Наталья Говоркова
Консультация «Комплексный подход в обучении конструктивной деятельности детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
К числу видов деятельности, имеющих моделирующий характер, относится конструирование, позволяющее окружающий мир моделировать со стороны пространственных отношений и взаимосвязей. Эта направленность деятельности определяет её своеобразное влияние на психическое развитие ребёнка – на качество восприятия, мышления, развитие речи, зрительно-моторную координацию, овладение обще-трудовыми умениями.
Публикация «Консультация „Комплексный подход в обучении конструктивной деятельности детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Хочется заметить, что общеразвивающее и коррекционное значение конструирование приобретает лишь при особой организации обучения, когда методы формирования деятельности адекватны уровню и возможностям детей. Известно, что при неблагоприятных педагогических условиях дети с ОВЗ не могут овладеть не только даже самым элементарным конструированием, но и игрой, рисованием, элементарным трудом. В возрасте 4-5лет, когда нормально развивающиеся дети увлечённо со строительным материалом, создают постройки по ходу сюжетно-ролевых игр, дети с ОВЗ только начинают осуществлять первые предметные действия, которые по существу не являются игровыми, а представляют собой примитивные манипуляции. Действуя с элементами строительных наборов, они чаще всего бесцельно перекладывают их с одного места на другое, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки, не имеющие предметного содержания, которые никак не объясняются самими детьми. Такие сооружения не устойчивы, быстро рассыпаются, вызывая у детей чаще всего неадекватную радостную реакцию.
В отличии от нормально-развивающихся малышей, у детей с ОВЗ, не имеющих ещё достаточного опыта предметных действий, можно наблюдать лишь кратковременные, неосознанные, лишённые эмоциональной окраски действия, которые не имеют познавательной направленности. Кроме того, такое элементарное обследование у детей с нормальным развитием быстро исчезает, уступая место более сложным ориентировкам, прежде всего зрительным, а у детей с ОВЗ они могут сохраняться на всём протяжении дошкольного детства.
Отсутствие понимания смысла конструктивных действий можно объяснить и чрезвычайно слабый интерес детей с ограниченными возможностями к конструированию. Чаще всего стремление ребёнка схватить, завладеть кубиками бывает продиктовано яркой окраской, необычностью материалов или тем, что эти предметы просто находятся в руках другого ребёнка. Почти никогда интерес к строительному материалу не пробуждается возможностью его функционального использования. Неустойчивость, поверхностность этого интереса подтверждается характером дальнейшей деятельности; оказавшись у ребёнка в руках, желаемые объекты тут же теряют свою притягательность - он отбрасывает их, не ищет, не пытается достать, попросить. Всё это свидетельствует о несформированности подлинного интереса к конструированию у необученных детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому, первостепенной задачей предстоящего обучения таких детей конструированию является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям. Одно заключается в воспитании интереса к продукту деятельности, в результате чего у него должна появиться направленность на получение продуктивного результата труда.
Именно поэтому нужно давать ребёнку возможность наблюдать примеры конструирования. Важно, чтобы педагог, делая постройки на глазах у детей, действовал очень заинтересованно, сопровождал свои действия словесным пояснением, применял игровые приёмы конструирования. Ведь подражание, даже самое непосредственное, в жизни ребёнка занимает совершенно особое место. Вот почему у детей формируют не только конкретные конструктивные действия, но и дают им возможность увидеть, почувствовать и отношение к деятельности, «заразиться» интересом к этому виду практических занятий. В это время ребёнок по подражанию усваивает не только навыки, приобретает умения, но и «присваивает» эмоциональное поведение. Воспитание интереса к конструктивной деятельности неотделимо от формирования понимания функциональности предметов. Ведь, чтобы построить, выполнить модель, конструкцию предмета, надо хорошо представлять не только то, зачем этот предмет нужен, как он действует, но и знать, для чего нужна в нём каждая часть, каждая деталь. Это необходимо понимать потому, что строение, форма, расположение почти всегда определяются функцией, которую выполняет целый предмет и его части в отдельности. Понимание функционального назначения объектов является обязательным, но не единственным условием успешного протекания деятельности. Ребёнок должен ещё овладеть целым рядом специфических действий.
Первое направление сенсорного воспитания обеспечивается проведением специальных дидактических игр и упражнений, которые знакомят детей с различными объектами и плоскостными формами, учат осуществлять действия сопоставления, выбора по образцу, а в дальнейшем – простейшие группировки. В ходе проведения таких игр ребёнок учится сравнивать однородные предметы по величине, используя действия накладывания и прикладывания, моделировать пространственное отношение между предметами.
