мнение сотрудников о том, какие причины конфликтов и насколько часто возникают в детском саду.
СЛАЙД 6
Делаем вывод, из диаграмм, большинство педагогов отметили, что конфликтные ситуации проходят редко.
При выявлении причин конфликтов, мы выяснили что большинство педагогов причинами конфликтов ставят личностные характеристики сотрудников и нарушение внутригрупповых норм поведения. Но эти данные противоречат нашим наблюдениям и результатам индивидуальных бесед с сотрудниками. В ходе, которых, мы выяснили следующее:
Для предотвращения конфликтов используется принцип объективности и устойчивости, в случае недоразумений
В случаях недоразумений, вопросы решаются сразу же, а не откладываются до «накаливания» обстановки. Сотрудники в процессе своей деятельности учатся управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих разногласиях.
И стает вопрос: «Если так все хорошо, то почему же небольшие недоразумения перерастают в конфликты?»
Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили узнать, насколько конфликтны члены педагогического коллектива, какую тактику выбирают для разрешения конфликтов и какие методы использует заведующий ДОУ.
Для исследования конфликтности нами было предложено два теста: тест «Опросник Томаса» и тест для обнаружения уровня конфликтности личности, предлагаемого В. И. Андреевым, получились такие результаты
СЛАЙД 7
Как Вы видите, не было выявлено педагогов с очень высоким уровнем конфликтности. Это говорит о том, что с таким уровнем конфликтности тяжело уживаться в любом коллективе. Так же не было выявлено педагогов с очень низким уровнем конфликтности, что говорит о присутствии некой здоровой конкуренции.
В итоге можно сделать вывод о том, что педагогический коллектив ДОУ характеризуется нормальной степенью коммуникабельности, общительности, терпеливостью друг к другу, готовностью к сотрудничеству и компромиссу. Но ссоры перерастают в конфликты из-за незнания педагогами техник выхода из них.
Также мы провели исследование стратегий заведующего по разрешению конфликтов, предложили ответить ему на ряд вопросов в виде теста по технологии управления конфликтами. Из результатов узнали, что он не подготовлен к производственным конфликтам, не знает технологии их предупреждения и разрешения. В большинстве случаев, когда появляется конфликтная ситуация, ему приходиться полагаться лишь на собственный жизненный опыт, а иногда даже действовать методом проб и ошибок.
Следовательно, подводя итог всему исследованию, делаем вывод о том, что для снижения конфликтности среди педагогов в Д. саду необходимо педагогам и заведующему повышать свою квалификацию в области конфликтологии. Для этого мы разработали ряд рекомендаций по разработке стратегий поведения руководителя в ходе конфликтов и программу работы с педагогами по снижению конфликтности.
Так как программа рассчитана на долгосрочный период, конечные результаты в данный момент продиагностировать мы не можем, но мы провели наблюдение за воспитателями и анкетирование по частоте возникновения конфликтов и причинам возникновения конфликтов повторно
Получились следующие данные
СЛАЙД 8
Из сравнительных диаграмм видно, что частота конфликтов и причин их возникновения изменились в лучшую сторону, снизились.
Кроме этого мы наблюдали за педагогами во время спорных ситуаций, что с началом проведения занятий по снижению конфликтности, педагоги изменили стиль общения, поведение во время конфликтных ситуаций, пытаются решать споры без привлечения третьей стороны мирным путем в начале спорной ситуации.
Этим мы можем сказать, что наша гипотеза о том, что применение психологических и педагогических методов профилактики и решения конфликтов, обеспечивает успешное управление конфликтными ситуациями и отражается как на деловых и личных взаимодействиях педагогов, так и на морально-психологическом климате всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость состоит в том, что разработанные программа и рекомендации по совершенствованию системы профилактики и управления конфликтогенной ситуацией достаточно универсальны и могут быть использованы не только в МДОУ ЦРР, но и в других дошкольных учреждениях.
СЛАЙД 9
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!