Лучший педагог года

Коммуникативное взаимодействие родителей и неговорящих детей младшего дошкольного возраста

Залукаева Ольга Владимировна
Коммуникативное взаимодействие родителей и неговорящих детей младшего дошкольного возраста

Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все стороны формирующейся личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности

(И. Т. Власенко, Р. И. Лалаева,И. Ю. Левченко, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева и др., нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия

(Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова и др.). При этом изучение и анализ литературы свидетельствуют о том, что до настоящего времени не в полной мере представлено такое направление коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР1 уровня, как взаимодействие неговорящего ребенка с родителями.

Публикация «Коммуникативное взаимодействие родителей и неговорящих детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Были выделены типы взаимодействия родителей с детьми с целью получения полной информации о коммуникативной деятельности детей. Мы сочли необходимым в условиях эксперимента поставить детей и их родителей в различные коммуникативные ситуации, а содержание экспериментальных ситуаций наполнить таким образом, чтобы все они были последовательны и одна дополняла другую.

Разрабатывая содержание экспериментальных ситуаций, мы учитывали исходный уровень развития речевой и коммуникативной деятельности детей. Мы полагали, что только в различных ситуациях можно сравнительно полно и точно зафиксировать для каждого ребенка и каждого родителя характерные особенности их коммуникативной деятельности и речевого поведения. В содержание эксперимента были включены пять коммуникативных ситуаций, в которых должны были общаться

Ситуация 1. «Встреча».

Эксперимент проводился в логопедическом кабинете, куда мы приглашали маму и ребенка. В это время происходила их адаптация к новой обстановке и незнакомому человеку.

Ситуация 2. «Знакомство».

С ребенком проводилась беседа у стола, на котором были разложены различные предметы, а также находилась специально приготовленная игрушка (плюшевый медведь). Ситуация носила несколько провокационный характер, поскольку игрушка могла привлекать внимание ребенка больше, чем беседа, и отвлекать его от взрослого. Маму к участию в беседе мы не приглашали.

Ситуация 3. «Подготовка к игре».

Мы предлагали ребенку собрать для игры три игрушки, находящиеся в разных местах комнаты. В первом случае, не прилагая особых усилий, из всех разложенных на столе предметов ребенку нужно было выбрать резиновую игрушку; во втором - необходимо было приложить некоторые усилия (подпрыгнуть, подтянуться, встать на цыпочки и т. п., чтобы достать мягкую игрушку с низкого шкафа; в третьем – преодолеть серьезное препятствие, поскольку игрушка находилась далеко от него (нужно поставить стул к шкафу, встать на него и достать игрушку с верхней полки или обратиться за помощью к взрослому).

Ситуация 4. «Постройка домика».

Ребенка просили построить домик из деревянного конструктора для одной из игрушек, которые он собирал в предыдущей экспериментальной ситуации. При этом одна часть (меньшая) кубиков находилась на столе, другая часть - у мамы, третья часть (большая)

- y экспериментатора. Ребенок мог отказаться от выполнения задания, закончить работу после использования тех кубиков, которые находились на столе, или после использования тех кубиков, которые были у него и у мамы, а мог выполнить задание и завершит работу до конца.

Ситуация 5. «Курочка Ряба»

Рядом с постройкой ребенка разыгрывается фрагмент из сказки «Курочка Ряба». Предлагалось разместить в построенном домике вторую игрушку, при этом его распоряжение поступает весь строительный материал. Родителю было предложено включить в деятельность ребенка.

Мы допускали, что для трехлетних детей с ОНР предложенные коммуникативные задачи могли оказаться трудными, но полагали, что именно в этих условиях они проявят индивидуальное своеобразие и потенциальные возможности коммуникативной и речевой деятельность

Фактические данные, полученные в процессе наблюдений за детьми и их родителями в серии экспериментальных ситуаций, отмечались в протоколах наблюдений.

На основе сравнительного анализа поведения детей в экспериментальных ситуациях были выделены основные группы характеристик общения детей с ОНР :

-- продолжительность времени для налаживания контакта со взрослым;

-- отсутствие обратной связи в процессе взаимоотношений с ним;

-- неоднозначный эмоциональный настрой (с положительным или отрицательным оттенком) на взаимодействие со взрослым;

-- инициативность в обращении за помощью к взрослому в процессе взаимодействия с ним при совместном решении задачи;

-- использование неречевых средств в процессе общения.

Мы обозначили и ряд специфических особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР :

-- они испытывали некоторые трудности коммуникативного характера не только в ситуации взаимодействия с незнакомым, но и с близким взрослым родителем;

-- при решении практической задачи не могли ориентироваться на одновременно выделяемые объекты: игрушки и взрослого, а также не могли переключаться с одного объекта на другой хотя этого требовала ситуация, в которой они находились.

Выделенные общие и специфические особенности, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что дети с ОНР не овладели ни одним из компонентов коммуникативной деятельности в той мере, в какой это оказалось доступным их нормально развивающимся сверстниками. Как показывают результаты эксперимента, задачи взаимодействия в деятельности с другим человеком, сохранения активности и инициативности в условиях коммуникативной деятельности, стремления к достижению совместного результата практической деятельности на основе общения для большей части с ОНР оказались недоступными.

Констатирующий эксперимент позволил выделить ряд качественных характеристик общения родителей с детьми :

--наблюдалась неэмоциональность родителей на трудности своих детей, вне зависимости от характера деятельности (коммуникативная, речевая, в которой они их испытывали. Родители не стремились поддержать своих детей эмоционально;

-- в процессе оказания помощи детям мамы использовали показ, не требовали от детей оречевления действий. При взаимодействии с детьми мамы создавали такие условия, в которых им не приходилось прикладывать речевых усилий.

Были выявлены типы взаимодействия родителей с детьми во всех пяти сериях эксперимента, в большинстве случаев мамы детей с ОНР подавляли, контролировали активность ребенка. В тех случаях, когда у детей наблюдались трудности, они показывали, как можно добиться правильного выполнения (40%) или самостоятельно выполняли задание за ребенка (60%). Кроме того, мамы практически не вступали в речевое взаимодействие с детьми.

Таким образом, на основе данных, полученных в эксперименте с детьми с ОНР и в процессе взаимодействия со взрослыми, можно констатировать следующее:

-- у детей обнаруживается отставание в развитии коммуникативной деятельности от полноценно развивающихся сверстников;

-- выделен негативный социальный фактор некомпетентности мам в общении с детьми с ОНР, приводящий к дефициту и нарушению в развитии.

Публикации по теме:

Аппликация «Дом моей семьи». МК для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период самоизоляцииАппликация «Дом моей семьи». МК для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период самоизоляции Задачи: формировать представления о семье и её членах. Формировать умение составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста» Внимание бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. В младшем дошкольном возрасте у детей непроизвольное внимание. Ребенок может.

Консультация для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Новогодняя ёлка у вас дома»Консультация для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Новогодняя ёлка у вас дома» Шумные и весёлые новогодние праздники с представлениями и подарками общеприняты во всех образовательных дошкольных и школьных учреждениях,.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?» Просматривая фотографии своего младшего сына и (по совместительству) воспитанника моей семейной группы, сделанные в осенний период, я решила.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.

Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста» Жизнь ребенка дошкольного возраста – это игра! Играя, ребенок развивается, взрослеет, проживает счастливое детство! Поэтому всегда.

Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Каждому ребенку необходимо разное количество часов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативное взаимодействие родителей и неговорящих детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 23:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативное взаимодействие родителей и неговорящих детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Залукаева Ольга Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД