Залукаева Ольга Владимировна
Коммуникативное взаимодействие родителей и неговорящих детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все стороны формирующейся личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности
(И. Т. Власенко, Р. И. Лалаева,И. Ю. Левченко, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева и др., нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия
(Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова и др.). При этом изучение и анализ литературы свидетельствуют о том, что до настоящего времени не в полной мере представлено такое направление коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР1 уровня, как взаимодействие неговорящего ребенка с родителями.
Темочки:
- Неговорящие дети
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Были выделены типы взаимодействия родителей с детьми с целью получения полной информации о коммуникативной деятельности детей. Мы сочли необходимым в условиях эксперимента поставить детей и их родителей в различные коммуникативные ситуации, а содержание экспериментальных ситуаций наполнить таким образом, чтобы все они были последовательны и одна дополняла другую.
Разрабатывая содержание экспериментальных ситуаций, мы учитывали исходный уровень развития речевой и коммуникативной деятельности детей. Мы полагали, что только в различных ситуациях можно сравнительно полно и точно зафиксировать для каждого ребенка и каждого родителя характерные особенности их коммуникативной деятельности и речевого поведения. В содержание эксперимента были включены пять коммуникативных ситуаций, в которых должны были общаться
Ситуация 1. «Встреча».
Эксперимент проводился в логопедическом кабинете, куда мы приглашали маму и ребенка. В это время происходила их адаптация к новой обстановке и незнакомому человеку.
Ситуация 2. «Знакомство».
С ребенком проводилась беседа у стола, на котором были разложены различные предметы, а также находилась специально приготовленная игрушка (плюшевый медведь). Ситуация носила несколько провокационный характер, поскольку игрушка могла привлекать внимание ребенка больше, чем беседа, и отвлекать его от взрослого. Маму к участию в беседе мы не приглашали.
Ситуация 3. «Подготовка к игре».
Мы предлагали ребенку собрать для игры три игрушки, находящиеся в разных местах комнаты. В первом случае, не прилагая особых усилий, из всех разложенных на столе предметов ребенку нужно было выбрать резиновую игрушку; во втором - необходимо было приложить некоторые усилия (подпрыгнуть, подтянуться, встать на цыпочки и т. п., чтобы достать мягкую игрушку с низкого шкафа; в третьем – преодолеть серьезное препятствие, поскольку игрушка находилась далеко от него (нужно поставить стул к шкафу, встать на него и достать игрушку с верхней полки или обратиться за помощью к взрослому).
Ситуация 4. «Постройка домика».
Ребенка просили построить домик из деревянного конструктора для одной из игрушек, которые он собирал в предыдущей экспериментальной ситуации. При этом одна часть (меньшая) кубиков находилась на столе, другая часть - у мамы, третья часть (большая)
- y экспериментатора. Ребенок мог отказаться от выполнения задания, закончить работу после использования тех кубиков, которые находились на столе, или после использования тех кубиков, которые были у него и у мамы, а мог выполнить задание и завершит работу до конца.
Ситуация 5. «Курочка Ряба»
Рядом с постройкой ребенка разыгрывается фрагмент из сказки «Курочка Ряба». Предлагалось разместить в построенном домике вторую игрушку, при этом его распоряжение поступает весь строительный материал. Родителю было предложено включить в деятельность ребенка.
Мы допускали, что для трехлетних детей с ОНР предложенные коммуникативные задачи могли оказаться трудными, но полагали, что именно в этих условиях они проявят индивидуальное своеобразие и потенциальные возможности коммуникативной и речевой деятельность
Фактические данные, полученные в процессе наблюдений за детьми и их родителями в серии экспериментальных ситуаций, отмечались в протоколах наблюдений.
На основе сравнительного анализа поведения детей в экспериментальных ситуациях были выделены основные группы характеристик общения детей с ОНР :
-- продолжительность времени для налаживания контакта со взрослым;
-- отсутствие обратной связи в процессе взаимоотношений с ним;
-- неоднозначный эмоциональный настрой (с положительным или отрицательным оттенком) на взаимодействие со взрослым;
-- инициативность в обращении за помощью к взрослому в процессе взаимодействия с ним при совместном решении задачи;
-- использование неречевых средств в процессе общения.
Мы обозначили и ряд специфических особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР :
-- они испытывали некоторые трудности коммуникативного характера не только в ситуации взаимодействия с незнакомым, но и с близким взрослым родителем;
-- при решении практической задачи не могли ориентироваться на одновременно выделяемые объекты: игрушки и взрослого, а также не могли переключаться с одного объекта на другой хотя этого требовала ситуация, в которой они находились.
Выделенные общие и специфические особенности, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что дети с ОНР не овладели ни одним из компонентов коммуникативной деятельности в той мере, в какой это оказалось доступным их нормально развивающимся сверстниками. Как показывают результаты эксперимента, задачи взаимодействия в деятельности с другим человеком, сохранения активности и инициативности в условиях коммуникативной деятельности, стремления к достижению совместного результата практической деятельности на основе общения для большей части с ОНР оказались недоступными.
Констатирующий эксперимент позволил выделить ряд качественных характеристик общения родителей с детьми :
--наблюдалась неэмоциональность родителей на трудности своих детей, вне зависимости от характера деятельности (коммуникативная, речевая, в которой они их испытывали. Родители не стремились поддержать своих детей эмоционально;
-- в процессе оказания помощи детям мамы использовали показ, не требовали от детей оречевления действий. При взаимодействии с детьми мамы создавали такие условия, в которых им не приходилось прикладывать речевых усилий.
Были выявлены типы взаимодействия родителей с детьми во всех пяти сериях эксперимента, в большинстве случаев мамы детей с ОНР подавляли, контролировали активность ребенка. В тех случаях, когда у детей наблюдались трудности, они показывали, как можно добиться правильного выполнения (40%) или самостоятельно выполняли задание за ребенка (60%). Кроме того, мамы практически не вступали в речевое взаимодействие с детьми.
Таким образом, на основе данных, полученных в эксперименте с детьми с ОНР и в процессе взаимодействия со взрослыми, можно констатировать следующее:
-- у детей обнаруживается отставание в развитии коммуникативной деятельности от полноценно развивающихся сверстников;
-- выделен негативный социальный фактор некомпетентности мам в общении с детьми с ОНР, приводящий к дефициту и нарушению в развитии.