Инна Бедина
Коммуникативная деятельность детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная деятельность детей младшего дошкольного возраста
Социализация личности неотделима от способности ее к коммуникативной деятельности.
Коммуникативная деятельность — это деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению.
В детской психологии выделяют четыре основные формы общения:
1. ситуативно-личностное общение (0-6 мес. ,
2. ситуативно-деловая форма общения (6 мес. -2 года,
Публикация «Коммуникативная деятельность детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
3. внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет,
4. внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет).
В младшем дошкольном возрасте ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными. Основными средствами общения являются предмет и действия с ним.
Важнейшим приобретением детей данного возраста является понимание речи окружающих и овладение активной речью. Овладение речью позволяет детям перейти к сотрудничеству со взрослыми. Таким образом, рамки общения становятся тесными, а дети переходят к коммуникативной деятельности.
Мотив общения со сверстниками у ребенка формируется на основе потребности в новых впечатлениях, чуть позднее – в активности самого себя. Специфика взаимодействия связана, с тем, что между детьми разворачивается эмоционально окрашенная игра, которую нельзя наблюдать ни у ребенка наедине, ни в обществе взрослого. Роль сверстника в том, что он выражает поддержку и готовность к участию в игре с партнером, это приводит детей в радостное возбуждение, и приносит им огромное удовольствие от самого процесса игры.
В совместных играх дети сравнивают свои качества и умения с качествами и умениями сверстника. Мы можем наблюдать подражание действиям детей друг друга, совместное выполнение действий. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей радость и стремление пережить состояние общности с другим ребенком.
Потребность детей в общении друг с другом складывается постепенно на протяжении всего младшего дошкольного возраста. Первоначально нельзя рассматривать интересы и эмоциональное отношение детей друг к другу как общение, это лишь взаимодействие детей. Лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех форм общения может служить основанием для утверждения о сформированности общения.
Вместе с тем даже самые маленькие дети адресуют сверстнику действия, которые сложились у них в практике их общения со взрослыми. На первоначальном этапе становления общения среди детей младшего дошкольного возраста сверстник – это объект. Инициативность и чувствительность у ребенка по отношению к ровеснику возникают последними в коммуникативной потребности и становятся основными в общении сверстников.
Во взаимодействии с ровесником ребенок открывает в нем новые для себя качества, что является для него привлекательным и значимым, побуждающим его к контактам с ним.
Сотрудничество детей младшего дошкольного возраста друг с другом, несмотря на свою внешнюю простоту не укладывается в привычную схему общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Оно представляет собой действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве. Но эти действия лишены деловой цели, как это имеет место в ситуативно-деловом общении ребенка со взрослым. Это ярко эмоционально окрашенное общение: дети взаимодействуют друг с другом, но больше всего заняты тем, чтобы проявить себя.
В содержании совместной деятельности детей этого возраста отражается переживание ими своего сходства со сверстником, близость эмоциональных состояний. Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства для каждого ребенка ярко высвечивается, прежде всего, его собственная индивидуальность.
Общение со сверстниками у ребенка начинается с игр и занятий рядом, друг с другом; постепенно оно перерастает в совместную деятельность. Это и служит хорошей почвой для развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.