Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Комплексное занятие в младшей группе «Мои помощники — уши»
Программное содержание: знакомить детей со строением уха, его функциями, правилами охраны органа слуха. Поощрять бережное относиться к своему «помощнику». Воспитывать внимание, память.
Ход:
Воспитатель: Сегодня к вам придет интересный гость. Послушайте и отгадайте про него загадку:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (ответы детей)
Появляется зайка Степашка.
Публикация «Комплексное занятие в младшей группе „Мои помощники — уши“» размещена в разделах
Степашка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Степашка. А вас как зовут? (ответы детей) Очень рад с вами познакомиться. Я знаю интересную игру. Хотите со мной поиграть? (ответы детей) Игра называется «Прятки».
Подвижная игра «Прятки» со Степашкой.
Цель: упражнять в ориентировке в пространстве на слух.
Степашка: Я буду звонить в звоночек, а вы – меня искать. А для этого вы закроете глазки вот такими необычными очками, договорились? (дети надевают на глаза очки). Игра повторяется 2 – 3 раза.
Воспитатель: Дети, кто вам помогал услышать звоночек и найти Степашку? (ответы) Как вы догадались, что вам помогали ушки? (ответы) Может вам помогали глазки? (ответы)
Степашка: Да, ребята, вы ушами слышали звоночек, и поэтому быстро находили меня. А в гости к вам я пришел не один, а со своим лучшим другом. Вот он, мой друг – Уши.
Выставляется модель «Уши», дети с воспитателем и Степашкой рассматривают модель.
Степашка: А как вы думаете, почему Уши мой лучший друг? (ответы) Правильно. У него, как и у меня, большие уши, поэтому мы можем слышать далеко и очень хорошо.
Степашка: Где находятся уши? (ответы) Правильно. Справа и слева на голове. Уши растут вместе с человеком. У детей ушки поменьше, у взрослых – побольше. Вот это называется ушная раковина (показывает на модели). Потрогайте ушную раковину у себя. А вот в эту дырочку – слуховой проход – влетают все звуки и слова (показ на модели).
Степашка: Для чего вам нужны ушки? (ответы) Правильно, чтобы услышать мамины ласковые слова, песни и т. д.
Степашка: А что случится, если не беречь уши? (ответы) Правильно, если уши не беречь, то они могут заболеть и человек будет плохо слышать, может не услышать песенку и т. д.
Звучит веселая музыка.
Степашка: Дети, что вы слышите? (ответы) Закройте уши руками. Что случилось? (ответы) Правильно. Вы стали плохо слышать, потому что руки помешали звукам музыки влетать в уши. Когда зазвучала песенка, вам стало весело? (ответы) У вас хорошее настроение, потому что ваши уши слышат веселую музыку, а ножки даже захотели танцевать. Тогда потанцуйте немножко, но только так, как звучит музыка.
Воспитатель следит, чтобы движения детей соответствовали характеру музыки, поощряет детей.
Степашка: Как хорошо вы танцевали, всем помогали уши услышать мелодию. Садитесь на стульчики и я загадаю вам загадки. Загадки не простые, отгадать их вам помогут ваши помощники – уши. Наденьте опять очки и слушайте внимательно, что будет звучать.
Дидактическая игра «Что звучит» со Степашкой.
Цель: упражнять в определении на слух звучащие предметы.
Детям предлагается определить на слух звучащие предметы. Звуки: удары барабана, дудочка, колокольчик, скрип двери, топот ног, хлопки в ладоши, булькает или переливается вода, кто-то скребется, звук рвущейся бумаги и т. д.
Воспитатель: Какие вы молодцы, отгадали все Степашкины загадки! А что за помощник вам помогал отгадывать Степашкины загадки? (уши) Хорошие у вас помощники – уши.
Степашка: Ребята, я хочу подарить вам свой портрет. Я его сам наклеил для вас.
Степашка показывает портрет и сам смотрит, любуется.
Степашка: Вам нравится? (ответы) Ой! Что-то я сам себя не узнаю здесь. Чего то я не вижу на портрете. Дети, чего не хватает? (ушей) Как же мне быть? Я теперь ничего не услышу без ушей. Но я же их наклеивал. Посмотрю в конверте, может быть они там лежат, наверно, я их неплотно прижал тряпочкой, когда наклеивал, или плохо намазал клеем (рассуждая, Степашка ищет в конверте уши).
Степашка: Вот они! Дети, помогите мне хорошо приклеить уши.
Двое детей приклеивают уши на портрете Степашки, хорошо намазывают их клеем, плотно прижимают тряпочкой. Степашка благодарит их и весело дарить портрет в группу.
Степашка: А с моим портретом даже играть можно. Хотите? (ответы)
Игра «Угадай, кто позвал».
Цель: упражнять детей по голосу определять человека.
Ребенок с портретом стоит спиной к играющим, другой ребенок по знаку зовет Степашку.
Степашка: Понравилась вам игра? (ответы) Мне помогали уши услышать свое имя и угадать, кто позвал меня.
Степашка: Очень мне понравилось у вас в гостях. А тебе, Уши, понравилось у ребят?
Уши: Понравилось. Ребята, кто же вам помогал найти Степашку, отгадать все Степашкины загадки, услышать веселую песню? (ответы детей)
Степашка: Ушки, а вы хотите остаться с детьми?
Уши: Хочу. Они хорошие дети, они хорошо слышат. Дети, а вы бережете свои уши? (ответы) В группе тихо разговариваете? (ответы) Не кричите громко, не топаете ногами? (ответы) А хорошо ли вы завязываете шапочки и платочки, когда собираетесь на прогулку? (ответы детей)
Степашка: Правильно, ребята, надо беречь уши, не шуметь, тихо разговаривать, и тогда вы всегда будете хорошо слышать.
Степашка: (прощается с детьми) До свидания, дети! Не забывайте мои советы.
Дети прощаются, Степашка уходит. Воспитатель подводит итог занятия.