Петрова Ольга
Комплексное занятие в подготовительной группе «Путешествие по воде и под водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие
«Путешествие по воде и под водой»
(образовательные области – познавательное, речевое развитие)
подготовительная к школе группа
разработала: воспитатель Петрова О. А.
Цель: расширять представления детей об обитателях рек и морей, условиях их жизни.
Задачи:
- продолжать знакомство детей с миром водоемов;
- прививать желание защищать живой мир природы;
- формировать экологическое сознание.
Публикация «Комплексное занятие в подготовительной группе „Путешествие по воде и под водой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- Упражнять в счете;
- развивать смекалку, логическое мышление, умение анализировать.
- Упражнять в определении первого звука в слове;
- проводить звуковой анализ слов.
Материалы: оформление группы картинками рыб, водорослей,
шапочки - морские коньки, ершик, плавунец, водолюб, костюм черепахи, на столах заранее разложены 7 картинок с черепахами с цифрами на спине в пределах 7, карточки с индивидуальными заданиями на логику, выставка художественной литературы, цветные карандаши, карточки – звуки, напечатанные слова, куклы – лягушки)
Ход занятия.
1 часть – введение.
Морские коньки (2 ребенка)– стража стоят со скрещенными пиками у дверей. В группу входят дети.
Педагог (в костюме черепахи) : Здравствуйте дорогие гости, проходите, проходите, я очень рада вас видеть (дети садятся на стульчики)
Я - большая морская черепаха. Много лет живу я на свете. Знаю, что привело вас сюда желание узнать как можно больше об обитателях голубых просторов. Добро пожаловать в мое подводное царство (Морские коньки поднимают пики вверх)
1 конек – здесь вы встретите много диковинных растений и таинственных живых существ.
2 конек – наш подводный лес – край загадок и чудес. Чтоб в лесу не заблудиться, надо дружно потрудиться.
Педагог: Готовы ли вы ребята, к такому путешествию?
Дети: Да! Готовы!
Педагог: Ну что ж, тогда вперед, за знаниями!
2 часть – основная.
А) Математический залив (на столах у детей заранее разложены черепашки с цифрами)
УПРАЖНЕНИЯ В СЧЕТЕ.
Педагог: где-то здесь плавали мои маленькие детки – черепашки. Но они такие шустрые и проворные, что я никак не могу их найти и поймать. Помогите мне! Нашли? Выходите с черепашками вперед.
- сколько всего черепашек? (дети считают)
- по порядку ли они стоят?
- встаньте по порядку слева – направо.
- назовите число, которое идет за 4, за 7, перед 6, перед 3, между числами 5 и 7, 3 и 5, соседи числа 2, назовите соседей числа 4
- каких чисел не хватает до 10?
(Дети отвечают)
Педагог: Молодцы ребята, пересчитали моих непослушных детишек.
Б) Стража может быть свободна, присоединяйтесь к нашему путешествию, морские коньки. (морские коньки садятся на стульчики вместе с детьми. Выбегает Ершик)
Ерш: Что случилось? Почему в нашем подводном царстве так много людей? Что? Где? Почему?
Педагог: успокойся малыш. Это ребята – наши друзья. Они прочитали много книг о море и реке, но хотят узнать еще больше. Давай поможем им? Но вначале познакомимся.
Ерш: Я – Ершик, но почему-то все зовут меня Вопросик. Сам не знаю почему?
Педагог: А вы ребята, не догадываетесь?
(Дети высказывают предположения)
Педагог: Ершик - очень шустрая рыбка, везде сует свой любопытный носик и всегда хочет узнать все больше и больше.
Ерш: А можно я и вам задам вопросик? (задачи)
*Саша с Колей рыб удили, 9 рыбок наловили
Котик к рыбам подобрался, одну схватил и вмиг умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей сколько рыб осталось у друзей? ( ответ: 8 рыбок)
Педагог: * По морю плыло 9 акул, они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул плавало в море? ( ответ: 9 акул)
*Плыли 3 рыбки, одна впереди всех, одна между двумя, а одна позади. Как плыли рыбки? ( ответ: друг за другом)
В) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛОГИКУ
Педагог: А теперь задания каждому из вас. Кто сможет справиться с ним, тот сможет путешествовать дальше. У всех на столах листочки с рисунками: у одних – водоросли, у вторых - камни, у третьих – рыбки.
Нужно дорисовать в пустую клеточку недостающий предмет, раскрасить нужным цветом.
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
- А теперь проверим, проанализируем. А ты, Ершик, проверяй нас, если ошибемся.
Г) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас – (картинка с 6 рыбками)
Сколько ласточек у нас? Мы подпрыгнем столько раз. (картинка – 9 ласточек)
Д) Рифы словесности и грамматики
Педагог: Милый Ершик, посмотри, какие молодцы ребята. Они проводят свои исследования по нашему общему девизу: «Если будете любопытными, то будете вы многознающими!» (девиз читают дети)
Ерш: Я тоже хочу много знать! Только читать я еще не умею.
Педагог: Зато умеют читать наши ребята, и они уже познакомились с многочисленными интересными книгами. Вот они (выставка книг о море, реках, животных, птицах). Хочешь проверить, много ли интересного узнали дети из этих книг?
Ершик: Да. Конечно.
Е) ЗАГАДКИ:
1. У нее во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котел попала (щука)
2. Большой, с усами - под мостом
Перед грозою бьет хвостом (сом)
3. На реке стена из нитей, кто войдет не может выйти (сеть)
Ж) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Педагог: Послушай, Ершик, какие пословицы о рыбах и воде знают дети.
Дети:
- Где щуки нет, там карась хозяин.
- Снимай ерша с крючка не спеша.
- Ищи леща у хвоща, а ерша у камня.
- Какой рекой плыть, ту и воду пить.
Ершик: вот молодцы. Только я не понял вот эту – снимай ерша с крючка не спеша. Как это понимать? (дети объясняют)
З) ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Педагог: Хочу я проверить вашу сообразительность и внимание. Подумайте хорошенько и скажите, как нужно произнести:
- У рыбы нет зуб; - У рыбов нет зубов; - у рыбей нет зубов
(Правильно – у рыб есть зубы)
И) СООТНЕСЕНИЕ КАРТИНКИ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВА
(соедини стрелкой картинку со звуковой схемой и написанным словом, объясни свой выбор)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Рыбки весело плескались в чистой голубой воде
То сожмурятся, разожмурятся, то зароются в песке.
К) ЗВУКОВОЙ ДИКТАНТ
Запиши букву, которая обозначает 1ый звук слова: ЛЕЩ, КАРАСЬ, МЕДУЗА, АКУЛА, ТРЕСКА (проверка)
Л) Найди, в какой строчке буквы записаны по порядку:
А Т Р Е К С
Р А Т Е С К
Т Р Е С К А
М) ИГРА «Кто, где живет?»
Педагог: Я буду называть рыб и животных, а вы показывайте руками:
o виляете, как рыбки, если плавает в воде
o ничего не показываете руками, если живет на земле и летает.
Карп, слон, окунь, заяц, лиса, электрический скат, медуза, кит.
Педагог: Молодцы, ребята!
Н) Инсценировка и кукольный театр
Педагог: Ребята, а вы слышали, как разговаривают лягушки? А знаете о чем? Хотите послушать? Тогда тихо-тихо!
(куклы – показывают и говорят дети)
*- Кума, ты к нам?
- К вам, к вам! К воде скачу, ловить хочу
- А кого, кого, кума?
- Рака, карпа и сома.
- Как поймаешь, дашь ли нам?
- Как не дать, конечно, дам!
Педагог: А вот в воде, оказывается, живут не только рыбы, но и жуки. Сейчас вы их увидите. Это плавунец и водолюб. (инсценировка)
Плавунец: До того ты, кум-водолюб, на меня похож, что я, бывает, сам себя с тобою путаю.
Водолюб : А ты, кум – плавунец, отличай меня по походке: я, когда плыву, задними ногами поочередно загребаю: правой, левой, правой, левой. А ты, плавунец, гребешь слаженно, сразу обеими ногами: раз, два, раз, два.
Педагог- черепаха: что вы, ребята, узнали о плавунце и водолюбе? (ответы)
3. ИТОГ
Педагог: Вот как много обитателей водяного царства мы с вами сегодня повстречали. Да-а, все бы хорошо, да не все: и в море, и в реке, и в озерах гибнет нашего брата каждый год видимо-невидимо. Это оттого, что люди загрязняют водоемы отходами производства, разным мусором и хламом. То нефть разольется, то бензин. Да еще браконьеров очень много, ловят рыб больших и маленьких, никого не щадят. А ведь вам – людям без нас плохо, да и нам без вас нельзя. Ведь мы единое целое – природа!
Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат – человек.
Ты хозяин.
Мы спорить с тобой не хотим и не можем,
Но без нас, ты представь, разве будет землею земля?
Но без нас – ты пойми, разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безмолвье - одни слизняки
Океан разольется огромной протухшею лужей!
Дети:
- Чтоб могли сады цвести
И сады, и реки -
Все живое береги
Ты на этом свете!
- Давайте, люди, любить планету,
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной на всех одна
Что будет делать без нас она!
Педагог: Я надеюсь, ребята, что вы будете хранить и ценить красоту природы. Что вы никогда не нарушите клятвы любить нашу планету.
Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, много нового узнали.
И в память об этом путешествии я хочу подарить вам золотой ключик от книги знаний, книги о живой природе планеты Земля