Второе направление связано с первым, но обеспечивает овладение более сложными сенсорными действиями, такими как умение вычленять из целого отдельные части, определять форму каждой из них, мысленно расчленять сложную форму на более простые, устанавливать расположение частей относительно друг друга и относительно линии горизонта. Все эти действия формируются в процессе целенаправленного обследования предметов перед конструированием.
Особое значение придаётся ознакомлению детей с пространственной организацией окружающего мира. Известно, что у детей с ограниченными возможностями здоровья представления о пространственных отношениях отличаются низким уровнем. Поэтому программой предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению. Кроме этого, для усиления сенсорного воспитания в программу введены специальные упражнения в непредметном конструировании, основанных на действиях по подражанию и образцу, а далее – по словесной инструкции. Таким образом, ориентировка на функциональные признаки предметов, начинается в игре, затем совершенствуется, обогащается в процессе конструктивной деятельности. Если игра вырабатывает практическую ориентировку на свойства предмета, развивает глобальное, целостное восприятие предмета, то конструирование даёт ребёнку возможность задуматься над качествами объекта, почему он такой, учит связывать зрительно воспринимаемые признаки с функциональными особенностями предмета. Благодаря этому, у ребёнка можно сформировать представление о форме, величине, расположении.
Обучение детей с ОВЗ умению обследовать, изучать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действий с ним направлено на формирование подготовительной части продуктивной деятельности. Известно, что для дошкольного возраста сам процесс деятельности является важным. Поэтому перед педагогами стоит задача бережного отношения к процессу выполнения детьми задания, сохранения в неприкосновенности исполнительского периода детской деятельности.
Конструирование положительно влияет на овладение ребёнком способами мыслительной деятельности. Но чтобы обучение было эффективным, развивающим, оно должно быть построено с учётом особенностей строения и мотивации деятельности дошкольника с одной стороны, и с учётом особенностей психического развития ребёнка - с другой. Обучение детей с ОВЗ эффективно происходит, если обучение обеспечивает не только приобретение новых знаний и умений, но и способность использования, применения их в новых условиях при выполнении новых заданий. Ведь у таких детей, как известно, чрезвычайно затруднено именно использование имеющихся знаний, перенос умений и навыков в новые ситуации. На деле нам приходится наблюдать не самостоятельность детей, а действия по указаниям взрослого, которые сопровождаются непосредственным показом. Ребёнок при этом действует вслед за взрослым, копирует каждое его движение. И выбор нужных элементов, и последовательность построения, и пространственное расположение – всё даётся уже в готовом виде в действиях педагога. Этот метод называют поэлементным диктантом. Но этот метод оправдан на начальном этапе обучения. Для старших и подготовительных групп этот метод нецелесообразен ввиду незначительного развивающего эффекта. Всё это доказывает, что операционный метод, о котором шла речь, сосредотачивает внимание на самом процессе деятельности, а конечная цель плохо осознаётся детьми. При этом способе цель деятельности ребёнка оказывается внутри самой деятельности. Поэтому мы наблюдаем у детей безразличное отношение к своим постройкам.
Гораздо эффективнее оказывается так называемый метод сюжетного конструирования, смысл которого заключается в том, чтобы подчинить конструирование игровой цели. Для этого можно продемонстрировать какую-либо игру (игровое действие) с готовой постройкой-образцом, не акцентируя внимание на способах её создания, а затем предлагают сделать конструкцию. Цель деятельности теперь вовсе не заключается в непосредственном конструировании : она выносится за его пределы – возникает более понятная, игровая цель. В то же время игровое использование накладывает отпечаток на процесс конструирования, так как подход к созданию продукта осуществляется с позиции «Что, как и для чего строить?»
Конструирование, являясь составной частью игры детей с ОВЗ, оказывается в данном случае способом для достижения игровой цели, а сам процесс конструирования, строительные детали – средством сооружения постройки. Деятельность приобретает предметно-опосредованный характер. Происходит использование ранее приобретённого опыта, обобщение его на новом уровне. Применение конструирования с игровой целью обогащает ролевые игры. У детей возникает строительная игра, что свидетельствует о развивающем эффекте предложенного метода обучения. В отличие от операционального метода, при котором мотив деятельности лежит в самом её процессе, метод сюжетного конструирования способствует такой организации деятельности, которая строится с учётом поставленной цели и обеспечивает развитие мышления не по пути накопления конкретных знаний, т. е. от частного к общему, а наоборот, от общего – к частному.
Большое внимание на занятиях по конструированию следует уделять трудовому воспитанию детей. В ходе выполнения заданий они учатся действовать двумя руками под контролем зрения, что способствует совершенствованию умений, практических приёмов работы.