Марина Денисенко
Комплексный подход по преодолению речевых нарушений в ДОУ компенсирующего вида в рамках предшкольного образования.
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход по преодолению речевых нарушений в ДОУ компенсирующего вида в рамках предшкольного образования.
Возможность человека жить полноценной жизнью и быть успешным в обществе во многом связана с его коммуникативными способностями, с умением говорить и общаться. Язык является главным средством и основным инструментом человеческих отношений. Для человека жизненно важно внятно выражать свои мысли, а для его разностороннего развития и социализации важно еще и умение вступить в беседу и поддержать ее.
Публикация «Комплексный подход по преодолению речевых нарушений в ДОУ компенсирующего вида в рамках предшкольного образования,» размещена в разделах
Ежегодно отмечается тенденция к снижению количества дошкольников с речевой нормой – по ряду объективных и субъективных причин. Из-за несовершенства речи у ребенка возникают и нарастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими. Уже с 4-5 лет более развитые дети начинают замечать недостатки своей речи и нередко болезненно их переживают. Они стесняются говорить, читать стихи на празднике, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно; дети становятся раздражительными и неохотно идут в детский сад, а впоследствии и в школу. У них возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны сверстников. Тягостные чувства особенно резко проявляются при тяжелых изъянах речи и не всегда изживаются в детском возрасте. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения.
МБДОУ №40 функционирует как «Детский сад компенсирующего вида» для детей с тяжелыми нарушениями речи с 1996 года. Дошкольное учреждение посещают воспитанники с такими речевыми диагнозами, как: общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, ринолалия, дизартрия. Зачастую речевые диагнозы отягощены задержкой психического развития или нарушением опорно-двигательного аппарата. Поэтому первостепенной задачей МБДОУ №40 на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их речевого, психического и физического развития. Особую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению программой родного языка. Решение этих вопросов имеет особое значение для дошкольников и младших школьников с нарушениями речи, поскольку одной из актуальных задач логопедического воздействия является формирование предпосылок успешного обучения в школе, предупреждение нарушений письма.
Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, объединения усилий всех специалистов ДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.
В МБДОУ №40 детям с 2-х до 7-ми лет оказывается высококвалифицированная комплексная психолого-медико-педагогическая помощь, которую осуществляют: учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, воспитатели, врач-невролог, врач-физиотерапевт, старшая медсестра, медсестра по массажу и физиотерапии.
Комплексный подход в ДОУ предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.
Эффективным и результативным процесс взаимодействия всех специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений у дошкольников будет только с учетом следующих условий:
1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии (или какие-либо другие нарушения, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.
2. Каждый из участников процесса формирования коррекционно-образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть этому пространству, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.
3. Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал ДОУ и родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы. Основную часть этого инструментария составляют специальные психолого-педагогические знания, необходимые взрослым для понимания важности и механизмов влияния их на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития (в том числе речевого развития).
4. Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства ДОУ на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному; от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы.
Само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала осуществляется два параллельных процесса: становление психолого-медико-педагогического консилиума, взаимодействие узких специалистов детского сада и логопеда - с одной стороны, и установление взаимодействия логопеда и родителей - с другой. Затем осуществляется многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Это длительный и сложный этап.
На протяжении многих лет, работая над общей целью, в МБДОУ №40 был открыт кабинет физиотерапии и массажа для осуществления физиотерапевтического лечения детей с речевой патологией; была открыта группа ранней речевой коррекции (для детей с 2-х лет, поскольку мониторинг качества коррекционно-развивающей работы показал, что срок коррекции с 3-х летнего возраста недостаточен для успешной подготовки к школьному обучению. В рамках инновационной деятельности ДОУ была открыта творческая студия «Чувствую, рисую, говорю вместе с мамой» для детей 2-3 лет и их родителей. Открытие студии повлияло не только на развитие мелкой моторики, творческих способностей и речевой активности детей раннего возраста, но и на улучшение детско-родительских отношений, а также позволило активно привлечь родителей к образовательному и коррекционно-развивающему процессу. А правильно организованное инклюзивное пространство в ДОУ позволяет не только более успешно включать в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, но и адаптироваться им в социуме. Включение особого ребенка в среду детского сада позволяет формировать у сверстников сопереживание, чувство ответственности и толерантности.
Ежегодный мониторинг качества образовательной и коррекционно-развивающей работы показал, что более 80% от общего количества выпускников ДОУ компенсирующего вида выписываются с хорошей речью и в дальнейшем обучаются в общеобразовательных школах и гимназиях.
Таким образом, комплексный подход по преодолению речевых нарушений в ДОУ выходит на высокий уровень подготовки детей с тяжелой ревой патологией к школе.
Денисенко М. А.
Старший воспитатель МБДОУ №40
«Детский сад компенсирующего вида»
г. Кемерово