ольга куприянова
Комплексный подход к развитию способностей детей в процессе комментированного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Современные федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве одного из условий эффективности организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в детских садах выделили принцип интеграции образовательных областей, который опирается на комплексный подход к развитию способностей воспитанников детских садов общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов, центров развития ребенка.
Публикация «Комплексный подход к развитию способностей детей в процессе комментированного рисования» размещена в разделах
Комплексность–рассмотрение какого-либо явления, предмета, личности, построение и организация какого- либо процесса в совокупности и взаимной связи большого множества их проявлений на основе единого связующего стержня – фактором эффективности обучения и воспитания.
К факторам эффективности обучения, относятся следующие:
Фактор изучаемого материала. Он может охватывать все направления развития детей и задаваться комплексной образовательной программой для ДОУ, или наоборот, затрагивать только одно-два направления развития ребенка и определяться парциальной программой;
Фактор организационно-педагогического влияния. Он предполагает использование организованных форм обучения, нерегламентированных видов детской деятельности и свободного времени, предусматриваемого для ребенка в течение дня, в целях обучения;
Фактор обучаемости ребенка. Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений навыков в процессе обучения. Выражаются они через набор следующих признаков: активность ориентировки в новых условиях, перенос ориентировки в новые условия, быстроту образования новых понятий и способов деятельности, темп деятельности, работоспособность, выносливость, экономичность деятельности, восприимчивость к помощи;
Фактор времени, затраченного на подготовку и достижение эффективных результатов обучающего процесса.
К факторам эффективности воспитания, относятся такие факторы управления качеством образовательного процесса в ДОУ, как:
-Детско-родительские и детско-воспитательские отношения;
-Соответствие организации действий намеченной цели;
-Соответствие практического опыта детей приобретенным знаниям;
-Фактор воспитаемости и самовоспитания.
Если в качестве системообразующего компонента для воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОУ использовать цель – развивать способности воспитанников, то основным фактором, влияющим на единство и целостность компонентов, станет фактор организационно-педагогического влияния и детско-воспитательских отношений.
Главная цель – развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности детей в процессе комментированного рисования. Чтобы достичь данной цели на практике, существует ряд следующих принципов:
Деятельностный, согласно которому, способности человека развиваются в процессе формирования системы ориентировочных действий в деятельности ребенка.
Принцип развивающего обучения, выражается это в создании серии игровых обучающих ситуаций, направленных на развитие у воспитанников :
- способности к усвоению знаний, восприимчивости к помощи и др. ;
- активности ориентировки в новых условиях, переноса ее в новые условия;
- переключаемости с одного способа на другой, быстроты образования новых понятий и способов действия, темпа, выносливости.
Коммуникативный принцип организации занятий выражается в том, что на каждом занятии:
- создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней;
- обеспечивается главное условия общения – адресованность речи детей;
- стимулируется и поддерживается речевая инициатива каждого ребенка;
- целенаправленно отпирается содержание для обсуждения, основу которого составляет личный, эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
- широко используются различные коммуникативные средства.
Эта подтверждает эффективность использования методики комментированного рисования как ресурсного компонента модели воспитательно-образовательной работы, ориентированной на комплексное развитие способностей воспитанников. Не менее эффективными оказались результаты коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи и задержку психического развития. Это связанно с тем, что разработанная методика опирается на коррекционные связи языковой и художественной, интеллектуальной способностей воспитанников с нарушениями в развитии, которые используют как основу для формирования механизмов компенсации речевого нарушения.