Оксана Петровна Кащеева
Компьютерные игры и психологическая готовность дошкольника к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность нашего исследования обосновывается утверждением и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором установлен принципиально иной способ взаимодействия на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.
Темочки:
Для большинства родителей остается неясным представление о том, какое же влияние оказывают компьютерные игры на психологическую готовность дошкольника к школе. Стремление найти ответ на наиболее актуальный в наше время вопрос: «Какое же влияние оказывают компьютерные игры на психологическую готовность дошкольников?», - обусловило и выбор темы.
Цель исследования: выявить влияние компьютерных игр на психологическую готовность старшего дошкольника.
Объект исследования: Психологическая готовность старшего дошкольника к школьному обучению.
Предмет исследования: Компьютерные игры, как один из факторов, влияющих на уровень психологической готовности к школе.
Перед началом работы, в соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза, в которой мы предположили, что определенные компьютерные игры в которые играют дети, могут положительно влиять на такие показатели, как мыслительная деятельность, образная память, устойчивость и концентрация внимания, развитие мелкой моторики руки
Мы использовали следующие методы исследования: анализ литературных источников, диагностические методы, анкетирование, наблюдение, беседы с детьми и родителями, методы математической статистики, анализ полученных результатов.
Проанализировав литературные источники было установлено, что:
1. Психологическая готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Методологической основой нашего исследования явились труды таких психологов, как Л. И. Божович Л. С., Выготский, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Салмина, Д. Б. Эльконин и др.
В психологической готовности ученые выделяют два основных компонента :
интеллектуальная готовность, личностно - мотивационная готовность, на которые и была опора в исследовании.
2. На процесс формирования психологической готовности ребенка большое влияние оказывают компьютерные игры
Мы опирались на такие методики как: Комплекс методик «Определение готовности ребенка к обучению в школе» (Готов ли ребенок к обучению в первом классе? Под редакцией Т. В. Белова, В. А. Солнцева).
3. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р. С. Немов, которые нами были подобраны с учётом стоящих перед нами задач исследования, а также индивидуально – психологических особенностей детей, принимавших участие в эксперименте.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 13 «Родничок», в котором принимали участие дети, поступающие в первый класс БСШ № 4, БСШ №3, БСШ № 1. В эксперименте принимало участие 50 человек в возрасте 6-7 лет, среди них 23 девочки и 27 мальчиков. Детей с ОВЗ и с заключениями, связанные с нарушениями интеллекта и эмоциональной сферы в группе не было.
Наше исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе была проведена анкета «Как Ваш ребенок проводит свободное время», с целью определения контрольной и экспериментальной групп по таким показателям как: время, проводимое детьми за компьютером, типа игр, в которые играют дети.
Среди детей старшего дошкольного возраста были выявлены как дети, играющие в компьютерные игры, так и не играющие. Дети, играющие в компьютерные игры, и определенные в экспериментальную группу играют в приключенческие игры обучающего характера. При этом старшие дошкольники проводят разное количество времени за компьютерной игрой, а именно от 30 мин, до нескольких часов, что не является нормой для данной возрастной группы. Для более точного анализа это временное разграничение позволило нам разделить экспериментальную группу на две подгруппы: 1.1 – дети, играющие ограниченное время за игрой, 1.2 – дети, играющие без временного ограничения.
На втором этапе нашего исследования проводилось диагностирование детей. Школьная готовность ребенка оценивалась в процессе собеседования, которое включало ряд заданий и вопросов, соответствующих возрастным особенностям ребенка 6-7 лет. Готовность к школе оценивалась, как правило, по следующим блокам: интеллектуальная, личностно-мотивационная готовность и физиологическая.
Практические исследования позволили сделать следующие выводы:
Было замечено, что дети старшего дошкольного возраста играющие дозировано в обучающие компьютерные игры, более готовы к обучению в школе по всем показателям, по сравнению группой 1.2 и с контрольной группой. Было выявлено, что у них выше развита устойчивость и концентрация внимания, образная память, мышление, мелкая моторика руки.
Дети, которые занимаются компьютерной игрой без ограничения во времени, показали низкие результаты по всем трем параметрам школьной готовности. А именно у них это недостаточный словарный запас; низкий уровень слуховой памяти; не сформирована мотивация к школьному обучению; слабо развита крупная моторика.
В контрольной группе детей результаты диагностики ниже по всем трем параметрам психологической готовности, чем в группе 1.1, где дети играют в компьютерные игры не большое количество времени.
С помощью статистического анализа (коэффициента ассоциации двух качественных переменных по Юлу и однофакторного дисперсионного анализа) было доказали, что компьютерные игры влияют на подготовленность старшего дошкольника к обучению в школе.
На основе полученных результатов были разработаны рекомендации для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста по проблеме психологической готовности ребенка к школе, используя компьютерные игры.
В результате проделанной работы все поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Наше эмпирическое исследование не претендует на полноту исследования.
Данная дипломная работа будет полезна людям, занимающимся воспитанием подрастающего поколения: а именно, педагогам, воспитателям, социальным педагогам для ознакомления с видами компьютерных игр с целью использования в работе с детьми.