Юлия
Комплексно-тематическое планирование «Социокультурные истоки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно – тематическое планирование на 2019 -2020 уч. год совместной работы педагога с детьми по парциальной образовательной программе "Социокультурные истоки" для детей старшего дошкольного возраста
Месяц Название книги, номер, страница Содержание работы с детьми и родителями (№ занятия, тема, цель)
Сентябрь
16.09.19 Книга 1
«Сказочное слово»
с. 4-10
с. 10 №1
Публикация «Комплексно-тематическое планирование „Социокультурные истоки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Тема: Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Цель: формировать умение понимать ценность сказочного слова и родительского благословения, учить терпению, доброму отношению к окружающим, доверию, пониманию и принятию другого таким, какой он есть, воспитывать послушание, верность, трудолюбие.
Выполнение задания после чтения сказке «Царевна-лягушка».
Цель: помочь детям понять, как проявилось уважение сыновей к родительскому слову и что помогло Ивану -царевичу отыскать Василису Премудрую.
Книга 1
«Сказочное слово»
с. 11-26
с. 27 №2
Тема: Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Цель: приобщать детей к традиционным образам нашего Отечества формировать умение понимать ценность и мудрость сказочного слова и родительского благословения, учить терпению, доброму отношению к окружающим, воспитывать доверие, понимание и принятие другого таким, какой он есть.
Выполнение задания после чтения сказки, д. и "Доскажи словечко"
Цель: формировать умение обращать внимание на мелодичность и красоту сказочного слова, помочь вспомнить героев сказки, умение подбирать рифмы.
Книга 1
«Сказочное слово»
с. 30-31 №3
Тема:Активное занятие с детьми «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок» (Работа в паре)
Цель: формировать умение понимать духовно - нравственный аспект народных сказок.
Оформление страницы Альбома «Моя любимая сказка».
Истоковедение т. 11,
с. 68, с. 152-154 Итоговое занятие с родителями
Тема: «Сказочное слово в семье»
Цель: помочь родителям понять глубокий духовно - нравственный смысл русской народной сказки «Царевна-лягушка»и сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Октябрь
14.10.19 Книга 2, ч. 1.
«Напутственное слово»
с. 5
(в совместной деятельности)
Тема: Беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека».
Чтениесказки К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце»
Цель: дать представление о силе напутственного слова, сказанного человеку в дорогу, познакомить с традицией напутственного слова, проявляющегося в родительском благословении, учить послушанию, любви, верности и трудолюбию, воспитывать положительные качества характера (доброта, любовь, ласка).
Книга 2, ч. 1. «Напутственное слово»
с. 6-14
с. 16-17 №1
Тема: Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
Цель: формировать умение понимать ценность слова напутствия и силы родительского благословения, воспитывать послушание.
Рисование иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»
Выполнение задания " Сказки А. С. Пушкина" (чтение и обсуждение фрагментов сказок)
Цель: упражнять детей в нахождении напутственного слова в произведениях А. С. Пушкина.
Книга2, ч. 2 «Жизненный путь»
с. 21-32
с. 20
№2
Тема: Чтение русской народной сказки «Пёрышко Финиста Ясна - сокола»
Цель: формировать умение понимать ценность слова напутствия и силы родительского благословения, формировать образцы поведения, которым нужно следовать в жизни, понимать ответственность за другого, учить понимать важность смысла человеческой жизни.
Работа с пословицами
Цель: актуализировать собственный опыт по теме "Жизненный путь".
Книга2, ч. 2 «Жизненный путь»
с. 33
с. 33-34 (в совместной деятельности)
Тема: Чтение притчи «Старик и яблоня»
Цель: дать детям понятие "притча", помочь понять основную идею: жизнь необходимо прожить достойно.
Оформление страницы альбома "Кем я хочу стать?"
Выполнение задания родителями дома с ребенком
Рассказ ребенку о жизненном пути человека на своем примере.
Цель: дать понятие выражения "жизненный путь", представление о жизненном пути, закрепить представление о понятии "жизненный путь", формировать умение рассказывать о своем выборе в жизненном пути, учить слушать друг друга.
Книга 2, ч. 1. «Напутственное слово»
с. 18 №3
Активное занятие с детьми "Напутственное слово"
Цель: формировать умение понимать ценность слова напутствия, работать в паре, слушать друг друга, воспитывать самостоятельность.
