Вера Алпатикова
Комплексное занятие по этикету «Весёлое чаепитие»
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ по этикету
"Весёлое чаепитие"
Цели:
1. Познакомить детей с правилами этикета во время чаепития.
2. Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения.
Задачи:
1) Учить детей разнообразным видам сервировки стола к чаю.
2) Побуждать чаще пользоваться «волшебными словами»;
3) Воспитывать дружеские отношения;
4) Создать хорошее настроение.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, песни «Настоящий друг», разучивание сценки,
Дидактические игры по классификации посуды.
Материал, оборудование:
Публикация «Комплексное занятие по этикету „Весёлое чаепитие“» размещена в разделах
2 разных чайных сервиза, скатерти, салфетки,сундучок с конфетами,
Салатница, селёдочница, игрушка ёжик.
Воспит: Знают взрослые и дети: много слов на белом свете!
А с волшебными словами мы идём по свету с вами!
--- Волшебными словами называют вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете? (дети называют слова: спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи.)
--- Молодцы! А почему мы называем вежливые слова волшебными?
Дети: Потому что вежливые слова делают людей добрее.
Восп: Правильно! Вежливые слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица, вежливые слова помогают людям общаться, лучше относится друг к другу. Вспомните, пожалуйста, одно из самых добрых и самых хороших слов в нашей жизни. Этим словом мы приветствуем других людей, желаем им здоровья. (дети отвечают, что это слово «здравствуйте»).
Верно! Добрые люди и особенно дети, рады здороваться со всеми на свете! Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет, его надо знать. А как ещё можно поприветствовать других людей?
(Ответы детей). Вот послушайте:
Стихотворение «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспит. обращает внимание детей на ёжика:
А сейчас послушайте, как ребята общаются с ёжиком и скажите, какой разговор вам понравился больше и почему.
Первый ребёнок (обращается к ёжику громко, с вызовом):
Слушай, ёжик у дороги! Ты в траве, а я в пыли.
Уноси скорее ноги и меня не уколи!
Второй ребёнок (обращается доброжелательно, ласково):
- Здравствуй, ёжик у дорожки! Ты в траве, а я в пыли.
Я тяну к тебе ладошки – ты меня не уколи!
Воспит: Какой же разговор вам понравился больше? (ответы детей)
Дети слышат стук в окно, обращают внимание, за окном КАРЛСОН.
Карлсон (входит) Привет, малыши! Я тут пролетал мимо, дай, думаю, загляну. Готовьте посадку лучшему в мире специалисту по мягкому приземлению! Что вы на меня так смотрите? Вы что! Меня не узнали? Конечно, я – Карлсон, который живёт на крыше. Я красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил…
Кто же так встречает лучшего в мире друга?
Воспит: А как надо встречать?
Карлсон: И вы ещё спрашиваете? Ну, например: «Здравствуй, дорогой Карлсончик! Мы так скучали без тебя, и приготовили целую гору твоих любимых угощений!» Ну, давайте ваши конфеты, варенье, пироги, торты… Я так проголодался!
Воспит: Карлсон, ты что-то перепутал, сейчас не время для еды.
Карлсон: (обиженно) Ну, я так не играю, конечно, может, я и перепутал… На улице холодно, я замёрз, вот решил у вас погреться.
Воспит: Ребята! Как мы можем согреть Карлсона, чтобы он не заболел? (дети отвечают).
Карлсон: Давайте пить чай! Я его так люблю, особенно со сладостями.
Воспит: А наши дети умеют правильно и красиво накрыть стол для чая.
Игра «Кто быстрее и правильно накроет стол»
Воспит: Карлсон, нужно правильно вести себя в гостях. Ты это умеешь?
Карлсон: Конечно! Ведь я же самый лучший в мире гость для Малышей.
Воспит: А вот и проверим! Отвечай на наши вопросы:
-- Если вам дадут конфету, то забрав конфету эту
Очень вежливо скажите:
Карлсон: --- А ещё одну дадите?
Воспит: А вот и неправильно. Что сказать надо, ребята? (Спасибо).
Ну, слушай дальше:
--- Если вы в гостях у тёти вдруг тарелку разобьёте,
То тогда сказать придётся:
Карлсон: А посуда к счастью бьётся!
Воспит: Ребята, что в таких случаях говорят? (извините, простите)
Вот послушайте стихотворение «Простите»:
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза,
И робко и тихо «Простите» - сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
-- Мы купим другую, есть лучше в продаже…
«Простите» - казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Воспит: Вот так поступают воспитанные люди. Ну, слушай дальше:
--- Если день рожденье друга отмечать придёте в срок,
Потрепите другу ухо и скажите:
Карлсон: Где пирог?
Воспит: Ребята, а как надо? (Поздравить)
--Если кто-то с вами рядом неожиданно чихнёт,
Вы его окиньте взглядом и скажите:
Карлсон: Вот даёт!
(Дети поправляют): ---Будь здоров!
Воспит: Ну что, дорогой Карлсончик, не знаешь ты правил этикета.
Карлсон: А что такое – этикет?
Воспит: А вот послушай, как об этом расскажут дети:
---Что такое этикет? Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие, надо знать их с малых лет!
---Что сказать, когда войти, как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами делать дома и в пути.
---Если вежливыми слыть и воспитанными быть,
То всегда и всюду будут уважать вас и любить!
Карлсон: Ну, теперь я всё понял. Спасибо, что многому меня научили! Давайте же пить чай! Столы уже накрыты, только вот чего-то не хватает. С чем чай-то пить будем? (дети отвечают).
Карлсон: Совсем забыл, мне же бабушка дала сундучок с конфетами. Где же он? (находит сундучок). Только это не простой сундучок, он любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать?
Карлсон: Чтоб открылся сундучок, расскажи-ка мне, дружок:
Что ты скажешь, если вдруг угостит тебя твой друг?
Дети: Спасибо.
Карлсон: Что ты скажешь, мой дружок, если в гости ты придёшь?
Дети: Здравствуйте.
Карлсон: Что ты скажешь, дорогой, когда ты пойдёшь домой?
Дети: До свидания.
Карлсон: Ура, открылся! Значит, вы ответили правильно (достаёт конфеты).
Воспит: Дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в салатницу? Почему? А в селёдочницу? А сюда можно положить конфеты? (показывает конфетницу). Можно туда положить конфеты? (кладут конфеты, благодарят Карлсона.)
Воспит: Ребята, а если бы к чаю у нас был торт или пирог, какую посуду нужно было бы ещё добавить?
(тарелочку или блюдце)
В это время Карлсон забирает из вазы все конфеты, разворачивает одну и кидает фантик на пол.
Воспит: Дети, как вы думаете, Карлсон правильно поступил? Он забрал все конфеты, да ещё и фантик бросил на пол.
Карлсон: А я хочу все конфеты. Почему нельзя-то?
Воспит: Ребята, давайте расскажем, почему нельзя так поступать. (дети отвечают, воспитатель обобщает)
Воспит: Если ты возьмёшь много конфет, то остальным может не хватить. Лучше взять одну конфету, а потом, если остались конфеты, можешь взять ещё одну. И фантик на пол не бросают.
Карлсон: Спокойствие, только спокойствие! Вы забыли, что я лучший в мире шутник и проказник! Я нарочно так сделал, посмотреть, как вы запомнили правила этого… этикета. А конфеты я же для вас принёс! Кто самый лучший друг для малышей? Вы же мои друзья? А для друзей мне ничего не жалко! А вы правда умеете дружить? Все-все?
Воспит: Да, ребята наши действительно дружные, послушай, какую песню они споют о дружбе.
Исполняется песня «Настоящий друг»
Карлсон: Замечательная песня, и спели вы её хорошо. А я вот смотрю, что не все у вас дружные ребята.
(выводит в центр 2-х детей):
Карлсон: Егорка, больно ты сердит!
--- Меня толкнул вон тот бандит.
--- Он сам хорош, он мне, нахал,
В карман лягушку запихал.
--- Я спал, он цап меня за пятку,
--- А он сломал мою рогатку.
--- А ты зачем меня весной
Облил холодною водой?
--- Облил за дело, будешь знать,
Как поросёнком обзывать!
--- А первый – ты!
--- Нет, первый – ты!
--- Нет, первый – ты!
--- Нет, первый – ты!
Карлсон: Да будет вам! Ведь вы друзья! Вам долго ссориться нельзя.
Смотрите, сколько здесь ребят! Вас помирить они хотят!
Мы скажем «раз»- и вы сходитесь, мы скажем «два»- вы улыбнитесь!
А как раздастся слово «три» - друг друга за руки бери.
Итак, считаем: «раз, два, три.»
(дети берутся за руки, садятся на место)
Карлсон: Хорошо у вас, но мне пора лететь дальше. Всем расскажу, какие вы дружные, воспитанные.
Воспит: Карлсон, спасибо и тебе, что был у нас в гостях, мы хотим пожелать тебе «Доброго пути»
Стихотворение «ПРОЩАНИЕ»
Нам желают «Доброго пути»!
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Карлсон «улетает», дети идут пить чай.