Екатерина Курдюкова
Компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста. 3 часть
▼ Скачать + Заказать документы
9. Инновационные типы занятий (из опыта работы).
1. «Угадайте, какую картинку я вам принесла».
Педагог: Дети, я принесла вам картинку, но не покажу ее, вы сами должны догадаться, что на ней изображено.
Дети задают вопросы: Это кто или что? (живое или неживое).
Педагог: Это – кто.
Дети: человек или животное?
Педагог: Животное.
Дети: Это домашнее животное или дикое?
Педагог: Дикое.
Дети: Это животное холодных стран?
Педагог: Нет.
Дети: Это животное домашнее?
Педагог :Нет.
Публикация «Компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста, 3 часть» размещена в разделах
Дети: Это дикое животное наших лесов?
Педагог: Да.
Дети: Это белка?
Педагог: Нет.
Дети: Это медведь?
Педагог: Нет.
Дети: Это заяц?
Педагог: Да.
Дети: Он сидит?
Педагог: Нет.
Дети: Он двигается?
Педагог: Да.
Дети: Какое время года?
Педагог: Догадайтесь сами.
(Далее, с помощью вопросов дети определяют, какое время года, сказочное это существо или реальное, если сказочное, то как одето (предметы одежды, цвет, какую роль выполняет; но и тогда педагог не показывает картинку, а предлагает нарисовать по воображению, затем детские рисунки сравниваются с принесенной картинкой, определяются ошибки детей).
Детям младшей и средней групп предлагаются предметные картинки в соответствии с теми обобщающими понятиями, которые им знакомы.
2. Сравнение букв Ж и К.
Педагог: Сегодня мы будем сравнивать буквы «Ж» и «К». Помните стихи про эти буквы?
Дети: Вот буква «Ж» и буква «К» - целый жук и полжука.
Педагог: Чем похожи эти буквы?
Дети: У буквы «К» есть прямая палочка и две палочки наискосок справа и у буквы «Ж» то же есть прямая палочка и две палочки наискосок справа.
Педагог: А чем эти буквы отличаются?
Дети: у буквы «Ж» есть две палочки наискосок слева, а у буквы «К» таких палочек нет.
Педагог: А сейчас возьмите в руки букву «К», ощупайте ее, затем буквы «Ж» и тоже ощупайте ее. (Дети ощупывают буквы, выполненные из пластмассы).
Педагог: Чем они похожи? (дети отвечают).
Педагог: А чем отличаются? (дети отвечают).
Педагог: Правильно. А теперь выложите эти буквы из счетных палочек. (Дети выкладывают буквы «Ж» и «К» из счетных палочек, затем сравнивают и рассказываю, чем они похожи и чем отличаются).
Педагог: А теперь вылепим эти буквы из пластилина. (Дети лепят из пластилина, сравнивают, рассказывают, чем они похожи и чем отличаются).
Педагог: А теперь выложим эти буквы с помощью буквенного лото. (Дети конструируют буквы из элементов буквенного лото, сравнивают, рассказывают, чем они похожи и чем отличаются).
Педагог: А теперь нарисуем пластилином эти буквы на листе бумаги. (Дети «рисуют» пластилином, то есть, размазывают, вмазывают пластилин в бумагу, сравнивают, анализируют).
Педагог: А теперь вырезаем из цветной бумаги эти буквы, затем приклеиваем. (Дети вырезают буквы из синей бумаги, наклеивают на лист белой бумаги, сравнивают, анализируют).
Педагог: Молодцы! А теперь подумайте и нарисуйте то, что начинается на Ж
(а затем на К).
Педагог: А теперь напишем эту букву по линейке (используется линейка букв, выполненная по системе М. Монтессори).
Педагог: Теперь напишите самостоятельно на листе бумаги рядом со своими рисунками на буквы «Ж» и «К».
Педагог: Теперь мы никогда не будем путать эти буквы.
Использованная литература:
1. Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 6-7 лет» М., Просвещение, 2007.
2. В. В. Гербова «Развитие речи детей в детском саду». М., Мозаика-Синтез. 2006.
3. Т. Н. Доронова «Программа «Радуга», М., Просвещение, 1997.
4. В. Волина. Занимательное азбуковедение. М., Просвещение, 1995.
5. Л. С. Волкова. Логопедия. М., 1990.
6. Н. Герман, М. Генинг. Сказки веселого язычка. Казань. 1986.
7. Р. М. Литвинова, Т. А. Ильина Подготовка детей среднего и старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. /Сборник 1. Повышение квалификации педагогов в инновационном ДОУ. Ставрополь, 2002.
8. М. А. Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. Издание 3-3 исправленное и дополненное. М. 200
Практическое занятие: Составление диагностических карт по развитию речи во всех возрастных группах детского сада
Круглый стол: Как развивать коммуникативные способности ребенка-дошкольника