Папки-передвижки

Комплексные занятия по работе с неговорящими детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии

Ирина Мироновская
Комплексные занятия по работе с неговорящими детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

-развивать активную речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: называть членов семьи, частей тела и лица, употреблять звукоподражания, относящихся к домашним и диким животным;

-различать парные картинки, отличающихся по внешним признакам,

картинки животных, птиц и их детенышей, цвета, формы и величины предметов;

-понимать действия и признаки предметов;

-закреплять усвоенные ранее артикуляционные движения.

Занятие № 1 Лексическая тема «Семья».

1. Развитие мелкой моторики:

Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка,

Публикация «Комплексные занятия по работе с неговорящими детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии» размещена в разделах

Этот пальчик — я, вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).

2. Упражнение на развитие дыхания: «Поиграй в снежок с бабушкой» (подуть на ватный снежок).

3. Развитие артикуляционной моторики: «Семья». Папа, мамочка и я — вместе дружная семья. Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы). Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о). Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать). Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

4. Развитие понимания речи: Рассматривание сюжетной картинки «Отдых всей семьей на прогулке». - Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.

5. Развитие речевого подражания: Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын, дочь.) Педагог задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? (мама, папа, бабушка, дедушка). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).

6. Развитие неречевых психических процессов (зрительное внимание, память, мышление): Игра «Кто ушел?» (по картинкам членов семьи).

7. Развитие слухового внимания: «Угадай, кто сказал?»

8. Сенсорное развитие: У кого желтая кофта, синяя юбка?

Занятие № 2 Лексическая тема: «Домашние животные».

1. Развитие мелкой моторики:

Все пальцы «скачут» по столу: по дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки: цок-цок-цок, цок-цок-цок,

Скачет резвый табунок.

2. Упражнение на развитие дыхания: «Поиграй с щенком» (сдуть бумажный бантик).

3. Развитие артикуляционной моторики: «Котенок» Котенок очень любит молоко, она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения. Котенок молоко лакал, после ротик облизал (круговым движением языка облизать губы). Умылся котенок и пошел на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а котенок ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами). Котенка Барсика мы похвалим, бантик синий ему подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).

4. Развитие понимания речи: Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки: свиньи, бычка, кошки, собаки, овцы).

5. Развитие речевого подражания: Назвать домашних животных. Игра «Найди свою маму». Педагог: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позвать бычку свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).

6. Развитие неречевых психических процессов (зрительное внимание, память, мышление): сложить разрезную картинку домашнего животного.

7. Развитие слухового внимания: «Кто как голос подает?» В деревне живут разные домашние животные. Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто как поет? (с игрушками).

8. Сенсорное развитие: по картинкам животных и их детенышей, покажи, кто большой, а кто маленький.

9. Развитие графомоторных навыков: раскрашивание картинки «щенок».

Занятие № 3 Лексическая тема: «Дикие животные».

1. Развитие мелкой моторики: «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, продает свои орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот) Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.

2. Упражнение на развитие дыхания: «Прогулка зверей в лесу» (подуть на бумажных зверей).

3. Развитие артикуляционной моторики: «Лесная прогулка». Побывали мы в лесу, повстречали там лису. У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э, при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами). А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так… (кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).

4. Развитие понимания речи: Игра «Где зайка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).

5. Развитие речевого подражания: (Мишка, заяц, волк, лиса).

6. Развитие неречевых психических процессов (зрительное внимание, память, мышление): «Третий лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).

7. Сенсорное развитие: Игра «Спрячь игрушку в ладошке» на формирование представлений о величине. (большая и маленькая лисичка).

8. Развитие графомоторных навыков: штриховка лисенка.

Занятие № 4 Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».

1. Развитие мелкой моторики: «Огород» Приглашаем народ (сделать руками жест к себе, заходите в огород (развести руки в стороны перед собой, проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу, там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала, Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга, прямо в рот хотят. Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка). Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).

2. Упражнение на развитие дыхания.

3. Развитие артикуляционной моторики: «Репка», вот репка (изобразить сердечко руками). Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот). Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та). Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот). Очень вкусно (почмокать губами). Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).

4. Развитие понимания речи: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи, (вопросы задаются после рассказывания сказки).

5. Развитие речевого подражания: повторить названия персонажей сказки по образцу педагога: дед, баба, Маша, собака, кошка, мышка.

6. Развитие неречевых психических процессов (зрительное внимание, память, мышление): игра «Кто ушел?» (персонажи сказки).

7. Сенсорное развитие: Педагог: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).

8. Развитие графомоторных навыков: рисование репки.

Занятие № 5 Лексическая тема: «Домашние птицы».

1. Развитие мелкой моторики: «Петушок» Идет петушок (указательный и средний пальцы идут по столу, как ножки.) Набок гребешок (указательный палец касается большого — получается «клюв». Остальные пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»). Красная бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга, масляна головушка (потереть большие пальцы обеих рук об остальные).

2. Упражнение на развитие дыхания: Игра «Помоги гусенку догнать маму-гусыню». (бумажное пособие для развития дыхания «Гусыня с гусенком»).

3. Развитие артикуляционной моторики: «На птичьем дворе» Летом Катя жила у бабушки в деревне. Там она увидела много домашних птиц. Утром ее будил голосистый петух (произнести «кукареку»). Кричат уточки с утра – кря-кря-кря, кря- кря-кря. (улыбнуться и произнести звукоподражание). Следом курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко. (вытянуть губы трубочкой и произнести звукоподражание). Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га. (произнести звукоподражание, широко раскрывая рот). А индюк всех распугал: бал-бал-бал, бал-бал-бал (болтушка). А вот выбежали цыплятки — малые ребятки, ротик открывают, а как клевать — не знают (открывать и закрывать рот). Давай покажем цыплятам, как клевать. (вытянуть губы трубочкой и указательными пальцами сдавить их слева и справа к центру).

4. Развитие понимания речи: Игра «Найди свою маму?» - учить различать и показывать: утка-утенок, курица-цыпленок и т. д.

5. Развитие речевого подражания: Отгадывание загадок про домашних птиц.

6. Развитие неречевых психических процессов (зрительное внимание, память, мышление).

7. Развитие слухового внимания: «Домашние птицы». Угадай, кто кричит? (произнести звукоподражания).

8. Сенсорное развитие: Игра «Голодные гусята». Нужно накормить гусят червячками такого же цвета (бумажные желтые гусята и червячки разного цвета).

9. Развитие графомоторных навыков: штриховка «Гусенок».

Занятие № 6 Лексическая тема: «Овощи».

1. Развитие мелкой моторики: «Вкусные пирожки». Испекли всем пирожки (хлопать одной ладонью по другой, Котенку с картошкой (соединить большой, средний и безымянный пальцы в виде мордочки мышонка, Зайчонку с морковкой (отставить указательный и средний пальцы, а остальные сжать в кулачок, Мышонку с капустой (указательный палец и мизинец отставить, остальные плотно соединить). Ешьте, будет вкусно.

2. Упражнение на развитие дыхания: Игра «Найди лишние овощи» (бумажное пособие на ниточках — огурец, морковь, картофель).

3. Развитие понимания речи: показ овощей на картинках.

4. Развитие речевого подражания: называние овощей ребенком.

5. Развитие неречевых психических процессов (зрительное внимание, память, мышление): игра «Что лишнее?» (резиновые игрушки овощей).

6. Сенсорное развитие: Игра «Выбери овощи» (по цвету, форме, величине).

7. Развитие графомоторных навыков: обведение овощей по трафарету.

Публикации по теме:

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Дидактическая игра «Тримино» в работе с детьми дошкольного возрастаДидактическая игра «Тримино» в работе с детьми дошкольного возраста Традиционные настольные дидактические игры часто бывают скучны для детей. Если вы, как и я, сталкивались с этим, предлагаю поиграть с детьми.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексные занятия по работе с неговорящими детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 12:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексные занятия по работе с неговорящими детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мироновская (УИ 2143121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД