Иванова Алина Алексеевна
Комплексные упражнения для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Мы привыкли говорить, что они «особенные». Действительно, их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги и родители ждут достаточно долго-месяцами, даже годами. Дети не дают «обратной связи». Порой опускаются руки.
Для того, чтобы узнать, «почувствовать результат», необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы учебного и воспитательного характера. Глазодвигательные упражнения. Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ, ребенок должен удерживать взгляд в этих точках. Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы
Публикация «Комплексные упражнения для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Массаж ладоней и пальцев. Помассируйте ребенку пальцы на руках, ладони, повращайте ребенку руки в кистевом суставе по часовой стрелке и против нее.
Рисование двумя руками. Нужно прикрепить лист бумаги на любую вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф, дать ребенку в каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать одновременно двумя руками волны:
Шаг 1. Обе руки рисуют волны слева направо,
Шаг 2. Обе руки рисуют волны справа налево,
Шаг 3. Правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно рисует справа налево,
Шаг 4. Правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно рисует слева направо.
Упражнение можно выплнять рука в руке.
Рисование на спине и руках геометрических фигур и букв. Покажем ребенку геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, и нарисуем их на листе бумаги. Затем нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из геометрических фигур и попросим сказать или показать, какая фигура нарисована.
То же проделайте на руках ребенка, рисуя на обеих сторонах кисти.
Определение фактуры поверхности предметов. Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, колючие, мягкие). Затем предложите ребенку ощупать материал двумя руками вслепую (с закрытыми или
завязанными глазами) и назвать ощупываемый предмет, то же самое проделайте с каждой рукой по отдельности. Если ребенок затрудняется назвать предмет, предложите ему ощупать материал одной рукой и найти этот же материал сначала этой же рукой, а затем другой.
«Волшебная коробочка». Положите в коробку различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т. д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат здесь. При этом ребенок должен ощупывать предмет как двумя руками, так и каждой рукой по очереди. Перед началом игры следует показать ребенку предметы из коробочки и обсудить, что это за предметы. Так же можно поиграть с вырезанными из картона геометрическими фигурами.
«Сортировка». Смешайте небольшое количество фасоли и гороха или мелких и крупных бусинок и попросите ребенка положить фасоль в одну тарелку, горох во вторую, важно, чтобы ребенок работал обеими руками.
«Игры с мячом». Научите ребенка ударять об пол мячом и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши два раза.
«Ладушки». Играют взрослый с ребенком: каждый делает хлопок в ладоши, затем хлопок двумя руками с партнером, снова хлопок в ладоши, затем хлопок в ладоши с партнером «левая—правая», еще раз хлопок в ладоши, затем хлопок с партнером «правая—левая» и т. д.
«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая его правой рукой, например, «1-2-1», ребенок повторяет ритмический рисунок той же рукой. Затем ритм задается взрослым левой рукой, ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой рукой.
«Память». Взрослый показывает несколько движений, ребенок должен повторить эти движения как можно точнее в той же последовательности.
«Угадай, что за звук». Предложите ребенку послушать, как звучат любые предметы и материалы (погремите карандашами в коробочке или стакане, пошуршите смятой бумагой, пощелкайте ножницами, позвените ложечкой в стакане, пошуршите пакетом и т. д.).
Представленные упражнения нужно применять в течение всего учебного года на каждых занятиях. Эффективность педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Педагогическая работа должна носить комплексный характер.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - Москва, 1989г.
2. Коррекция развития рук при ДЦП. Нейрокинезитерапия. Пособие для родителей. Под редакцией А. Смолянинова. – Киев, 2012.