Галина Иванова
Комплексы релаксации для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники, живущие в современном мире, ежедневно испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Спешка, поток негативной информации с телеэкрана, инфекционные заболевания, усталость приводят малышей к перенапряжению и ослаблению здоровья. Важно научить детей действиям, которые помогли бы им облегчить состояние временного напряжения.
Добиться этого можно путём расслабления и сбрасывания ощущения натянутости во всё теле, т. е. с помощью релаксации.
Публикация «Комплексы релаксации для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Релаксация (лат. relaxatio — расслабление, уменьшение напряжения) — процесс снятия нервно-психического напряжения, обусловленного интенсивной психической или физической нагрузкой. Посредством релаксации достигается состояние покоя, расслабленности, снижения тонуса скелетной мускулатуры.
Главная цель релаксации – научиться расслаблять мышцы. Это даётся не так просто. Многие дети не могут расслабиться полностью, не могут успокоиться, следовательно, им не удаётся привести свою нервную систему и психику в нормальное состояние покоя.
Постоянные упражнения, тренинги могут помочь детям овладеть приёмами релаксации. Детям предлагаются близкие к их пониманию речевые тексты, позволяющие под фразы педагога представлять, самостоятельно воображать, которые позволяют вызывать положительные эмоции и чувства.
Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к полноценному физическому здоровью и воспитанию у них уверенности в себе.
Предлагаю несколько релаксационных комплексов, проводимых с детьми дошкольного возраста после физических нагрузок.
Комплекс № 1
Текст Методические рекомендации
«Солнечные зайчики»
Солнце по небу ходило.
Солнце лучик уронило.
Лучик, он грустить не стал,
Словно зайчик, поскакал
Из окошечка в окошко.
От прыжков устал немножко,
Лёг на травку отдохнуть,
Потянуться и зевнуть.
Хорошо в траве понежиться,
Но лучу вставать не терпится.
Раз – он сел.
Два – он встал.
Ой, смотрите – убежал!
Под речевое и музыкальное сопровождение.
Лёжа на ковре,
полное расслабление мышц и конечностей
Дети медленно встают
«Смотрят» вслед воображаемому солнечному зайчику
Комплекс № 2
Текст Методические рекомендации
«Жуки»
В травке спрятались жучки,
Муравьишки, паучки.
И усы у них не шевелятся,
Меж собою они не шепчутся.
И головками они не двигают
Но внимательно, чутко слушают:
Не идёт ли дождь,
Не шумит ли гром, нет ли молнии,
Не летит ли где стая воронов….
В небе солнышко опять улыбается.
Можно выйти всем жукам прогуляться,
И усами вдоволь шевелить,
Разговоры с другом заводить.
Под речевое и музыкальное сопровождение.
Лёжа на ковре,
полное расслабление мышц и конечностей
Комплекс №3
Текст Методические рекомендации
«Море вечернее»
Мы с вами на море. Морская волна
Нам на ноги плещет. В небе – луна.
Сомкнули мы глазки-
Лежим, отдыхаем,
Как в море купались мы днём,
Вспоминаем.
Как брызги летели,
Как все мы ныряли,
Ракушки красивые в море искали.
И пенились волны.
Как нам хорошо!
Мы не заметили – солнце зашло.
А мы не спешили домой всё равно.
И нам интересно с тобою по-прежнему.
Мы любим тебя, море вечернее!
Под речевое и музыкальное сопровождение.
Лёжа на ковре,
полное расслабление мышц и конечностей.
Включение аудиозаписи шума морской волны
Комплекс №4
Текст Методические рекомендации
«Весёлые ребята»
Весёлые ребята –
весело живут!
Прыгают, играют,
бегают, плывут.
Где же на всё это
Силушки набрать?
Надо научиться
Немного отдыхать.
Полежим тихонько,
Будто на траве.
Хорошо как ручкам,
Ножкам, голове.
Весёлые ребята –
Весело живут.
Снова заиграют,
Как только отдохнут!
Под речевое и музыкальное сопровождение.
Лёжа на ковре,
полное расслабление мышц и конечностей.
Комплекс №5
Текст Методические рекомендации
«Кошка Мурка»
Мурка нежится на солнце.
Шёрстка пёстрая блестит.
Лапки сложены колечком,
Ровно дышит, глаз закрыт.
Мурка нежится на солнце.
Тихо, мирно всё вокруг:
Мышка в норку не скребётся,
Не кричит певец-петух.
Сладко спится на оконце.
Мурке очень лень вставать.
Но куда же делось солнце?
Надо встать и поискать.
Под речевое и музыкальное сопровождение.
Лёжа на ковре,
полное расслабление мышц и конечностей.
Комплекс №6
Текст Методические рекомендации
«Кони»
Кони могучие, сильные, быстрые.
Кони несутся по полю, как птицы.
Грива мелькает, грохочут копыта,
В воздухе ржанье и вот - их не видно.
Тихо, спокойно стало вокруг:
В небе над нами птицы поют.
Бабочка села на нежный цветок,
Каждый кивает ей лепесток.
Тут и кузнечик бойкий летает –
Бабочке песню свою напевает.
Слышите: кони несутся вдали,
Слышится ржанье, и поле в пыли.
Надо и нам потихоньку вставать.
Коней-красавцев в путь провожать.
Под речевое и музыкальное сопровождение.
Лёжа на ковре,
полное расслабление мышц и конечностей.
Аудиозапись топота копыт.
Комплекс №7
Текст Методические рекомендации
«Мы растём, мы подрастаем»
Подрастаем мы, растём,
Если ходим под дождём,
Если плаваем мы речке,
С мамой за руку идём.
Мы растём, мы подрастаем,
Если весело играем,
Если ссоримся, скучаем-
Всё равно мы подрастаем.
Если песенки поём-
Очень сильно мы растём!
Если прыгаем, метаем –
Ещё быстрее подрастаем.
Даже если мы лежим
Отдыхаем, крепко спим –
Рост мы свой не прекращаем,
Мы растём, мы подрастаем!
Под речевое и музыкальное сопровождение.
Лёжа на ковре,
полное расслабление мышц и конечностей.
Комплекс №8
Текст Методические рекомендации
«Часики»
Часики идут «тик – так».
День и ночь идут вот так.
Но хотя они идут -
Были тут, и есть вот тут.
Если мы бы так ходили,
За один лишь только час,
Где бы мы ни побывали –
Видел нас, и нет уж нас.
Убежали б мы на речку,
Посидели б с рыбаком,
Покатались бы на лодке,
Поиграли б с мотыльком.
Забежали бы мы в лес.
Там полным - полно чудес!
Познакомились бы с белкой,
Дятел с дерева б к нам слез.
Хорошо мечтать вот так,
Но грозят часы: «Так – так!»
Да и надо понимать:
Всему время надо знать!
Под речевое и музыкальное сопровождение.
Лёжа на ковре,
полное расслабление мышц и конечностей.
Аудиозапись с мерным постукиванием часов.
Комплекс №9
Текст Методические рекомендации
«Звёздочка»
Падают звёзды – звездопад.
Куда звёздочки летят?
Вот они искрятся в речке,
Поутру в траве блестят.
Прицепились к светляку
И маячат на боку.
А зимой весь снег блестит,
Если солнце озарит.
Это звёздочки кругом?
Это здесь теперь их дом?
Говорит вокруг народ:
«Наша звёздочка идёт!»
И понять я не могу:
Вроде я и не блещу.
Думать мне теперь немало –
Как в меня звезда попала?
Под речевое и музыкальное сопровождение.
Лёжа на ковре,
полное расслабление мышц и конечностей.
Включить проекцию с изображением звезд на небе (светильники и т. п.)