Марина Жмакина
Комплексное занятие по ознакомлению дошкольников с народно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по ознакомлению дошкольников с народно-прикладным искусством
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с русскими глиняными игрушками: дымковской и филимоновской, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.
Учить детей лепке из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек.
Публикация «Комплексное занятие по ознакомлению дошкольников с народно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Прививать уважение к труду народных мастеров, развивать интерес к изучению народных промыслов.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы пойдём в музей. Этот музей небольшой и расположен он в нашем детском саду.
Вы бывали когда-нибудь в музеях? В Иркутске есть разные музеи: художественный музей, краеведческий музей, музей природы.
А зачем, люди ходят в музеи? Да, чтобы увидеть то, что там выставляют, то, что редко можно увидеть в повседневной жизни, на что интересно посмотреть. Предметы, которые выставляют в музее, называются экспонатами. Это и картины, и различные животные, и редкие и старинные вещи, которые нельзя трогать руками, потому что они очень ценные.
Ну а мы с вами пойдём в небольшой музей. И там мы увидим красивые вещи, а какие это вещи, вы увидите сами. Как говорится в русской пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Пойдёмте, и вы всё увидите сами.
/ Дети из группы отправляются в музыкальный зал, где оформлена выставка народного искусства. На лестнице им встречается Незнайка/.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял.
Воспитатель: Отчего же ты спешил, Незнайка?
Незнайка: Я узнал, что вы сейчас пойдёте в музей. Я всё-всё знаю про музей, там играет музыка, поют песни, спектакли показывают.
Воспитатель: Ах, Незнайка-Незнайка, ты всё перепутал. Ребята, что делают в музее? Пойдём с нами, Незнайка, и ты всё узнаешь.
/Дети проходят в зал, где находится выставка предметов народно-прикладного искусства : Хохлома, Гжель, Городец, русские глиняные игрушки и др. /
Воспитатель: В нашем музее находятся предметы народного искусства. Все эти красивые предметы сделаны народными мастерами-умельцами. Посмотрите, как они прекрасны, сколько любви вложили в свой труд мастера, чтобы порадовать нас такой красотой. Эти изделия сделаны в Хохломе и называют их «золотой Хохломой», а над этими предметами потрудились в Городце, называются они городецкими. А как красивы голубые цветы на посуде, эта посуда из Гжели.
Ну, а с этими игрушками вы знакомы.
Незнайка: Я тоже знаю о них. Вот это (показывает Филимоновскую) игрушка из села Дымково, делают её из дерева.
Воспитатель: Незнайка, ты опять всё перепутал. Ребята, ну мы- то с вами знаем, откуда какая игрушка. Давайте поможем Незнайке разобраться в этом. Давайте присядем на стулья и расскажем Незнайке всё правильно. Покажите Незнайке игрушки из Дымково (дети показывают). А откуда эта игрушка? (филимоновская).
Дети: Из Филимонова!
Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Чем они отличаются?
/Дети рассказывают об отличиях игрушек, при затруднениях задавать наводящие вопросы. /
Воспитатель: Дети у нас даже стихи знают об этих игрушках.
/Звучит русская народная музыка, дети читают стихи/.
Воспитатель: Ну, распутали мы твою путаницу с глиняными игрушками, Незнайка?
Незнайка: Подумаешь! Зато вы лепить такие игрушки не умеете. А вот я, я, когда бывал в Дымково…
Воспитатель: Хорошо-хорошо, Незнайка. Сейчас ты нам и покажешь, как это делать.
/Незнайка не справляется с заданием/.
Незнайка: Ну, я давно уже лепил, забыл, как их делать.
Воспитатель: Тогда садись с ребятами, и мы попробуем сейчас вылепить игрушку из глины, как это делают настоящие мастера.
Воспитатель показывает дымковскую лошадку и предлагает подумать, как можно вылепить её. Голову и шею можно вылепить из одного куска глины (показ способа лепки). А туловище с ногами- из другого, разделяя глину при помощи стеки, затем соединить детали вместе, примазывая их. Части туловища лошадки должны быть соразмерны. Из небольших кусочков сделать детали (хвост,гриву, уши).
Затем дети работают самостоятельно, звучит русская музыка.
По окончании работы игрушки выставляются на просушку. Дети рассматривают их, анализируют. Обратить внимание, что игрушки получились разные (весёлая лошадка, игривая, усталая и т. д.). Какой характер у ваших лошадок?
/Незнайка рассказывает о своей лошадке/.
В заключении воспитатель напоминает, что после просушивания игрушки нужно расписать.
Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в музее народного искусства. Что мы увидели? Много разных красивых предметов. Кто их сделал? Мастера-умельцы. Вы запомнили, какие предметы видели в музее? Игрушки из глины, хохломские изделия, посуду из Гжели, городецкие панно. нужны эти предметы?