Наталья Трусова
Комплексное занятие «Широкая Масленица» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие в средней группе
Интеграция по реализации образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Пояснительная записка:
Формирование гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, патриотических чувств – одни из наиболее важных задач дошкольного образования.
Знакомство с русскими народными праздниками приобщает детей к народным традициям, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Публикация «Комплексное занятие „Широкая Масленица“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. В ходе организованной образовательной деятельности «Широкая Масленица» через игры, соревнования, эстафеты происходит знакомство с традициями праздника. Чтобы занятие получило у ребят эмоциональный отклик, было им интересно, помогают воспитателю персонажи: скоморохи и Баба Яга. Во проведения время ООД дети не только получают новые знания, но и закрепляют полученные раннее, происходит развитие основных видов движений дошкольников, формируются доброжелательные взаимоотношения сверстников.
Цель занятия: Знакомство с традициями празднования Масленицы на Руси.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать детям знания о русском народном празднике Масленица.
2. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами.
3. Учить детей выделять характерные признаки весны.
4. Упражнять в подборе прилагательных к существительному.
5. Учить сравнивать предметы по величине, располагать их в определенной последовательности.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.
2. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, приучать к выполнению действий по сигналу.
3. Развивать внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
2. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
3. Воспитывать у детей у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах.
Материалы и оборудование:
• Спортивный инвентарь: обручи, дуги, скамейки, «Дорожка здоровья с массажными ковриками и ребристой доской» и др. ;
• Кегли с блинчиками и загадками;
• Мячи;
• Мольберты, магниты;
• Желтый и красный круги, соответствующие лучики;
• Картинки с изображением предметов разной формы;
• Картинки с признаками зимы и весны;
• Подносы;
• Лошадки – палочки;
• Кубики с приклеенными на них белыми кругами разного размера, цифры;
• Угощение (блинчики);
• Музыкальный центр, записи народных мелодий, посвященных Масленице, музыка для эстафет.
Предварительная работа:
• Беседа о Масленице с показом иллюстраций.
Ход занятия.
Играет музыка «Масленица - Плясовая»
Воспитатель приглашает всех в физкультурный зал.
Воспитатель: Проходите! Проходите! Все на праздник поспешите! Мы сегодня не скучаем! Праздник радостно встречаем!
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с друг с другом и с гостями.
Пальчиковая игра «Здравствуйте!»
Воспитатель: Сегодня мы собрались в этом красивом зале, чтобы Масленицу отмечать, зиму провожать.
Стук в дверь. Входят скоморохи.
1 скоморох:
Здравствуйте, мальчишки,
Широкие штанишки.
Я - скоморох Ерёма.
2 скоморох:
Здравствуйте, девчонки.
Короткие юбчонки.
Я - скоморох Фома.
1 скоморох:
Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем.
2 скоморох:
Зиму провожаем, весну заклинаем!
1 скоморох:
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие скоморохи.
Я вы знаете, что нам поможет зиму проводить и весну встретить?
Скоморохи: Нет, не знаем.
Воспитатель: Ребята, а что поможет весне начаться?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Какой солнышко формы?
Дети: Круглое.
Скоморох 1: А интересно, что по форме похоже на солнце?
Воспитатель: Давайте найдём предметы круглой формы.
Эстафета «Найди предметы такой же формы как солнышко».
(Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены «круглые» предметы. В обручах остаются предметы похожие на треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, трапецию)
Скоморох 2: Здесь ещё остались предметы. Разве они не круглые?
Воспитатель: Какой формы эти предметы?
Воспитатель показывает оставшиеся картинки. Дети говорят, какой формы предметы, изображенные на них.
Воспитатель прикрепляет на мольберты круги красного и жёлтого цвета для каждой команды.
Воспитатель: Вот теперь у каждой команды своё солнышко красное и жёлтое.
Скоморох 1: Что-то солнышко на себя не похоже.
Скоморох 2: Чего-то не хватает.
Воспитатель: Ребята, чего не хватает нашему солнцу?
Дети: Нужны лучики.
Скоморох 1: На масленицу, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Воспитатель: Мы на лошадках поедим и лучики привезём для солнышка.
Эстафета «За лучиками на лошадках».
Скоморохи показывают, как добраться для лучика и вернуться с ним к команде.
Дети прикрепляют лучики к кругам.
Воспитатель: Посмотрите на солнышко и скажите: какое весеннее солнце?
Игра «Подбери определение.
Назови, какое солнышко весной?
Дети называют слова определения
Скоморох 1: Как мы узнаем, что пришла весна?
Скоморох 2: По дорожке пойдём, признаки весны найдём.
Скоморохи ведут детей по дорожке здоровья.
В конце дорожке каждой приготовлен стол с картинками.
Дети должны выбрать признаки весны.
Задание «Выбери картинки, на которых изображены признаки весны».
Ведущий: Молодцы, вы справились с заданием. Давайте позовём весну. Повторяйте все за мной:
Ясна, красна, приди весна.
Появляется баба-яга, бегает с метлой под музыку по залу.
Баба- Яга: Здравствуйте, люди добрые. Вы меня звали, вот я к вам и прилетела.
Ведущий: Бабушка- Яга, мы тебя не звали, мы зиму провожаем и весну встречаем.
Баба- Яга: Скучно мне в лесу. Весну я себе забрала и вам ее не отдам. Всю зиму грустила, загадки о весне и Масленице собирала. На масленицу испекла вам блины. Блины не простые, с загадками. Попробуйте их отгадать. Вот вам мячики, помогут вам загадки выбрать.
Игра «Блинчики с загадками.
Загадки:
• Выше леса, краше света,
Без огня горит.
(Солнце)
• Праздник мой
Лишь раз в году
На недельку к вам приду.
Радость всем я принесу
И блинами угощу.
(Масленица)
• Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
• Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
(Блин)
• Нелегко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно.
(Снежная горка)
• Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
• Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как «снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь?
(Снежки)
• На шесте стою,
Свысока гляжу
Тело, руки, голова.
Все из соломы, у меня.
Обрядили, принесли
И в последний день сожгли.
(Чучело масленицы)
• Мне побегать бы по полю:
Я люблю простор и волю.
Не нужна мне колбаса!
Дайте сена и овса.
(Лошадь)
• Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт, дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит.
(Масло)
Пять человек с каждой команды мячом сбивают кегли с блинчиками - загадками и по очереди отгадывают их. Воспитатель кратко рассказывает, как отгадка связанна с Масленицей.
Воспитатель: Бабушка- Яга, мы отгадали твои загадки, отпусти весну.
Баба- Яга: Скучно мне. А на масленицу всегда выселяться и играют. Поиграйте со мной.
Игра «В тёмном лесе есть избушка».
Баба- Яга: Ох, повеселили, позабавили старушку.
А вы знаете, что на масленицу нужно обязательно снежную крепость строить? Без этого не уйдёт зима, не наступит весна.
Ведущий: Бабушка- Яга, мы с ребятами и скоморохами крепость построим. А будет она из комков разного размера и поставим мы их от маленького к большому.
Эстафета «Строительство снежной крепости».
Баба- Яга: Ай да, молодцы, ребята. Сегодня среда. Этот день на масленице зовётся Лакомка. И я к вам не с пустыми руками, а с угощением. Вас, ребята, угощаю, а я к себе в лес на метле улетаю. Зиму провожайте. Отпущу весну, встречайте.
После окончания занятия в группе - чаепитие с блинами и угощением от Бабушки Яги.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Основная Образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. /Под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез,2006. -152с.
3. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/ Владимирский институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. – 184 с.
4. Интернет – ресурсы.