Белянова Мария
Коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста является приоритетным направлением в развитии образовательной системы, поскольку социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми [2].
Публикация «Коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя и найти свое место в этом непростом мире. Общительность, умение контактировать с окружающими - важнейшая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Развитие этой способности является одним из важнейших условий нормального психологического развития ребенка, а также, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Потребность в общении начинает развиваться очень рано. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении со взрослым и со сверстниками имеет свои особенности. Взрослый более понятный и чуткий партнер по общению: учит речевым нормам, знакомит с новыми словами, словосочетаниями; стимулирует потребность в употреблении новых слов;- понимает ребенка даже при непонятной речи (в этом минусы общения со взрослым – ребенку не нужно прилагать усилий, чтобы его поняли).
Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний. Общение ребенка со взрослым опережает по уровню своего развития общение ребенка со сверстником. Это свидетельствует о том, что общение со взрослым, задавая "зону ближайшего развития", ведет за собой общение сверстников [1].
Общение дошкольника 4 – 5 лет приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном детстве осуществляется переход к внеситуативным формам общения, т. е. выходящим за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Ребенок становится способным общаться по поводу различных предметов и явлений, отсутствующих в зоне восприятия [1].
Возрастная динамика показывает, что чем младше ребенок, тем больше у него разрыв между уровнем общения со взрослым и со сверстником, к концу дошкольного возраста уровень общения детей в обеих сферах несколько сближается. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Сверстник как партнер по общению не пытается угадать желание и настроение своего приятеля. Совместные игры и деятельность побуждают к развитию словарного запаса, необходимость договориться о правилах игры заставляет ребенка стараться более четко выражать свои намерения и желания, высказываться яснее и понятнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой, т. о. дети учат друг друга разговаривать. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Т. о., общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Она определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к самопознанию. [2]
Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды, оно становится приоритетным. Ребенок осознает, что другие дети «такие же, как он». Это не означает, что он не видел и не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками, это коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», «параллельно» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство. Дети активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на другой. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач: совместная игра; навязывание собственных образцов; управление действиями партнера и контроль за их выполнением; постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения соответствующих действий: требовать, приказывать, обманывать, жалеть, доказывать, спорить. [ 3]//.
Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, во много раз более аффективны, чем при общении со взрослым. Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.
Контакты детей нестандартны и не регламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и т. д. В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности. С возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его нерегламентированность и раскованность В общении со сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание, пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми. [4]
В это время формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, межличностные отношения детей становятся более глубокими. Поэтому так важны занятия по развитию коммуникативных навыков и умений в этот период.
Программа занятий.
Для коммуникативного развития детей 4 - 5 лет была составлена игровая программа. Игры и упражнения имели задачи научить детей : входить в контакт со сверстниками; участвовать в коллективном обсуждении темы; вести конструктивный диалог; успешно взаимодействовать с партнерами, распределять роли и следовать им; выслушать другого человека, не перебивая; отстаивать своё мнение.
Задачи программы включали в себя также: создание эмоционально положительного игрового пространства, снятие напряженности и снижение тревожности; повышение принятия ребенком себя.
Структура занятий:
Разминка.
Занятие по программе - игры, упражнения, беседы.
Групповое обсуждение. Ребята высказывались о том, что им было интересно, что - не очень, что было легко, что - трудно.
Показатели для педагогического наблюдения: спонтанность поведения, эмоциональные реакции на препятствия. Особое внимание пассивным детям, не включающимся в игру.
В структуре занятий основной акцент делался на групповое обсуждение, (с обязательным высказыванием каждого ребенка) происходящего «здесь и теперь», если не удавалось уложиться по времени, сокращались игры или упражнения, но обсуждение было обязательным.
Критерии эффективности занятия: спонтанное, естественное поведение детей, активность и положительный фон в процессе занятия.
Формат программы: программа рассчитана на 5 занятий, по 20 – 25 минут, 1 раз в неделю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений. – М. : Academia, 2009. – 640 с.
2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов. - М. : Высшее образование; МГППУ, 2007.- 460 с.
3. Психология человека от рождения до смерти/ Под общей редакцией
А. А. Реана. - М. : Издательство АСТ, 2015.- 656 с.
4. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка.
Учебное пособие / Ред. -сост. Г. В. Бурменская / Изд. 2-е. – М. :
Московский психолого-социальный институт, 2005. – 656 с.
5. Черенкова О. А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности : Дисс. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. - Пенза, ГПУ им. В. Г. Белинского, 2008.- 204 с.