Ирина Войтова
Компьютерные игры как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в связи с информатизацией образования возникает необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс современных дошкольных организаций.
Информационно-коммуникационные технологии являются совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы для того, чтобы собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать и использовать информацию в интересах ее пользователей [1].
Публикация «Компьютерные игры как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С. Л. Новоселова указывает на то, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольной образовательной организации является достаточно мощным фактором обогащения умственной, эстетической, социальной и физической сфер [2].
В центре внимания ученых и педагогов-практиков находится использование компьютерных игр в развитии детей дошкольного возраста, в том числе для речевого развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяется образовательная область «Речевое развитие», в которой отмечается важность овладения речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества, развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [3].
Организуя работу по речевому развитию детей дошкольного возраста посредством компьютерных игр, мы выделяем следующие направления: развитие звуковой культуры речи; развитие словарного запаса; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи.
Для развития речи мы используем специально разработанные компьютерные игры и игры, разработанные нами и предлагаемые в форме мультимедийной презентации.
Компьютерная программа «Игры для Тигры» включает больше 50 упражнений разной сложности, объединенных в несколько блоков, включающих модули, упражнения в которых направлены на развитие определенных языковых и речевых компонентов (рис. 1) :
Рис. 1. Игры для Тигры
Компьютерная игра «Учимся говорить правильно» направлена на развитие (рис. 2) :
Рис. 2. Учимся говорить правильно
Приведем примеры игр, предлагаемых нами детям по выделенным направлениям работы по развитию речи, в форме мультимедийной презентации.
Для развития звуковой культуры речи у детей мы предлагает игру «Винни Пух», которая упражняет дошкольников в произношении звуков «з», «ж», дифференциации звуков «з», «ж». Дети выполняют задание Винни-Пуха и его друзей: произносят звуки «з», «ж», различают звуки «з», «ж».
Или игра «Дифференциация звуков р-л», которая помогает детям упражняться в произношении звуков «р», «л», дифференциации звуков «р», «л». Перед детьми стоит задача – поселить в домики картинки, собрать картинки.
С целью развития словарного запаса у дошкольников предлагаем игру «Овощи-фрукты», направленную на закрепление обобщающих понятий «овощи» и «фрукты», умения классифицировать предметы. Детям нужно сложить в корзинку, вазу, кастрюлю овощи и фрукты.
Игра «Фрукты» предлагается для закрепления у дошкольников представлений о фруктах, их свойствах и качествах, активизации в речи названий фруктов, введения в словарь детей обобщающего слова «фрукты». На слайде представлены фрукты, картинка сменяется, если ребенок правильно называет фрукт.
Чтобы развивать грамматический строй речи рекомендуем использовать игру «Предлоги», направленную на развитие пространственной ориентировки детей, формирование умения образовывать предложно-падежные формы существительных, использовать предлоги в, на, за, под и др. Предлагаются картинки поочередно, например: лисенок сидит в норе, сова сидит на дереве, заяц прячется в кусте. Педагог просит ребенка назвать положение каждого животного, если ребенок называет правильно –открывается следующий слайд.
Для развития связной речи у детей дошкольного возраста можно использовать игру «Любимая игрушка», ее цель – формирование умения у детей составлять словосочетания, предложения, составлять описательное, высказывание. Ребенку предлагается фото на слайде с изображением разных игрушек, ребенок называет его любимую. Затем предлагается схема составления описательного рассказа, сначала вся, затем последовательно каждый этап, согласно которому ребенок составляет описательный рассказ. Если ребенок правильно выполняет каждый этап, то складывается пазл и в конце получается выбранная им игрушка.
Рекомендуем соблюдать следующие условия при применении компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста (рис. 3) :
Рис. 3. Учимся говорить правильно
Таким образом, компьютер является неотъемлемой частью современного мира в целом, образования в частности, поэтому педагогам необходимо адаптировать компьютерные игры, которые привлекают современных детей, к образовательному процессу в условиях дошкольной организации. Что повысит качество образования, интерес детей, дети будут увлечены процессом, не замечая того, что они решают различные дидактические задачи.
Список литературы
1. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. – № 2. – С. 12-17.
2. Новосёлова С. Л., Реуцкая Н. А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1997. – 64 с.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.