Елена Ломаева
Комплексное итоговое занятие в средней группе
Цель:
Расширить и закрепить знания детей средней группы по всем областям образовательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-закрепление названий времён года
-умение отгадывать загадки
-закрепление знаний о морских обитателях
-закрепление умения подбирать слова к заданной схеме
-закреплять умение ориентироваться на листе бумаги
Развивающие:
-расширение словарного запаса у детей
-расширение диалогической речи
-закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи
Публикация «Комплексное итоговое занятие в средней группе» размещена в разделах
-развитие логического мышления
Воспитывающие:
-воспитывать любознательность
-воспитывать наблюдательность
-воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми
-воспитывать самостоятельность
Материалы: письмо в конверте, конверты на каждое занятие, картинки по теме: «морские обитатели»; фонограмма шум моря, мяч, схемы к словам, лист бумаги, вырезанные: ёлка, береза, дом, гриб, лужа, солнце, облако на каждого ребёнка, морские звёзды с цифрами, монеты с незаконченными буквами, раковины с жемчужинами, сундук.
Воспитатель (В.): Ребятки сегодня я пришла на работу, увидела письмо и решила одной его не читать, подождать всех вас и вместе его прочитать. Ну что читаем? (Открываю письмо). «Здравствуйте, ребята! Прошла молва по морскому царству-государству, что в детском саду 232, в группе «Капельки», все дети умные и смышленые. Я подводный царь Тритон хочу с вами помериться умом-разумом и приглашаю вас в подводное царство».
- Ну, что ребята, отправимся в гости к морскому царю? Померимся с ним умом-разумом? (Да.) Ну, для этого нужно отправиться в подводное путешествие и пройти сложные задания - испытания, которые приготовил нам Тритон. Вы готовы преодолеть трудности и препятствия? (Да) Хорошо, тогда я предлагаю разминку.
«Игра с мячом»
- Встаньте в круг. Сейчас я буду бросать вам мяч, а вы, поймав его, должны быстро ответить на вопрос. Готовы? (Дети: Да).
Сколько дней в неделе?
Назовите рабочие дни недели?
Назовите выходные?
Какой день недели сегодня?
Какой день недели будет завтра?
Назовите части суток, которые вы знаете?
Сколько частей в сутках?
Мы отправляемся сегодня после завтрака, значит в какое время суток?
- Молодцы! Много вы уже знаете и все готовы к путешествию
-Итак, представьте, что вы ныряете в морскую волну.
В. (детей накрываем голубой тканью)
1, 2, 3 — замрём,
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза. (Звучит шум моря)
(Снимаем ткань) Вот мы и на морском дне. Послушайте, что это шумит?
Д. Это шум моря.
В. Ребята, а что вы можете сказать о море, какое оно?
Д. (синие, шумящее, красивое, бескрайнее, волшебное)
В. Смотрите сколько подводных рифов, занимайте их поскорей (дети садятся на заранее расставленные стульчики в полукруг).
В. А вот и ещё одно письмо. Прочтём его?
Д. Да
В. «И так, первое препятствие на вашем пути! Отгадки на загадки вам нужно найти, а как разгадаете, расколдуете морских обитателей» (на доске перевёрнутые картинки отгадок на загадки: кит, дельфин, краб, осьминог, медуза, морская звезда)
1. Он огромный, толстокожий,
А по виду – с рыбой схожий,
Вверх фонтан воды летит –
Так приветствует всех … (Кит)
В. А что вы можете рассказать о ките?
Д. Это крупнейшее морское животное на нашей планете. Самые большие из них – синие киты. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, ноздри у них расположены на макушке головы, поэтому для вдоха – выдоха они всплывают на поверхность воды. Своих детёнышей киты кормят молоком.
2. Настоящий он циркач,
Носом отбивает мяч.
Знают и француз и финн:
Любит поиграть … (Дельфин)
В. А что вы можете рассказать о дельфине?
Д. Дельфины – самые разумные обитатели океана. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживали их своими телами на поверхности воды. Забывая о собственной безопасности, дельфины готовы помогать другим животным. Бывало, что дельфины помогали даже раненым акулам, а ведь акулы – злейшие враги дельфинов. Дельфины легко приручаются человеком, поэтому создано много дельфинариев.
3. Этот рыцарь в воде живёт.
Он в доспехах круглый год.
Панцирь прочный, как бетонный,
Десять лап для обороны.
По-боксёрски в стойку встал –
И клешнями всех достал.
Он с врагом сразится рад,
Очень храбрый этот … (Краб)
В. А что вы можете рассказать о крабе?
Д. Тело морского краба покрыто прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки – это мощные клешни, с помощью которых крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы хорошие мусорщики, они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.
4. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я … (Осьминог)
В. А что вы можете рассказать о осьминоге?
Д. У осьминога нет твердого тела. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали его так, потому что от его туловища исходят восемь конечностей. На них расположены большие присоски, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне океана. Они обладают способностью быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. Осьминоги хищники. Они едят креветок и рыбу, которых они парализуют своим ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков.
