Бельш Елена Юрьевна
Коммуникативная игра как средство социализации дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Коммуникативная игра как средство социализации дошкольника»
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умение выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Публикация «Коммуникативная игра как средство социализации дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Начиная работу по внедрению коммуникативных игр в практику работы, я определила для себя основную цель и задачи:
Цель:
Оказание помощи детям во вхождении в социальный мир, в формировании социальной уверенности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать коммуникативные качества ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний;
- развивать у детей социальные навыки : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты;
- воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
Моя роль заключается в том, чтобы организовать с детьми совместную игру, участвовать в ней в качестве игрового партнера и чтобы воспитанники чувствовали, что мне так же интересно играть с ними, как им самим.
В своей работе с детьми на музыкальных занятиях, индивидуальной работе, праздниках и развлечениях для развития коммуникативных способностей использую музыкальные коммуникативные : танцы,игры, игры-приветствия. ритмические игры и игры с музыкальными инструментами.
Цель:
1. Сформировать у ребёнка активное творческое восприятие музыки.
2. Способность получить наслаждение от контакта с музыкой, игрой совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным.
Для систематизации работы условно разбила коммуникативные игры на несколько различных направлений:
1. Игры и упражнения на двигательное раскрепощение ребёнка.
2. Игры и упражнения на развитие речи.
3. Игры и упражнения на развитие эмоций
4. Игры и упражнения на воспитание командного духа.
Игры были подобраны таким образом, чтобы их можно было использовать как в процессе совместного общения педагога с детьми, так в свободное время.
Игры проводятся в старших возрастных группах один раз в неделю, их продолжительность 15 -20 минут. В начале каждой встречи используется ритуальная игра - приветствие для настроя детей, в конце – ритуал расставания.
Я предлагаю вам несколько игр:
1-Упражнение- игра «Лук, тыква, кукуруза»- игра для развития чувства ритма, развитие фантазии и музыкальной памяти детей.
2-Игра-оркестр «Осенняя Полечка»-развитие ритмического слуха, музыкальной памяти детей, воспитание коммуникативных навыков в игре, доброжелательное отношение к друг другу и радость от совместной игры.
3- игра «Лётчики на эродром!»
Задачи:
учить ориентироваться в пространстве, используя различные виды имитационных движений;
развивать знания о странах и континентах,
совершенствовать коммуникативные навыки;
способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе.
Играя с детьми, оказываю им практическую помощь в социальной адаптации средствами музыки.
- развиваю средства невербальной коммуникации : мимику, пантомимику, жестикуляцию;
- создаю позитивное отношение к собственному телу, развиваю способность управлять им;
- способствую развитию умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
- учу определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
- воспитываю доверительные отношения друг другу;
- способствую формированию невербального воображения, образного мышления.
Игры «Путаница», «Веселая зарядка», «Насос и мяч», «Олени», «Волшебные водоросли» способствуют снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий, эмоционального раскрепощения детей. При проведении таких игр использую музыкальное сопровождение, которое способствует созданию и поддержанию эмоционального фона.
Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, что стимулирует их на совместную организацию последующих действий «вместе». Отмечается уменьшение ссор между воспитанниками.
Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика – наши первые помощники в общении. Ребенок 3 – 6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонация должны лишь эмоционально дополнять речь ребенка. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия.
Известно, что помимо вербального общения, важное место занимает невербальные коммуникации.
Игры и упражнения на развитие речи способствуют развитию языка жестов, мимики и пантомимики. Они помогают понять, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Развитие последних помогает избежать множества комплексов и неуверенности в себе.
К категории этих игр относится практически весь детский фольклор (потешки, песенки, прибаутки, переклички). Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. («Ладушки», «Ай, гугу, не кружись на лугу», «Сорока – белобока» и др.)
Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет не только лучше понимать своего собеседника, но и приносит определенную живость в общение детей друг с другом.
Для преодоления застенчивости в практике использую игры-пантомимы. Такие игры способствуют сближению воспитанников и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Это всем известные игры «Где мы были, не скажем – а что делали, покажем», «Через стекло», «Изобрази сказку», «Расскажи стихи без слов». Любима детьми игра «Иностранец», в которой участники изображают иностранцев, незнающих местного языка, а один из игроков должен показать им свои игрушки, дом, пригласить пообедать, естественно, не говоря ни слова.
В играх «Сломанный телевизор», «Чей предмет», «Что изменилось», «Эхо», «Зеркало» дети учатся проявлять внимательность к другим людям, замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников. Игра «Испорченный телефон» направлена на понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.
Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они - отражение индивидуальности ребенка, его внутреннего состояния (грусть, радость, удивление, гнев, отвращение, страх). Доминирование отдельных эмоций у ребенка определяет характер его поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить.
Игры на развитие эмоций учат детей не только определять и объяснять свои эмоции, но и распознавать эмоциональные реакции других людей. Этому мы учимся благодаря использованию этюдов на выражение различных эмоциональных состояний: «Поссорились, помирились», «Волшебная школа», «Мое настроение», «Лисенок боится» и т. д.
Есть игры, способствующие снятию состояния эмоционального дискомфорта: «Мои эмоции», «Все наоборот», «Мое настроение», «Ролевая гимнастика», «Рисуем настроение музыки», «Музыка и эмоции». В игре «Мимическая гимнастика» - дети хмурятся, как осенняя тучка; пугаются, как заяц, увидевший волка и т. д.
Очень интересен приём «Волшебный мешок». Детям предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т. п. Этот мешок, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. При этом я тоже складываю в этот мешок свои отрицательные эмоции.
Игры на воспитание командного духа направлены на формирование доброжелательного отношения друг к другу. Они развивают не только представление о должном поведении, но и коммуникативные навыки, а также нравственные чувства, которые позволяют принимать, воспринимать и понимать чужие трудности и радости, как свои, учат детей действовать сообща.
Коммуникативные игры - это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувства «локтя», а так же множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.
В играх «Хвост дракона», «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умение действовать с учетом потребностей, интересов и поведения партнеров. Такая согласованность направляет внимание на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.
Игры «Прорви круг», «Поводырь», «Стиральная машина», «Бабушка Маланья» направлены на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
В игре «Скалолазы» предлагаю детям представить себя скалолазами, которые всей группой добрались до вершины скалы, но места на вершине очень мало, и стоять, можно только крепко обнявшись.
Для повышения детской самооценки, играю с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.
Как музыкальный руководитель в профилактической работе я использую коммуникативную игру, как наиболее интересную эффективную и мобильную форму достижения педагогических целей. Использовать данные игры также можно в работе и с родителями (законными представителями) на праздниках, развлечениях. На таких мероприятиях родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных играх вместе с детьми. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.
Анализируя результаты своей работы, я могу сделать вывод, что ценность и польза коммуникативных игр очевидна. Для детей игры имеют мощный воспитательный и обучающий эффект. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создавать эмоционально - положительный микроклимат в группе.
Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
Список используемой литературы:
1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития,1997