Истоковедение т. 11,
с. 69, с. 154- 156 Итоговое занятие с родителями
Тема: «Напутственное слово»
Цель: помочь родителям понять глубокий смысл русской народной сказки «Василиса Прекрасная» и «Пёрышко Финиста Ясна - сокола» - вера в силу родительского благословения.
Ноябрь Книга 3, ч. 1.
«Светлый образ»
с. 5-8
№1
Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рассматривание иллюстраций изображений Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Тема: Чтение фрагмента произведения И. С. Шмелева «Благословение»
Цель: дать детям представление о том, что значит получить благословение Преподобного.
Книга 3, ч. 1.
«Светлый образ»
с. 9-11 №2
Тема: Чтение рассказа «Сын радости»
Цель: подвести к пониманию чудесного обретения грамоты отроком Варфоломеем.
Книга 3, ч. 1.
«Светлый образ»
с. 12-13 №3
Тема: Чтение рассказов «В пустыне Преподобного Сергия»,«Чудо об источнике»
Цель: приобщить детей к светлому образу Сергия Радонежского, формировать умение понимать смысл произведения.
Книга 3, ч. 1.
«Светлый образ»
с. 15-16 (в совместной деятельности)
Тема: Чтение произведения «Предание о первых деревянных игрушках»
Цель: познакомить с традицией изготовления Сергиево - Посадской деревянной игрушки.
Декабрь Книга 3, ч. 2.
«Чудотворный образ»
с. 19-23
№1
Тема: Чтение рассказа «Куликовская битва». Беседа с детьми «Куликовская битва»
Цель: дать представление об историческом событии- великой битве русского войска с монголо -татарами, понять образы защитников земли Русской и силу молитвенного обращения Преподобного Сергия к Господу.
Книга 3, ч. 2.
«Чудотворный образ»
с. 24-25
с. 25 №2
Тема: Чтение фрагмента "Жития" «Посещение Преподобного Сергия Пресвятой Богородицей»
Цель: дать представление о чудотворном образе "игумена всея Руси".
Выполнение задания после чтения произведения
Книга 3, ч. 2.
«Чудотворный образ»
с. 26-27 № 3
Тема: Активное занятие с детьми «Светлый образ» (работа в паре)
Оформление страницы Альбома «О Преподобном Сергии Радонежском».
Цель: закрепить представления о светлом образе Сергия Радонежского
Экскурсия родителей с ребенком в храм к иконе Преподобного Сергия Радонежского (по желанию родителей).
Истоковедение т. 11, с. 69, с. 156- 157 Итоговое занятие с родителями «Светлый образ» (Ресурсный круг)
Цель: помочь родителям понять образ Сергия Радонежского, познакомить с сюжетными событиями жизнеописания Преподобного, рассказать о его великодушии, доброте к миру.
Январь Книга 4, ч. 1.
«Мастера и рукодельницы»
с. 5-12
с. 12 №1
Тема: Чтение сказа П. П. Бажова «Каменный цветок»
Цель: формировать понимание смысла произведение, формирование таких качеств, как терпение, усердие, наблюдательность, смекалка, воспитывать трудолюбие.
Выполнение задания после чтения произведения
Книга 4, ч. 1.
«Мастера и рукодельницы»
с. 13-14
с. 14
№2
Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна, технологией изготовления крестьянами одежды, закреплять представления об орудиях труда, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, уважение к нелёгкому труду крестьян.
Выполнение задания "Проследите путь от зёрнышка до рубашки"
Оформление страницы альбома"Русские узоры".
Книга 4, ч. 1.
«Мастера и рукодельницы»
с. 4
с. 16
с. 17
с. 18 №3
Тема: Активное занятие с детьми «Мастера и рукодельницы»
Цель: закрепить представление детей о мастерах и рукодельницах, актуализировать опыт детей по данной теме, воспитывать трудолюбие.
Выполнение заданий:
работа с пословицами,
отгадывание загадок, чтение стихотворений о мастерстве в разных профессиях,
самостоятельная работа,
работа в паре.
Февраль Книга 4, ч. 2.
«Старание и терпение»
с. 21-25 №1
Тема: Чтение русской народной сказки «Морозко»
Цель: формировать умение слушать и воспринимать сказку, анализировать произведение и характеры героев сказки, отличать добро от зла, способствовать формированию таких качеств внутреннего мира человека как старание и терпение, воспитывать трудолюбие, усердие.
