Илибаева Анна Сергеевна
Концептуальное изложение «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок»
▼ Скачать + Заказать документы
"Детский сад Тополёк" п. Демьянка - филиал МАУ ДО
"Детский сад "Солнышко" п. Туртас
Уватского муниципального района
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Тема «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр–головоломок»
Выполнил:
Воспитатель
Первой квалификационной категории
«Детский сад Тополек» п. Демьянка
- филиал МАУ ДО «Детский сад
Солнышко» п. Туртас УМР
Публикация «Концептуальное изложение „Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Илибаева Анна Сергеевна
п. Демьянка - 2022 год
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому – И я пойму!
Дошкольное детство – короткий период, закладывающий фундамент будущей личности ребёнка и во многом его определяющий, всё же является периодом, когда все дети одинаково хороши и равны. Чтобы каждый маленький человечек чувствовал себя в будущем уверенно, мог найти правильный выход из сложившейся ситуации, принять быстрое решение, необходимо заниматься его интеллектуальным развитием.
Проблемы интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста должны занимать одно из центральных мест в работе дошкольного образовательного учреждения. Этот вопрос стал наиболее актуальным в связи с обучением детей с 6-ти летнего возраста в школе. Нередко приходится сталкиваться с таким явлением: ребёнок, поступающий в школу, имеющий определённый запас знаний, умений и навыков, который на первый взгляд кажется достаточным для данного возраста (читает, считает, пишет, в школе сталкивается с определёнными трудностями. У ребёнка постепенно снижается успеваемость, особенно к концу начальной школы, он не понимает и не усваивает материал школьного курса.
Что же происходит? Оказывается, ребёнок не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления – у него недостаточно развито логическое мышление, он не может строить умозаключения. Школьное обучение с первых же шагов требует систематического усвоения обобщённых знаний, умения выстраивать их в логическую систему, последовательно расширять и делать обоснованные выводы. Иными словами, оно требует достаточно развитого логического мышления.
Истоки всего этого находятся в дошкольном возрасте. Если учесть, что 80% интеллектуальных возможностей человека формируется до 8 лет, важно не упустить тот «золотой возраст», который находится в наших руках.
Ребёнок в дошкольном возрасте уже способен устанавливать различные связи и отношения между предметами, он стремится объяснить то, с чем сталкивается в жизни. Поэтому взрослые должны давать правильное объяснение элементарным физическим, биологическим и общественным явлениям, а не ограничиваться ознакомлением детей только с отдельными объектами. Обучение дошкольников целесообразно строить не на отвлечённых и искусственных для этого возраста знаниях, а в специфически «детских» деятельностях, в играх и занятиях с понятным и необходимым для детей содержанием, обеспечивая при этом высокий уровень развития интеллектуальных возможностей.
Ярким примером для развития логического мышления детей дошкольного возраста могут послужить игры-головоломки - лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения "ломать голову" и означает, как несложно догадаться, решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность. Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Головоломки носят предельно абстрактный обобщённый характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Но, в этом то, как раз и состоит одно из главных их достоинств - решение проблемы разными нестандартными способами. Они способствуют развитию таких качеств, как: логическое мышление, гибкость, сопротивляемость стереотипному влиянию прошлого уже имеющегося опыта. Обладание такими качествами позволяют человеку в дальнейшем решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания.
Золотое правило для выбора головоломок – задача должна немного превосходить возможности ребёнка, это лучший стимул интеллектуального роста. Но и не стоит сильно завышать планку. Иначе ребёнок быстро потеряет интерес как к слишком простым, так и к слишком сложным для него играм.
Головоломка, которая попадает в руки человеку, вызывает много положительных чувств и эмоций. Головоломка - идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Головоломки очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот, почему многие головоломки поддаются детям очень легко.
Как показывает наблюдение за работой коллег в дошкольных организациях, на практике не достаточно используются головоломки, требующие известной остроты ума и хороших способностей к пространственному моделированию. Это связано с не регулярным и не систематическим применением игр-головоломок в своей работе. Так же, отсутствие умения у педагогов классифицировать головоломки, подобрать правильность пути (от простого к сложному, не учитываются предпочтения детей, возрастные особенности.
Цель данной работы: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр–головоломок.
Для решения данной цели были сформулированы задачи:
-изучить методическую литературу основоположников, разработчиков игр-головоломок;
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления;
-ознакомиться с методами, методиками, технологиями, которые применяются для развития логического мышления дошкольников;
-разработать программу дополнительного кружка на год «Мир головоломок»;
-реализовать работу дополнительного кружка;
-подобрать и оформить картотеку игр-головоломок;
-распространить накопленный опыт по данной проблеме в профессиональной сфере.
