Виктория Ковалева
Интегрированное занятие по ознакомлению с природой с детьми подготовительной группы «День и ночь — сутки прочь»
▼ Скачать
Тема: «День и ночь – сутки прочь»
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Формировать представление о смене дня и ночи, обобщить и закрепить знания детей о природных явлениях.
Образовательные:
- формировать у детей представление о звездах и созвездиях, о Луне, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток);
- учить делать умозаключения о взаимосвязях Солнца и жизнью на планете Земля;
Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с природой с детьми подготовительной группы „День и ночь — сутки прочь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
- закреплять умение детей ориентироваться во времени, правильно использовать названия частей суток, соотносить их со своим режимом дня.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных интересов у детей, умению самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать желание участвовать в коллективной беседе.
Воспитательные:
- воспитать интерес к природе, любознательность.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная.
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: письмо от Всезнайки; интерактивная доска, презентация с изображением созвездий, ночного и звездного неба, Солнца, Луны, планеты Земля, видео; конверты; глобус, настольная лампа.
Методы и приё мы ТРИЗ: метод системного анализа; словесные игры «Продолжи предложение», «Хорошо-плохо», дидактическая игра «Раньше-позже»,
Ход занятия:
1. Организацийна часть
Дети стоят в полукруге.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда я пришла в группу, то нашла у себя на столе письмо. Интересно от кого оно?
Воспитатель читает письмо
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Всезнайка –хочу все знать! Я из далекого –далекого космоса. Очень люблю путешествовать и собирать знания. Всю новую информацию о космосе я складываю в разноцветные конверты у себя дома. Я очень хотел передать их вам, но они куда-то потерялись. Остались только загадки, которые возможно укажут на их место нахождения. Помогите мне, пожалуйста, найти утерянные конверты.
Воспитатель: Да, действительно остались одни загадки, с помощью которых мы должны найти конверты. Ну что дети, будем помогать Всезнайке?
Дети: Да!
2. Основная часть
Воспитатель: Первая загадка из письма:
«В черном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари – Фонарики,
Меньше чем комарики (Звезды).
На экране появляются картинки звездного неба.
Воспитатель: Верно ребята, это звезды.
Ребята, а вы знаете что такое звезда?
Дети: Звезда-это небесное тело
Воспитатель: А какие вы знаете звезды?
Дети: Полярная, Солнце, Сириус.
-Оказывается солнце –это звезда?
Ребята, так а почему звезды не греют так как солнце?
-Потому что солнце находиться близко к нашей планете,а остальные звезды далеко и до нас доходит только их свет.
Воспитатель: Правильно! Просто все звезды, кроме нашего Солнца, находятся очень - очень далеко от Земли, и до нас доходит только их слабый свет.
Воспитатель: Ребята, а никто не видел конверт?
Дети: вот он Александровна!
Воспитатель: Действительно! Смотрите серебряный конверт. Что же нового мы узнаем, прочитав содержимое конверта.
Оказывается, что все звезды перемещаются по небу, кроме одной, которая называется Полярная (на экране появляется картинка). Эта звезда указывает, где находится север. Ориентируясь на нее, моряки и другие путешественники, могут находить ночью дорогу.
Воспитатель: Очень интересно, правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: присядьте отдохнем и отгадаем следующую загадку
Большой подсолнух в небе,
цветёт он много лет,
Цветёт зимой и летом,
а семечек всё нет. (солнце)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое солнце?
Дети: Солнце – это огромная горячая звезда, которая дает нам свет и тепло.
Воспитатель: Ребята ответьте мне на несколько вопросов про солнце
Игра «Закончи предложение»
Если светит Солнце - то трава - зеленеет, растет;
Если греет солнце, то на деревьях набухают (почки, зеленеют (листочки);
Когда солнышко ярко светит, птицы (весело щебечут);
Если Солнце пригревает, то цветы (расцветают);
Весной Солнце появляется и насекомые (просыпаются);
Игра «Хорошо-плохо»
Воспитатель: Ребята, солнце это хорошо или плохо?
Дети: хорошо,
Воспитатель: Почему хорошо?
Дети: растут растения, на улице тепло.
Дети: плохо,
Воспитатель: Почему плохо?
Дети: мы можем получить солнечный удар, ожог кожи.
Воспитатель: Правильно! Вы справились с заданием! Нам нужно найти конверт. Какого цвета и какой формы он должен быть, как вы думаете?
Дети: Желтый, круглый и лежит возле круглых предметов.
Воспитатель: Правильно, вот жёлтый конверт, он круглый похож на солнышко, давайте прочтем, что в нем написано. Узнаем какие знания нам Всезнайка дает в этом письме.
Солнце - одна из звезд нашей Галактики. Вокруг солнца вращаются планеты и их спутники. Без солнца не росли бы растения. Не было бы жизни на земле.
Воспитатель: Интересные факты про Солнце нам рассказал Всезнайка,правда ребята
Дети: да
Воспитатель: пришло время отгадывать следующую загадку:
Леденцом висит она.
