Гульнара Гараева
Комплект мультимедийных презентаций для использования на занятиях по краеведению
▼ Скачать +Заказ
Аннотация к учебно методическому пособию
«Презентация - это - обучающий мини-мультик,
это электронная звуковая книжка с красивыми картинками,
это отличное способ рассказать ребенку
об окружающем мире не выходя из дома и не
летая в дальние страны».
Виктория Кузнецова viki.rdf.ru
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание начинается в дошкольном возрасте. В связи с актуальностью сохранения культурного наследия, воспитания высоко духовных людей, обогащения знаний о родном крае у детей дошкольного возраста в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений Республики Коми введен национально-региональный компонент.
Публикация «Комплект мультимедийных презентаций для использования на занятиях по краеведению» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Эффективность реализации национально-регионального компонента напрямую зависит от наличия соответствующей системы научно-методического обеспечения. Исходя из положений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в соответствии с требованиями времени, каждый педагог вправе внести свой вклад в разработку проблемы внедрения актуальных и перспективных программ, технологий и методик в практику работы.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.
В отличие от обычных средств обучения медиа технологии значительно расширяют возможности педагогов родителей в сфере развития ребёнка, способствуют успешной реализации его интеллектуальных и творческих способностей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формирует систему мыслеобразов.
Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума?
Взрослый человек принципиально отличается от ребёнка: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке.
Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
2. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных способностей.
3. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
4. Осваивая детские «электронные энциклопедии», дошколята активны, за счёт высокой динамики:
эффективно проходит усвоение материала,
тренируется память,
активно пополняется словарный запас,
развивается воображение и творческие способности.
Здоровьесбережение детей при работе с компьютером.
Говоря об использовании мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.
Исходя из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г. на занятиях для детей 5-6 лет использование ПК по времени не должно превышать 10-15 минут.
Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий у них появляются признаки зрительного и общего утомления.
Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности у детей дошкольного возраста. Утомление может проявляться:
в склонении головы на бок,
в опоре на спинку стула,
в задирании ног с упором в край стола,
в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.
Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться.
Утомительность занятий во многом зависит
от их содержания,
от навыков общения,
от увлеченности ребенка,
от его самочувствия и др.
С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих
невротические расстройства
судорожные реакции
нарушения зрения
поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2,5-3 метров от экрана, полукругом.
Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.
Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Описание учебно методического пособия.
Разработанное нами учебно-методическое пособие может быть использовано в непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательной области Познание (интеграция образовательных областей Коммуникация и Социализация).
Учебно методическое пособие представляет собой комплект мультимедийных презентаций:
1. Презентация «Мы живём в Республике Коми», в которую вошли материалы о Республике Коми призванные помочь систематизировать знания детей дошкольного возраста о символике (гербе, флаге, географическом и природном компоненте родного края, воспитывать патриотические чувства, толерантность.
2. Презентация «Воркута – Жемчужина Севера», в которой дана информация о городе Воркута, названиях его улиц, площадей, символике, значимых событиях, градообразующих предприятиях предназначенная для систематизации и закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе.
3. Презентация «Флора и фауна тундры», которая предназначена для ознакомления дошкольников с ближайшим окружением: природой, животным и растительным миром тундры, закрепления у детей знаний о характерных признаках и способах приспособления к условиям сурового климата Арктики.
Результативность и эффективность.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет:
повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка,
открывает новые возможности образования,
постоянно поддерживает педагогов в состоянии творческого поиска.
На родительском собрании пособие было представлено родителям воспитанников. Теперь многие из них занимаются с детьми дома, используя диски с презентациями. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях.
Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием мультимедийных презентаций являются:
положительная динамика личностного роста детей,
повышение их информационной и краеведческой осведомленности,
интереса детей, родителей и педагогов к родному краю.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.
Необходимое материально-техническое обеспечение
видеодиски с презентациями
мультимедийный проектор
программное обеспечение Microsoft Power Point 2010 для Windows
Литература
1. Азбука маленького воркутинца ДСК и ДОУ МО «Город Воркута». Воркута, 2005.
2. Азбука тундры ГУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОХРАНЕ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ ТУНДР» МУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА». Воркута, 2008.
3. Жеребцов И., Столповский П., Рассказы для детей об истории Коми края. – Сыктывкар:ООО «Контекст», 2008.
4. Коми – край далёкий и близкий: Серия «Моя Россия». – М. : АО «МАСС ИНФОРМ МЕДИА»; Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.
5. Осьмакова М. В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников:- Тюменский педагогический колледж, 2011.
6. Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 05.11.08.
8. Республика Коми. На рубеже веков: фотоальбом. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.
9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г.
10. Степанова М. Правила безопасного обращения с компьютером, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук:-М, 2010.