Людмила Гребенюк
Комплексное занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.
Старшая группа. (Анализ сказки по «системному оператору»)
Цель и задачи занятия
Цель: формировать умение системного анализа сказки;
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Задачи: развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая
Оборудование Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Колобок, «пятиэкранка».
Предварительная работа
Педагог Подбор Игрушки (Незнайка) распечатать для пятиэкранки картинки по колобку
Воспитанники. В свободной деятельности ТРИЗ игра Игра «Почему так произошло?», Игра «Путаница» Чтение Д Родари «Сказки по телефону»
Используемые технологии Метод игрового проблемного обучения.
ТРИЗ технологии («Фантазирование», синектика, системный оператор)
Ход занятия
1. Упражнение «Какую сказку загадали?».
Приходит Игрушка с книгой «Колобок», которую прячет за спиной.
И. : Здравствуйте, ребята! Вы сказки любите?
И. : Какие сказки вы знаете?
И. : Попробуйте отгадать мою любимую сказку.
Игрушка загадала сказку «Колобок». Желательно, чтобы дети отгадывали сказку при помощи различных вопросов по сюжету сказки, а не просто старались угадать название.
2. Анализ сказки по «системному оператору».
И. : Кому еще нравится эта сказка?
И. : Знаете, почему эта сказка моя самая любимая? Обычно все сказки хорошо заканчиваются, а эта грустно. И мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса его взяла и проглотила! Мне такой конец совсем не нравится, и я люблю придумывать другой конец к этой сказке, чтобы Колобок мог спастись.
В. : А ты можешь ребят научить так придумывать?
И. : Конечно!
В. : Но вначале давайте вспомним приключения Колобка. (Достает и показывает рисунок Колобка.)
И. : Поможет нам все вспомнить «пятиэкранка».
(Воспитатель помещает Колобка в центральную клетку.)
И. : Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает.
(Воспитатель может дорисовать ставни к прямоугольнику.)
И. : Потом Колобок едет на лифте вниз. Из каких продуктов его бабушка испекла?
И. : Теперь Колобок едет вверх. Где он был в начале сказки?
И. : Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?
И. : А что произошло потом?
Желательно, чтобы ответы детей были приближены к тексту сказки, а Игрушка «дополняла» ответы детей фрагментами сказки типа: «по сусекам поскребла» и т. д.
И. : Давайте пока не будем говорить о том, что Лиса съела Колобка, а поиграем, как будто Колобок и от нее тоже убежал.
3. Подвижная игра «Лиса и Колобок».
Правила игры (аналогично игре «Кошки-мышки»): дети образуют круг, выбираются Лиса и Колобок. Лиса догоняет Колобка, он от нее убегает. Дети в кругу перед Лисой опускают руки, а Колобка пропускают.
4. Фантазирование.
И. : В игре Колобок смог убежать от Лисы и она его не съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?
(Воспитатель может помочь детям, называя слова: вкусный, румяный, гладкий, аппетитный, с вкусным запахом и т. д.)
И. : В сказке Лиса съедает Колобка, потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы Лиса его не съела. Может быть, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, нерумяным, будет не таким аппетитным — Лисе его есть не захочется, не правда ли?
В. : Все правильно ты говоришь, Игрушка! А как Колобок может стать невкусным?
Возможные варианты: посыпать на себя соль, обваляться в песке, залезть в лужу, прокатиться через муравейник и т. д.
И. : Мог ли Колобок сделать так, чтобы от него исходил неприятный запах?
Аналогично рассматриваются и некоторые другие свойства.
И. : Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его Лиса или нет?
И. : А такая новая сказка про Колобка вам нравится?
И. : Мне тоже. Давайте в следующий раз попробуем придумать другие приключения Колобка, хорошо? А пока до свидания и спасибо, что помогли спасти Колобка!