Звездами окружена,
В темном небе всем видна,
Эта круглая …. (Луна).
На экране появляется картинки с изображением Луны.
Воспитатель: Правильно ребята, это луна, луна и солнце что между ними общего и чем они отличаются?
Дети: луна большая и круглая, желтая, солнце светит днем, луна светит ночью
Воспитатель: Верно, как и солнце, она круглая и желтая.
Дети: Луна как и солнце светит, но не греет.
Воспитатель: Молодцы ребята! Ребята, а как вы думаете каким должен быть этот конверт?
Дети: Темный и со звездами,луна ведь находиться на небе ночью среди звезд
Воспитатель: Разрешите мне найти этот конверт?
Дети: да Виктория Александровна
Воспитатель: Действительно, ребята посмотрите вот и темный конверт со звездами. В этом письме всезнайка написал,что луна- это спутник нашей планеты Земли. Луна всегда находится рядом с нашей землей и не просто рядом, она постоянно вращается вокруг Земли по кругу. Посмотрим, как луна вращается вокруг земли?
Дети: да это очень интересно
(видео вращение луны вокруг земли)
Воспитатель: Ребята, а еще Всезнайка пишет что он запутался, не может понять куда девается солнце ночью, а луна днем? Я вам предлагаю отправиться в лабораторию и провести опыт. Тогда мы точно узнаем куда прячутся солнце и луна.
Воспитатель: Но для начала давайте немного отдохнем
Физкультминутка «Я - Земля»
Я планета, зовусь Земля, (сведение и разведение рук в стороны)
Очень большая я. (шествие вокруг себя)
Вокруг себя я кружусь, (наклоны туловища вправо-влево)
Так как в космосе нахожусь. (наклоны туловища вперед-назад)
Воспитатель: Отдохнули? ну тогда проходите в лабораторию и присаживайтесь на стульчики. Ребята проходят в лабораторию и садятся.
Опыт: «День и ночь»
Оборудование: настольная лампа, глобус, флажок.
Содержание:
На столе устанавливается и включается настольная лампа – это Солнце. Землю символизирует глобус. На той стороне глобуса, где находится наша страна мы обозначим ее флажком
-Ребята, давайте посмотрим, что находится на столе
-настольная лампа, глобус
-А что такое глобус?
-глобус-это макет нашей планеты Земля
-что изображено на глобусе?
-материки, океаны, реки, озера, города, Северный и Южный полюса
-Ребята, на глобусе изображен наш полуостров Крым и наш город Армянск, давайте обозначим его флажком.
-А что еще вы видите на столе?
-луна
-Давайте представим, что лампа- это наше солнце
-Ребята, а вы помните что Всезнайка написал в своем письме?
-Планета Земля постоянно вращается вокруг своей оси.
-Так давайте попробуем как это вращаться вокруг своей оси
(вращаются на одной ноге)
-Теперь вы поняли, что такое вращаться вокруг оси?
-да
-Давайте представим, что лампа- это наше солнце
(Повернуть флажок на лампу)
-Как вы думаете какое сейчас время суток в нашем городе?
Дети: день
Воспитатель: правильно ребята день, а почему вы решили что день?
Дети: потому что солнце светит на наш город, значить у нас день (поворачиваю глобус флажок оказывается на другую сторону от лампы)
Воспитатель: а сейчас какое время суток?
Дети: ночь, ведь солнышко совсем не светит на наш город
Воспитатель: правильно ребята, время суток – ночь
Ребята, а вы обратили внимание, что луна никуда днем не девается, она рядом с нашей планетой, просто при солнечном свете мы ее не видим. Земля движется вокруг своей оси и на планете происходит смена дня и ночи, и наоборот. А время за которое Земля сделала полный поворот, называется сутками. Сутки состоят из дня и ночи. Даже есть такая поговорка:
«День и ночь – сутки прочь» - это означает, что сутки прошли.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру
«Раньше - позже».(Триз)
Воспитатель: Сейчас я расскажу какую-либо ситуацию, а вы отвечаете, что было до этого, или, что будет после.
Воспитатель: Какая часть суток сейчас?
Дети: День.
Воспитатель: А что было раньше?
Дети: Утро.
Воспитатель: А раньше?
Дети: Ночь.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Вечер.
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Дети: Четверг
Воспитатель: А какой день недели был вчера?
Дети: Среда
Воспитатель: Какой день недели будет завтра?
Дети: Пятница
Воспитатель: А послезавтра?
Дети: Суббота
Воспитатель: Совершенно верно! Какие вы ребята молодцы!
3. Заключительная часть. Итог
Воспитатель: Собрали мы все конверты. А, давайте Всезнайке отправим аудиозапись, чтобы он точно знал куда девается солнце ночью, а луна днем. Только Вы посоветуйтесь кто из вас отправит аудиозапись Всезнайке.
(ответ ребенка)
Воспитатель: Ну все ребят аудио записана и будет отправлено Всезнайке.
На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо.