Елена Чебанова
Консультация для родителей «Конфликты на детской площадке»
▼ Скачать + Заказать документы
1–1,5 года
В ситуации, когда ребенка обижают при вас на детской площадке, вы можете помочь ему гораздо больше. Во-первых, важно понимать, что от играющих в песочнице детей ясельного возраста родителям далеко отходить нельзя. Каждый из таких малышей относится к другим детям как к неодушевленным предметам и в любой момент может попытаться попробовать их «на зуб» или постучать по ним совочком. Поэтому мама каждого ребенка должна быть начеку и спокойно, уверенно и не агрессивно защищать свое чадо. Не стоит реагировать на агрессию агрессией. Собственно, «агрессия» годовалых и двухлетних детей вообще существенно отличается от той, которую проявляют более старшие дети и взрослые. Но если кричать на обидчиков, то эти действия начинают наделяться действительно разрушительным, злобным смыслом. Ведь дети копируют поведение взрослых. Когда вы кричите на маленького ребенка, он не воспримет информацию, содержащуюся в ваших словах. Можно спокойным голосом сделать замечание и сказать, что обижать других малышей нехорошо.
Публикация «Консультация для родителей „Конфликты на детской площадке“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Оформление детских садов
- Темочки
Старайтесь предотвращать неприятные моменты. Лучше вовремя аккуратно перехватить ручку ребенка с занесенным над чьей-то головой совком, чем потом успокаивать малыша с шишкой на затылке и кричать на обидчика и его родителей. Если что-то неприятное все же случилось, то в первую очередь вам, конечно же, нужно успокоить своего малыша – обнять его, погладить и уверенным голосом сказать, что все будет хорошо. Ребенок должен увидеть, что мир не покачнулся, что с этой ситуацией можно справиться. Причем очень важен ваш тон. Вы не должны показывать малышу, что случилось нечто ужасное. Нет, произошло рядовое событие, и тон ваш должен быть доброжелательным, спокойным, нежным, сочувствующим, но не истерично-испуганным.
Если у вашего ребенка отобрали игрушку и это вызвало у него слезы, стоит ее вернуть, ведь малыш имеет право на обладание своей вещью. Если обидчик не отдает игрушку добровольно, можно попробовать поменять ее на какой-то другой предмет или обратиться к его маме. Постарайтесь сделать это без претензий, спокойно и твердо. Можно носить с собой запасные игрушки – второй такой же совочек, вторую такую же формочку. Иногда это помогает разрешить возникшую ситуацию и даже предотвратить ее.
Бывает, что на детской площадке заводится «маленький разбойник», который обижает всех подряд, а с его мамой совершенно невозможно договориться. Попытки уговорить ее, чтобы она гуляла со своим чадом где-то отдельно, на другой площадке, не приводят ни к какому результату и в поведении своего ребенка она не видит ничего предосудительного. И если в песочнице появился такой «разбойник», то стоит увести своего годовалого ребенка в другое место. Или выбирать для прогулок время, когда угроза отсутствует.
2–3 года
Для двухлеток и трехлеток ситуация отличается тем, что им уже можно объяснить, как себя вести правильно и как – неправильно. Надо учить их договариваться, меняться игрушками, громко говорить свое «Нет!» в ответ на обиду. Учить проявлять сочувствие к другим детям, которых кто-то обидел. И главное, учить их самих не бить и не обижать других детей.
Важно понимать, что ребенок имеет право не делиться своими вещами – это его маленькая собственность. Представьте себе ситуацию: вы удобно расположились в кафе, пьете чай и проверяете электронную почту на своем ноутбуке. И тут подходит к вам молодой человек и просит: «Дай-ка мне свой ноутбук, я тоже почту проверить хочу». Вряд ли вам это понравится, правда? Ноутбук – ваша собственность, и вы не станете делиться ею с незнакомым человеком, если не доверяете ему или просто не хотите общаться с ним. Точно такое же право есть и у вашего малыша: он сам вправе решать, с кем делиться своими игрушками, а с кем нет. Но потихоньку нужно учить его делиться с теми, с кем ему приятно играть. Объяснять, что тогда можно будет играть вместе. Что можно выменять свою игрушку на чужую и поиграть с чем-то интересным, чего у тебя нет. И постоянно проговаривать и еще раз проговаривать те чувства, которые возникают в момент конфликта между детьми. «Ты расстроен, тебе больно. Очень неприятно, когда кто-то отнимает твою игрушку так невежливо и грубо или бьет тебя или ломает твой куличик. Я тоже не люблю этого. Гораздо лучше, когда дети предлагают обмен или вежливо просят и когда они дружно играют вместе. Давай-ка успокаивайся и пойдем попросим вернуть твою игрушку. Попросишь сам, чтобы тебе вернули ее? Если не получится, я тебе помогу, мы вернем ее, и в другой раз ты обязательно сумеешь справиться с этим сам».
Иногда можно сказать несколько спокойных фраз обидчику. Если его мама рядом, то это излишне – она должна сделать это сама. Но если мама сидит где-то на другом конце площадки и не обращает внимания на то, как ее чадо обижает других детей, то стоит поговорить с ребенком. «Нельзя бить Вову, Вове больно. Ты же хороший мальчик, хорошие люди не обижают других. Ты можешь попросить вежливо, можешь предложить поменяться, а бить нельзя».
В другой день может оказаться, что ваш малыш «на другой стороне баррикад». Что не его обидели, а он обидел кого-то. И на подобные случаи тоже нужно уметь реагировать правильно. Не надо ругать ребенка – нужно спокойно объяснять, что так поступать нельзя. Напомнить, что, когда ваш малыш бывал в подобной ситуации в роли обиженного, ему было неприятно, больно, плохо. Необходимо учить кроху извиняться перед обиженным ребенком. Если плохое поведение повторяется, то стоит увести его с площадки, несмотря на протесты. Необходимо объяснить ребенку, что вам придется уводить его домой каждый раз, когда он будет обижать кого-то. Можно вместе с малышом попробовать извиниться перед обиженным.
Очень важно уже сейчас начинать учить малыша адаптивным способам поведения, которые будут помогать ему в жизни, а не мешать. Многие дети проходят через обиды, ссоры в песочнице и шишки в детском садике, через дразнилки в школе и вспышки собственной агрессивности. Но самое главное – чтобы ребенок был любим и чтобы родители понимали его и поддерживали, тогда он будет более уверен в себе, его мир будет более безопасным и стабильным и ему будет легче справляться с любыми трудностями.