5. Прозрачная, тихонечко себе плывёт.
Прикоснёшься, как током обожжёт… (Медуза)
В. А что вы можете рассказать о медузе?
Д. У медузы полупрозрачное тело похожее на желе. Добычу они захватывают с помощью щупалец. Питается медуза мелкими рачками и рыбёшками. Длина её щупалец может достигать 30 м.
6. С неба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет … (Морская звезда)
В. А что вы можете рассказать о морской звезде?
Д. Морская звезда хищник. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на неё. Морские звезды способны раскрывать створки раковин устриц. Некоторым даже не нужно полностью раскрывать раковину. Они через рот выворачивают свой желудок наизнанку, и просовывает его в отверстие раковины. Переварив пищу, морская звезда втягивает желудок обратно.
В. Мы освободили с вами всех заколдованных морских обитателей, посмотрите, как ожило море. Настало время поиграть. И для этого мы все с вами выходим на ковёр.
Физ. Минутка «Море волнуется раз»
В. Ребята, мы с вами отдохнули, порезвились, набрались сил, а теперь «поплывём дальше» и садимся за столы (дети сели за столы).
В. А вот и ещё одно письмо, давайте его откроем. «Злая буря прошла по морю и смыла все слова, помогите их восстановить» (дети подбирают слова к схемам, у каждого ребёнка на столе лежит своя схема).
В. Молодцы, ребята, помогли. Ну что, плывём дальше и я нашла ещё одно письмо. Читаем?
Д. Да
В. «Ребята, моя внучка никогда не видела ваших лесов и рек, вашей природы. Помогите ей заглянуть в ваш красочный и загадочный мир»
В. Как же мы можем помочь? А давайте мы выложим картину, тем более у нас для этого всё есть. Подвинули белые листочки, выложили всё из лоточков, внимательно слушаем. На середине листочка, на поляне выросла берёза, рядом с ней слева – выросла ёлка, а справа от берёзы появился домик. Под ёлочкой вырос гриб, а под берёзой появилась большая овальная лужа, над домом ярко светит солнце, а над елочкой проплывало облако, а на березу прилетела птичка. Посмотрите, какая у нас красивая картина получилась (на доске вывешивается картина, чтобы дети могли проверить правильность).
В. Молодцы, выполнили задание. А теперь можно отдохнуть.
Музыкальная физ. минутка
В. Садимся на подводные рифы (дети садятся на стульчики на ковре). А здесь снова письмо. «Мои звёзды приготовили вам следующее задание – это задачи, кто задачу правильно решает – то мою заколдованную звезду получает» (на доске расположены звёзды с ответами)
1. В море плавало 2 медузы, к ним приплыло ещё 2. Сколько медуз плавало в море? (4)
2. На морском дне лежало 9 жемчужин, 1 жемчужину подняли на сушу. Сколько жемчужин осталось? (8)
3. 9 крабов выползло на прогулку, к ним присоединился ещё 1. Сколько крабов вышло на прогулку? (10)
4. Рыбак поймал 10 рыб, но одна сорвалась с крючка. Сколько рыб поймал рыбак? (9)
5. В море плавало 5 дельфинов, 2 уплыло. Сколько дельфинов плавало в море? (3)
6. На солнышке загорало 8 черепах, 1 уползла. Сколько черепах загорает? (7)
7. В болоте прыгало 5 лягушат, к ним присоединилась ещё 1. Сколько лягушат прыгало в болоте? (6)
8. В море плавало 2 акулы, 1 уплыла. Сколько в море плавало акул? (1)
В. Ну, а теперь посмотрите, у вас на морских звёздах есть числа, назовите их соседей. Ну, а теперь давайте их отправим в море. Для продолжения путешествия, мы садимся за столы. Читаем следующее письмо «На дне морском можно найти разные предметы, в том числе монеты затонувших кораблей. Но они не простые, а заколдованные, чтобы их разгадать – нужно букву дописать»
В. Какая буква получилась, что можно купить на эту букву (каждый ребёнок дорисовывает свою букву и придумывает на неё слово).
В. Ребятки, посмотрите, а здесь есть ещё и жемчужины, только они выкатились из своих раковин (на столах лежат морские раковины).
В. Давайте их вернём на место. Какая жемчужина выкатилась?
В. Ребятки, вы такие молодцы, слышите, по-моему там что-то происходит, идите сюда и садитесь скорее на рифы (дети идут и садятся на стульчики на ковре. Звучит музыка и из-за ширмы появляется царь Тритон и говорит: «Ну что, ребята, добрались до моего царства-государства подводного? Я за вами наблюдал, видел какие вы дружные, умные, сообразительные, внимательные, весёлые и смелые. За это я вам даю подарок» (даёт шкатулку внутри с шоколадными монетами).
В. Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу, нам нужно возвращаться домой, подойдите ко мне, встаньте в круг и скажем волшебные слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская волна домой нас верни».
В. Давайте подведём итог нашего занятия. Куда мы сегодня путешествовали? Какие задания мы выполняли? Все ли справились с заданиями? Молодцы!