С января 2021 года мы экспериментальным путём активизировали внедрение игр-головоломок. Для выявления уровня интеллектуальных возможностей детей мы предлагали им игры-головоломки в различных видах деятельности. Кроме того, была проведена оценка образно-логического мышления Л. А. Венгера и оценка словесно-логического мышления по методике Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. По итогам проведённых диагностик данная проблема получила своё подтверждение. Детей с высоким уровнем логического мышления не было выявлено, средний уровень был у 55% детей, с низким уровнем было 45% детей. На основе результатов мы разработали годовую программу кружка дополнительного образования «Мир головоломок». При разработки занятий мы опирались на методические работы: В. И. Красноухова, З. А. Михайловой, Л. А. Венгер, В. С. Мухиной, Е. М. Кац, Б. А. Кордемского. С октября месяца программа весьма успешно реализуется в старшей группе. Результат заметен на основных занятиях. Детям легко стали даваться математические задания, составление рассказов, аппликация, лепка, конструирование, рисование, физическая культура. Так же динамику заметили родители, дети стали не стандартно мыслить, рассуждать, больше фантазировать, задавать интересные вопросы, и развёрнуто отвечать. В занятия были включены игры по межполушарному развитию, логоритмические, пальчиковые, двигательные.
О влиянии головоломок на общее и в большей степени на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделено в работах З. А. Михайловой. Головоломки способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе. Михайлова относит головоломки к разряду развлечений, подчеркивает, что любая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего «замаскирована» занимательными внешними условиями задачи.
Изучив методическую литературу З. А. Михайловой, была заимствована для работы проблемно-игровая технология. Это технология развития, при реализации которой ребёнок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него творческого результата. Главным компонентом технологии является : активный, осознанный поиск ребёнком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Проблемно-игровая технология направлена на применение разнообразных игр-головоломок. Ребенок не ограничен в поисках практических действий, активно экспериментирует, общается по поводу хода развития ситуации, разрешает противоречия и ошибки, проявляет радость и огорчение, другие интеллектуальные эмоции.
При использовании проблемно-игровой технологии исключаются : показ, подробное объяснение задания, гиперопека ребенка.
Задача педагога при использовании проблемно-игровой технологии : обеспечение активности ребенка в деятельности.
Эта технология отлично реализуется на занятиях с играми-головоломками.
Многообразие игр-голволомок, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. Можно выделить пять основных групп по видам головоломок:
1. Устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады, данетки, скороговорки анаграммы и т. п.);
2. Механические головоломки – предметы, специально изготовленные как головоломки, чаще производственного масштаба (проволочные, шнурковые, складушки, узлы, кубик - рубик, змейка, пятнашки, кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, тетрис и т. п.);
3. Печатные головоломки – напечатанные или нарисованные картинки, в которых надо нарисовать или собрать какие-то символы по определённым правилам (лабиринты, кроссворды, ребусы, шарады, оптические иллюзии, «Найди отличия» и т. п.);
4. Головоломки с предметами – логические задачи с обычными бытовыми предметами (задачи со спичками, монетами, картами и т. п.);
5. Специальные головоломки – логические задачи, возникающие в «узкоспециальных» областях и требующие определённых знаний в этой области (шахматы, шашки и т. п.).
Головоломки интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Они вызывают у детей огромный интерес, удивление, эмоционально захватывают. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможен без активной мыслительной деятельности. Такие важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются лишь в умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Для решения головоломок пригодятся все навыки и умения. В ходе решения головоломки приходится собирать и анализировать информацию, откидывать лишние данные, которые запутывают, и находить тот самый недостающий бит информации, который приведет к победе над головоломкой.
Дети, любя игру и игрушку, идут на это и преодолевают неуверенность перед будущей трудностью выполнения задания. Задачи с головоломками позволяют задействовать различные психологические качества, способности, эмоции ребёнка, способствуют развитию умений находить выход из любого положения, приобретению необходимой уверенности в себе.
Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы. Эти качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Приобщение детей к решению головоломок, станет частью подготовки к школе. И дело не только в том, что они развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.
Появление у ребёнка способности к самоконтролю и саморегуляции своей деятельности значительно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, что является важнейшим условием интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста.
Ещё одним немаловажным аргументом в пользу головоломок является возможность тренировки мелкой моторики.
Кроме всего прочего, стоит отметить, что головоломки не только полезны для здоровья и развития интеллекта. Но и являются невероятно интересным увлечением, которое позволит с интересом провести время. А также это полезное хобби, которое объединяет множество интересных людей и расширяет горизонты общения.
Перечень литературы:
1. Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет», -М., 2005 г.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» ,-М., 2003 г.
3. Михайлова З. А. «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста», «Образовательные ситуации в детском саду», «Игровые задачи для дошкольников», «Игровые занимательные задачи для дошкольников» -СПб., 2008 г.
4. Корепанова М. В. «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников», Волгоград, 2004 г.
5. Кац Е. М. методические пособия «Необычная математика», «Математика вприпрыжку», «Математика с ножницами», -М., 2021 г.
6. Видеоматериал, лекции: Красноухова В. И., Новичковой И. А.