Надежда Охотникова
Коммуникативный подход к обучению иностранному языку как альтернатива дифференцированному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативный подход к обучению иностранному языку, как альтернатива дифференцированному обучению.
Современные требования к обучению иностранным языкам предполагают овладение обучающимися коммуникативной компетенцией. Сегодня уже недостаточно иметь большой словарный запас, уметь грамотно строить словосочетания и предложения, правильно использовать и согласовывать времена, гораздо важнее уметь общаться на языке, то есть выражать себя. Человек, полностью освоивший все грамматические правила, умеющий грамотно строить предложения, может обнаружить трудности в реальном общении на иностранном языке. А ведь именно к этому стремится каждый обучающийся, который видит практическую ценность языка в возможности запросить необходимую ему информацию и выразить свои мысли на изучаемом языке.
В связи с этим перед учителем стоит довольно сложная задача – перевести любое задание в коммуникативное русло, то есть так организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы у них возникла потребность говорить на иностранном языке. Роль же самого учителя должна быть сведена к минимуму. Очень важно подавить в себе естественное желание поправлять все грамматические ошибки учеников и при малейшей их запинке продолжать говорить за них. Нужно научиться быть не назидателем, а советчиком и помощником, который вмешивается только, когда его просят о подсказке. Лишь при таких условиях разрушится пресловутый языковой барьер, а учащийся по-настоящему увлечётся процессом изучения языка и начнёт получать удовольствие от учёбы. При этом, основное внимание нужно уделять парному и групповому обучению, где обучающийся чувствует себя максимально раскрепощенно среди своих сверстников, разделяющих его интересы и готов к общению, т. к. он больше ориентируется на своих товарищей по группе, чем на учителя как на модель.
На сегодняшний день существует множество различных методов и технологий коммуникативного обучения: проекты, игровые упражнения, проблемное обучение, театрализации и многие другие. Однако любой текст и задание из учебника также можно сделать максимально коммуникативным, а также дать возможность высказаться всем ученикам даже в очень большом классе, не потратив на это весь урок и не затратив на подготовку к уроку много времени.
Например, при изучении темы «Повседневная жизнь семьи. Быт.» в 11 классе мы читаем тексты о Викторианских семьях. Обучающиеся делятся на пары, один читает текст про семьи среднего класса, другой про семьи рабочего класса и выписывают их основные характеристики, затем обсуждают тексты и обмениваются информацией в устной форме, выявляя сходства и различия. На этапе рефлексии обучающиеся делают вывод, какие преимущества и недостатки в жизни детей рабочего и среднего класса викторианской эпохи они находят.
Даже изучение грамматического материала можно сделать более интересным, если не просто объяснять скучное правило, а дать это правило применить сначала в речевой практике. Например, повторяя тему презент прогрессив в рамках изучения национальных праздников можно принести фото, на котором люди празднуют, например, индийский праздник Дивали и спросить учащихся, что они делают, побуждая использовать при построении предложений презент прогрессив.
Очень важным аспектом коммуникативного обучения является также преподавание на иностранном языке. Это означает, что все инструкции, задания и даже элементарные просьбы типа «одолжите мне ручку», «можно выйти из класса» и т. п. должны озвучиваться на изучаемом языке, как учителем, так и учениками. Не стоит прибегать к родному языку даже в ситуациях недопонимания, лучше использовать жесты, мимику, демонстрацию наглядностей и перефразирование. Даже ученики со слабыми знаниями вполне способны понять элементарные инструкции, подкреплённые таким образом.
Коммуникативный подход позволяет легко осуществлять дифференцированное обучение, так как каждый строит свою речь согласно своим знаниям и возможностям, не чувствуя дискомфорта в среде таких же учеников, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого. Учителю же в свою очередь не приходится отдельно готовить задания для каждого уровня, а обучающиеся не считают себя сильными или слабыми, получая «лёгкие» и «сложные» задания, так как задание звучит для всех одинаково.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что коммуникативный подход даёт учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу и решать важнейшие задачи современного образования.