Лариса Гуськова
Комплексное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Из зимы в лето» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Романовская школа» г. Москвы
Дошкольное отделение -1 «Звездочка»
План-конспект
интегрированного занятия по развитию речи
и познавательному развитию в старшей группе
«Из зимы в лето»
(экологическое воспитание)
подготовили: воспитатель
высшей квалификационной категории
Гуськова Л. В. ,
музыкальный руководитель
Фролова С. А.
Март 2017 года.
Цель: развивать осознанно-правильное отношение детей к природе на основе чувственного восприятия, эмоционального отношения к ней.
Образовательные задачи:
Публикация «Комплексное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе „Из зимы в лето“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- уточнять представляйте о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существительные признаки природы;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении,
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать умение высказывать свою точку зрения,
- продолжать учить деть при формулировании ответа, говорить развернутой формой предложения, используя часть вопроса;
- закреплять умение правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах,
- развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов посредством ритмопластических движений,
Развивающие задачи:
- развить внимание, логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение сравнивать, выделять главное на основе имеющихся знаний;
- развивать умение моделировать с использованием шаблонов,
- развивать умение выделять причинно-следственные связи в действиях и явлениях;
-развить чувство ответственности за себя и свои поступки;
Воспитательные задачи:
- Воспитать желание исследовать явления, любовь к природе, заботу обо всем живом, активность, самостоятельность.
Активизация словаря: экология поведения, эколог, экологическая катастрофа, экосистема, рассортировать, лиственный лес.
Предварительная работа:
- участие детей в реализации проекта «Этажи леса»,
- чтение художественных произведений о лесе,
- слушание музыкальных произведений,
- просмотр презентаций «Лес - наше богатство»,
дидактические игры по вопросам экологии,
- рассматривание и обсуждение знаков запрета поведения в природе и недопустимости плохого поведения,
- заучивание стихотворных правил «Поведение в лесу»,
- рисование пейзажей,
- коллективные творческие работы детей «Лес зимой», «Лес летом», «Лес ночью», «Этажи леса»,
-рассказ-обсуждение «Лесник. Как он помогает лесу».
Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ, слушание музыкальных фрагментов.
Оборудование:
- материал к игре «Что нельзя делать в лесу» (карточки и ватман,
-запись музыкальных произведений,
- заставка-презентация к занятию «Из зимы в лето»,
- предметы, имитирующие мусор в природе,
- дидактический материал «Человек и дерево»
- фонарики красного и зеленого цвета;
- галстуки юных экологов;
- письмо от Лесовика;
- реконструкция леса в разные сезоны (зима, весна, лето)
- шапочки цветов,
- шапочки «Дары леса»,
- медали «Юный эколог» для детей.
Интеграция образовательных областей:
- развитие речи, познавательное развитие (экология леса, музыкальное развитие.
Ход занятия.
1. Вводная часть с использованием сюрпризного момента, постановка проблемной задачи.
Дети входят в актовый зал, проходят в центр зала под музыку А. Вильдавского и И. Резника «Страна чудес».
Находят корзинку с волшебным огоньком и письмом от Лесовика и галстуками «Экологического патруля».
Воспитатель:
- Интересная корзинка и мигает почему-то красным цветом. Как вы думаете, что говорит нам корзинка?
Дети (предположительные ответы детей):
- Кто-то просит помощи. (Воспитатель при помощи наводящих вопросов подводит детей к нужному ответу).
Воспитатель:
- Нужно посмотреть, что внутри корзины. А здесь письмо! Прочитаем?
«Здравствуйте, путешественники! Приглашаю Вас к себе в гости. В лес!
Приходите ближе к весне и меня разбудите! Не забудьте одеть отличительные знаки юных Экологов. Лесовик»
Это просьба и мы можем помочь Лесовику.
"Что такое экология?" (Ответы детей)
Экология - это наука, которая изучает, как изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека.
В переводе с греческого языка слово "экология" означает "учение о доме". Речь идет о "природном доме", который есть у каждого растения, животного, человека.
- Кто такие экологи? (одевают знаки юного Эколога)
Дети (предположительные ответы детей): люди, которые помогают природе, заботятся о природном доме.
2. Основная часть.
Музыкальный руководитель:
- Предлагаю в помощь позвать музыку. Она поможет нам переместиться в нужную точку. (Звучит музыка Г. Гладкова «Зимняя мелодия».)
(Дети выполняют ритмопластические движения).
-Расскажем о том что передает эта музыка как вы думаете какое это время года.
Дети:
-Это зима. Потому, что я слышу завывание вьюги, треск мороза, тишину леса.
Воспитатель:
- а вот и зимний лес – «…полон сказок и чудес.».
Беседа «Что мы видим в этом лесу»
- Лес - это экосистема, где все взаимосвязано друг с другом. Мы знаем, что в лесу есть «этажи» (называние ярусов леса, из чего состоит каждый ярус)
- Что мы видим в зимнем лесу. Какие «этажи леса» мы видим. Как вы думаете, куда делись другие «этажи леса».
(Рассматриваем работы, сделанные ранее, отмечаем разницу, что изменилось, дети высказывают свое мнение по отношению к работам.
(Зона № 6, приложение 4)
Дети (предположительные ответы детей):
- они спрятаны под снегом. Их можно увидеть весной.
Воспитатель:
- Сейчас мы видим только верхний «этаж» леса – это высокие деревья. (Предлагаю игру-моделирование «Человек и дерево»).
Воспитатель: Ребята, человека всегда сравнивали с деревом. Как вы думаете, мы с вами похожи с деревьями? (да, нет) Тогда проходите на свои места, я предлагаю вам это проверить. (Зона № 2, использование мультимедиа для презентации)
Игра – моделирование «Человек и дерево» (приложение № 2)
Воспитатель: Перед вами лежит картинка с изображением человека и части дерева (корни, ствол, 2 ветки, 2 набора листочков, крона).
Воспитатель: Давайте попробуем наложить части дерева на соответствующие части тела человека. Сравним человека и дерево.
1 У человека есть ноги, а у дерева …. (корни) (Найдите их).
2 У человека есть туловище, а у дерева (ствол) Правильно
3 У нас есть руки, а у дерева (ветви) Совершенно верно.
4 У человека на руках пальцы, а у дерева на ветвях (листики – иголочки)
5 У людей голова, а у дерева (крона) Точный ответ.
Воспитатель: Вы отлично справились с работой.
Воспитатель: А теперь сравним дерево и человека.
1 У дерева корни, а у человека (ноги)
2 У дерева ствол, а у человека… (туловище)
3 У дерева ветви, а у человека (руки)
4 У дерева на ветвях листья, иголки, а у человека (пальцы)
5 У дерева крона, а у человека (голова).
Музыкальный руководитель:
- И лесовик приглашал нас весной ближе к себе.
- Где же дом лесовика? (Двигаемся в зону № 3)
(Звучит музыка Г. Свиридова «Весна», проводится беседа о детских ассоциациях относительно музыки и ощущений, вызываемых произведением.)
Лесовик:
-Кто шумит в моём лесу? Я совсем никого не жду!
Дети:
- Дедушка, это же мы твои помощники. Мы нашли твое письмо, вот и пришли на помощь.
Лесовик:
- Это хорошо. Мне без помощников никак нельзя, сам то я уже не справляюсь. А, вот я вижу, у вас мои галстуки «Юных экологов».
Музыкальный руководитель:
- только нам непонятно, какая же помощь нужна тебе?
Лесовик:
Да не мне. Помощь нужна лесу!
Дети:
Что ты дедушка, мы только что были в лесу, там все так красиво и чистенько.
(в это время убирается часть декораций с зимнего леса, появляется замусоренная территория в зоне № 1, дети стоят спиной к ней)
Лесовик:
-Ух-ты весной запахло…. Вот и посмотрите, что стало с лесом.
(переходим в зону 1)
Музыкальный руководитель:
- Как нам лесу помочь дети?
Дети:
- нужно убрать мусор, который принес человек и оставил его здесь. Ведь это мешает вырасти самому первому «этажу леса»: цветам и траве.
Лесовик:
- тогда принимаемся за работу. Первым делом одеваем перчатки (имитационные движения) и начинаем убираться в лесу. Но уборка дело не простое, здесь особый подход нужен. Какой?
Дети:
- Мусор нужно рассортировать.
(выставляются три коробки «Бумага», «Стекло», «Пластик», Лесовик наблюдает за выполнением задания, хвалит детей.)
Лесовик: (зона №5, приложение 3)
- А вот я вам задание задам. Есть у меня игра, да не знаю я как играть в нее, картинки там всякие. Разберитесь, и сложите все в правильном порядке.
Дидактическая игра-задание «Что нельзя делать в лесу», в ходе которой дети разбирают карточки и рассказывают о том, что там нарисовано и объясняют причину;
-читают стихи о правилах поведения в лесу.
Лесовик:
Все вы знаете, все вы умеете. И лес мой стал чистый, и птицы запели (щебетание птиц, а вот цветов еще нет… даже грустно стало.
Музыкальный руководитель:
Не беда. И цветы мы сейчас посадим. (переходим в зону №4)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА «Посадим цветы», музыка С. Беше «Маленький цветок».
Лесовик:
- хорошо теперь в лесу, пойду братьям своим похвалюсь. Да и лето уже сов
сем близко! До свидания.
(дети садятся на ковер и слушают музыку леса, зона № 6)
Музыкальный руководитель проводит беседу о лете с использованием музыки.
Воспитатель:
- Лето красное к нам стучится. Будем радоваться солнцу и теплу.
Беседа о летнем лесе: рассматриваем «этажи леса» летом, добавляем недостающих деталей в лесу.
Д/и игра «Один -много», «Чего не стало»
3. Заключительная часть. Итог. Вывод.
Воспитатель:
Какое интересное путешествие у нас сегодня получилось. Нам пора возвращаться в свою группу.
Но что же мы сможем рассказать Вашим родителям о том, что сегодня было, и чему мы научились?
Дети (предположительные ответы детей):
(Воспитатель при помощи наводящих вопросов подводит детей к нужному ответу).
Кратко рассказывают, что они узнали.
Воспитатель:
(обращает внимание детей на домик Лесовика, где появилась корзинка с зелеными огоньками)
(Все переходят в зону № 2).
- Посмотрите, что оставил Лесовик. Да это – же медали всем помощникам и защитникам леса, но чтобы их получить, необходимо ответить на вопрос.
- Сегодня мы с вами стали «Юными экологами» и теперь всегда будем защищать природный дом?
Дети (предположительные ответы детей):
-защищать природу, не ломать деревья и кустарники,
-ухаживать за всеми посадками,
- сажать цветы, ухаживать за ними,
- следить за чистотой леса. за верный ответ вручаю медали)
И в заключение нашего путешествия расскажем нашим гостям о том, что можно найти в летнем лесу и употребить с пользой.
«Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского - Н. Найденова
Видео: https://www.youtube.com/embed/hisYGVbgJLM(