Алена Салмина
Комплексы дыхательных упражнений «Наше дыханье»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексы дыхательных упражнений для дошкольников.
«Наше дыханье».
Методика проведения дыхательных упражнений.
Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Публикация «Комплексы дыхательных упражнений „Наше дыханье“» размещена в разделах
Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать.
Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять не только в дошкольном возрасте.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о, шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (па, ту, фу).
Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Таким образом, использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях (фонетическая ритмика, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Комплексыупражнений.
«Сыграем на гармошке».
И. п., ноги врозь, руки на поясе. Вдох, пауза 3 секунды. Наклон в левую сторону - медленный выдох. Правый бок растягивается как гармошка. И. П. Тоже в другую сторону.
«Трубач».
И. п., стоя, ноги врозь, кисти рук сжаты в кулачки и подняты вверх перед ртом. Вдох и медленный выдох с произношением звука: Ф_ф-ф.
«Веточки».
И. п., стоя, ноги врозь. Медленно поднимают руки вверх – вдох через нос. Пауза 3 секунды. Медленно наклоняются вправо, руки прямые над головой – выдох через рот. Медленный вдох через нос – выпрямиться. Пауза. Выдох – наклон влево.
«Журавли».
Медленная ходьба на месте. На вдох руки поднять в стороны, на выдохе – опустить руки вниз с длительным произношением звука: У-у-у.
«Часики».
И. п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
«Гуси летят».
И. п. – о. с.
1 – руки поднять в стороны (вдох);
2 – руки опустить вниз со звуком «ш-ш-ш» (выдох)
«Ёжик».
И. п. – о. с.
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы.
«Насос».
Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.
«Погладь бочок».
И. п. – о. с.
1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);
2 – опустить руку и плечо (выдох).
«Поворот».
И. п. – о. с.
1 – сделать вдох;
2-3 – на выдохе повернуться, одна рука – за спину, другая – вперед;
4 – и. п.
«Шарик».
И. п. – о. с.
1 – вдох через нос в естественном темпе;
2 – выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как бы при произнесении звука «с».
«Свечка».
И. п. – ноги на ширине плеч.
1 – сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно;
2 - губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха, условно стараясь задуть горящую свечу – «фу-фу-фу». Во время упражнения корпус держать прямо.
«Пчёлы».
И. п. – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).
«Приземление».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – (вдох);
2 – приседание (выдох);
«Крылья».
И. п. – ноги слегка расставлены.
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох) со звуком «ту__ту».
Поднимемся на носочки
«Маятник».
И. п. – руки на поясе (вдох).
1 – наклон вправо (выдох);
2 – и. п. (вдох);
3 – наклон влево (выдох);
4 - и. п. (вдох).
Выдох со звуком «па__па__па».