МААМ-картинки

Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и профилактика

Виктория Лупанчук
Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и профилактика
▼ Скачать

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Интернет и компьютер - это неотъемлемая часть нашей жизни, и, одновременно - проблема. Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем она появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

Публикация «Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и профилактика» размещена в разделах

Различают несколько видов компьютерной зависимости :

• Игровая, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, домашние и семейные обязанности, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

• Сетевая зависимость, при которой ребенок не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни дети с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в "реале". Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.

Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Ребенок думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на "одноклассниках" и «в контакте», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему скорее всего никогда не пригодится.

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети. Опасность компьютерной зависимости заключается в том, что среди интернет зависимых детей отмечается более высокий уровень аффективных расстройств, с преобладанием депрессии, и обсессивно-компульсивных расстройств, а также депрессий с повышенным суицидальным риском.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.

Многие родители считают, что страшнее наркотической и алкогольной зависимости из всех прочих ее видов нет ничего. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. На первый взгляд, компьютерная зависимость, как таковая, не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого ребенка и его окружающих, но задумайтесь, так ли это на самом деле?

Признаки компьютерной зависимости у детей

• Ребенок теряет интерес к другим занятиям.

• Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или телевизором.

• Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.

• Происходит постепенное нарушение контакта с родителями.

• Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.

• Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.

• Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое (компьютер, планшет и т. д.).

• Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.

• На любые ограничения, связанные с компьютером, телевизором, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.

• Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.

• Ребенок принимает пищу не отрываясь от компьютера.

• Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.

• Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед телевизором или включает компьютер.

• Эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением, по причине виртуальных успехов и неудач в игре.

• Ребенок стал более замкнут, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны.

Долгое пребывание за компьютером наносит большой удар по здоровью ребенка

• нарушение зрения,

• снижение иммунитета,

• головные боли,

• повышенная утомляемость, агрессивность

• бессонница,

• боли в спине,

• туннельный синдром (боли в запястье).

Поэтому нужно помнить об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях у монитора и гимнастику для глаз. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки). Необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Необходимо подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

Причины компьютерной зависимости

• Недостаток или отсутствие общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, так необходимого ему, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что волнует и тревожит ребенка, или не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

• Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

• Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей: излишняя застенчивость, замкнутость, обидчивость, агрессивность, наличие видимого физического недостатка. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель. В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

• Склонность детей к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.

• Желание ребёнка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Тест на детскую Интернет-зависимость

(С. А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале:

1 — очень редко,

2 — иногда,

3 — часто,

4 — очень часто,

5 — всегда.

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?

2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?

4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?

6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?

7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?

9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?

10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?

11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?

12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?

13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?

14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?

15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?

16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?

17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?

18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?

19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?

20. Как часто Ваш ребенок чувствует подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.

При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Профилактика зависимости от компьютерных игр.

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связно с особенностями воспитания и отношениями в семье. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей и совместного с ними времяпрепровождения, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

Поэтому:

• Важен личный пример родителей. Если вы решили ограничить время, проводимое ребенком за компьютером, то вы и сами не должны проводить все свободное время у монитора. Пребывание подростка за компьютером должно составлять не более часа в сутки.

• Создавайте в семье атмосферу дружелюбия и комфорта.

• У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.

Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: прогулки на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера). Приглашайте в гости друзей вашего ребенка и его отпускайте в гости к друзьям.

• Все должно быть спланировано. Это работа по дому, кружки, спортивные секции, совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т. д.

• Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок, сайты, которые он посещает. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку. Для этого компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается ребенок, (Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро "захлопывать" запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно).

• Родителям лучше ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который "не играл, но осуждает".

• Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером. Необходимо ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

• Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен. Его наградные листы, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

Ни один родитель не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, а вот каким будет это взаимодействие решать каждому родителю самостоятельно. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе запомнятся вашему ребенку на всю жизнь. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и они лучше понимают смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Компьютерная дидактическая игра «Выбери одежду по сезону» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Выбери одежду по сезону» Компьютерная игра предназначена.

Компьютерная интерактивная игра «Домашние и дикие животные» Автор компьютерной интерактивной игры «Домашние и дикие животные» - Былинская Екатерина Станиславовна, учитель-дефектолог. Игра предназначена.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Наша новая книга «Компьютерная азбука»Наша новая книга «Компьютерная азбука» Наша новая книга «Компьютерная азбука» В рамках проекта «Компьютер и дети» в нашем детском саду появилась новая книга! Опять дети создали.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и профилактика
Опубликовано: 24 мая 2021 в 12:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и профилактика» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Лупанчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД