Степура Екатерина
Комплексное занятие по познавательному развитию «Путешествие в космос» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №9 «АИСТЕНОК».
Комплексное занятие по познавательному развитию «Путешествие в космос» с детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель:
Подготовительной группы№8
МБДОУ детского сада №9
«Аистёнок» Степура Е. А.
Задачи:
Обучающие.
Публикация «Комплексное занятие по познавательному развитию „Путешествие в космос“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Расширять элементарные представления детей о космосе, космическом пространстве, планетах, звездах.
• Познакомить детей с профессиями : космонавт, астроном.
Развивающие.
• Развивать у детей умение делать самостоятельные выводы с помощью экспериментирования.
• Развивать у детей умение фантазировать, мечтать.
• Обогащать словарь детей за счет слов: планета, ракета, комета, звезда, созвездия, звездочет, астроном, солнечная система и т. д.
• Развивать у детей способность давать развернутые и полные ответы.
• Обогащать игровой опыт детей.
• Развивать у детей память, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные.
• Воспитывать у детей желание стать смелыми, сильными, выносливыми, образованными.
• Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
• Воспитывать у детей желание бережно относиться к окружающему миру, к живой и неживой природе.
Оздоровительные.
• Совершенствовать у детей физические качества: равновесие, ловкость, быстрота, выносливость.
• Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и общую моторику.
Оборудование: мультимедиа проектор с презентацией, тазик с мукой, камни разной величины, большой зонт, мнемотаблица, музыкальные инструменты (ложки, бубны, погремушки) ; на каждого ребёнка ребёнка счётные палочки, цветные карандаши по количеству детей, альбомные листы обручи.
Ход занятия : Дети входят в зал и здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое космос?
Ответы детей.
Воспитатель: Если посмотреть на небо, то мы увидим тысячи звезд. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми и красноватыми. Чем ближе к Земле Звезда, тем она ярче. Люди начали изучать звезды много - много лет назад, а как называли человека, который изучал звезды и планеты? (Звездочёт)
Воспитатель: А как сейчас называют человека, который изучает планеты и звезды? (Звездочёт)Что им помогает рассмотреть звезды на небе (Подзорная труба, телескоп)Чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы бы хотели стать звездочетами? Подойдите к столам. Наденьте колпачки звездочетов. Посмотрите, у вас на листах изображены звезды. Соедините их прямыми линиями и у вас получатся созвездия. На что они похожи? Пофантазируйте и дайте название своему созвездию.
Ответы детей.
Воспитатель: Название созвездиям давали по сходству с земными предметами или животными. Если мы звездочеты, то нам нужна подзорная труба, чтобы смотреть на звезды. А из чего её можно сделать? (из листа бумаги дети делают подзорную трубу) .Уважаемые звездочеты, возьмите подзорную трубу и посмотрите на звезды. Как думаете звезды лучше видны, в трубу или без неё? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами очень увлеклись, нам пора отправляться в космическое путешествие.
Но на чём мы полетим?
Ответы детей (ракета)
Воспитатель: А у нас же нет ракеты!
Пройдемся в конструкторское бюро и построим свою ракету. Пофантазируйте и дайте ей название. ( Дети строят из разных предложенных материалов: счетных палочек, спортивных модулей.)
Посмотрите, а у нас есть ещё одна ракета, которую мы сделали в группе.
Давайте полетим на ней.
Только сначала отгадайте загадку:
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски «Астронавт»,
А по-русски (Космонавт)
Воспитатель: Космонавты исследуют космос. Свою работу они выполняют в скафандрах. А зачем космонавту скафандр?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед полетом космонавты проходят сложные испытания, поэтому в космос могут полететь самые подготовленные. Сейчас мы тоже проверим вашу готовность.
Разминка «Подготовка к полёту»
Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем?
(Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад, круговые вращения головы.)
Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещённого у него в ранце на спине, проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец (круговые движения, поднятие и опускание плеч).
Хорошо ли застёгнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперёд, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.)
Плотно ли прилегают перчатки к рукам (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперёд на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочерёдным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочерёдно сгибая и разгибая кисти рук).
Сапоги не жмут (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах).
Легко ли вам дышится (Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).
Воспитатель: Теперь вы готовы к полёту.
Занимайте места в капсуле-лифте и мы переместимся к ракете. (Большой зонт)
Космонавты, занимайте места в ракете.
Пристегните ремни. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Полетели!
Воспитатель: Первая планета Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она медленно вращается вокруг солнца. Поэтому у Меркурия почти постоянно греется только один его бок. Вот и получается, что с одной стороны планета очень горячая, а с другой - совершенно холодная. Вся поверхность образована из впадин-кратеров, которые образовались в результате падения камней с хвоста комет.
А хотите узнать как образуются кратеры?
Пройдемте в лабораторию.
Воспитатель: Представьте себе (показывая на муку в тазу, что это поверхность планеты. Какая она сейчас? Гладкая, ровная, … Как вы думаете, почему же на поверхности планет образуются впадины? (Если на ровную поверхность упадет метеорит, камень.) . Хотите это проверить? Представьте, что у вас в руках метеориты и они летят к поверхности нашей планеты (дети отпускают камни в муку). Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Это самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов. А как же она называется? Давайте отгадаем кроссворд и тогда мы узнаем это.
Я вам сейчас загадаю загадки, а отгадки мы запишем в кроссворд и в красных клетках мы прочитаем её название.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это (Космонавт)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всём
Умный дядя (астроном)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его- полоска света,
А зовут объект (комета)
До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам (Луна)
Ответ: Венера
Воспитатель: Марс - ближайшая к Земле планета. На небе Марс кажется ярко-оранжевой пламенной звездой. До сих пор никто не знает - есть ли жизнь на Марсе. Но есть предположение, что на этой планете существует жизнь.
Представьте, что вы долетели до Марса, давайте пошлём на планету свои позывные, на которые должен прийти точно такой же ответ. Воспитатель в наушниках: Земля, Земля, я - Марс. Связь нарушена.
(Воспитатель хлопает ритмичный рисунок, а дети повторяют.)
Воспитатель: Юпитер. Это самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза больше, чем масса других планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, жить там невозможно, поэтому мы прибавляем скорость и пролетаем мимо этой планеты.
Воспитатель: Сатурн. С земли кажется, что вокруг этой планеты 3 кольца. Но кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. На некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник.
Подвижная игра «Найди своё место».
Для игры нам понадобятся обручи. Они вам ничего не напоминают?
Ждут нас быстрые ракеты
На далекие планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет
Опоздавшим – места нет.
(Аналогично игре «Бездомный заяц»)
Вот мы и отдохнули. Пора лететь дальше.
Воспитатель: Уран - это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.
Воспитатель: Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. Нептун – это самая удаленная планета от солнца.
Воспитатель: Вот мы и долетели до последней планеты. Давайте назовем их по порядку.
Пальчиковая гимнастика «Планеты»
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Воспитатель: Наш космический корабль приближается к Земле.
Воспитатель: Земля – особенная планета. Она обитаема. На ней живут птицы, рыбы, звери. А почему только на нашей планете есть жизнь?
Ответы детей.
Воспитатель: Что же нужно сделать всем людям, чтобы сохранить нашу планету чистой, зеленой, здоровой?
Посмотрите на картинки, они помогут вам ответить на мой вопрос.
Ответы детей.
Воспитатель: Есть предположение, что существуют ещё планеты в нашей солнечной системе. Пофантазируйте, как они могут выглядеть : какой у них размер, цвет, форма.
(Детям предлагается занять места на ковре, пофантазировать и нарисовать свою планету.)
Воспитатель: Наш корабль приземлился. Садитесь в капсулу – лифт и она доставит нас прямо к дверям детского сада.
Воспитатель: А вот и наш детский сад.
Дети, вам понравилось наше путешествие?
Скажем гостям до свидания!