Книга 4, ч. 2.
«Старание и терпение»
с. 26-32
с. 20
№2
Тема: Чтение русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Цель: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, понимать главную мысль сказки,
умение характеризовать героев сказки, понимать необходимость проявления старания и терпения, умения стойко переносить трудности: в бою, труде, в любых жизненных обстоятельствах, способствовать воспитанию патриотизма.
Работа с пословицами Цель: актуализировать опыт детей по данной теме.
Рисование иллюстрации к сказке на странице альбома.
Рассказывание сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Цель: помочь детям вспомнить содержание произведения, учить слушать друг друга, развивать память.
Книга 4, ч. 2.
«Старание и терпение»
с. 34-35 №3
Тема: Активное занятие с детьми «Старание и терпение» (работа в паре)
Цель: актуализировать опыт детей по данной теме.
Истоковедение т. 11, с. 69-70, с. 157- 158 Итоговое занятие с родителями
Тема: «Мастера и рукодельницы»
Цель: познакомить с социокультурной категорией - традиции дела, помочь осмыслить то, что путь к вершинам мастерства - большой труд.
Март Книга 5, ч. 1.
«Семейные традиции»
с. 5 №1
Тема: Чтение произведения О. С. Абрамовой "Семейная радость"
Цель: познакомить с семейной традицией – имянаречением, формировать умение понимать ценность и важность сохранения семейных традиций, почитание родителей, воспитывать послушание, гостеприимство, радушие, чувство праздника.
Книга 5, ч. 1.
«Семейные традиции»
с. 6-11
с. 11. №2
Тема: Чтение сказа П. П. Бажова «Живинка в деле»
Цель: формировать умение находить заинтересованность при выполнении любого дела, творчество, старание, терпение, желание и умение достичь своей цели.
Выполнение задания после чтения сказки
Книга 5, ч. 1.
«Семейные традиции»
с. 12-13
с. 4
с. 14 №3
Тема: Чтение произведения И. С. Шмелева «Благовещение»
Цель: познакомить детей с одним из любимых народных праздников - Благовещеньем, с традицией праздника, формировать умение понимать ценность семейных традиций, воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру.
Работа с пословицами
Цель: закреплять умение понимать смысл пословиц.
Беседа родителей с детьми дома "Традиции нашей семьи"
Цель: закрепить представления ребенка о традициях его семьи.
Апрель Книга 5, ч. 1.
«Семейные традиции»
С. 16 №1
Тема: Активное занятие с детьми «Семейные традиции» (работа в паре)
Цель: формировать представление о сохранении и передаче семейных традиций из поколения в поколение.
Оформление страницы альбома «Традиции нашей семьи»
Цель: закрепить представления ребенка о традициях его семьи.
Книга 5, ч. 2.
«Книга - праздник души»
с. 24 -50 № 2 -3
Тема: Чтение произведенияА. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель: формировать умение внимательно слушать стихотворение, понимать смысл, воспитывать любовь и доверие к любимому человеку, понимать идею произведения - воссоединение семьи
Истоковедение т. 11, с. 70, с. 159- 160 Итоговое занятие с родителями
Тема: «Семейные традиции»
Цель: сформировать понимание важности соблюдения семейных традиций (почитания родителей, послушания, милосердия, гостеприимства и радушия).
Май Книга 5, ч. 2.
«Книга - праздник души»
с. 19 №1
Тема: Чтение произведения «О первом красном яичке»
Цель: формировать умение понимать смысл произведения, познакомить детей с одним из православных праздников - Пасхой.
Книга 5, ч. 2.
«Книга - праздник души»
20- 21 №2
Тема: Чтение стихотворений А. Н. Майкова «Праздник праздников», К. М. Фофанова «Под напев молитв пасхальных.»
Цель: формировать умение понимать смысл произведения, расширить представления детей о православном празднике - Пасхе.
Книга 5, ч. 2.
«Книга - праздник души»
с. 22-23 №3
Тема: Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды», В. А. Жуковского «Жаворонок»
Цель: формировать умение внимательно слушать стихотворение, понимать смысл -весной происходит не только пробуждение природы, но и человеческой души, отвечать на вопросы после прочитанного.
Книга 5, ч. 2.
«Книга - праздник души»
Активное занятие с родителями и детьми «Книга – праздник души»"
Цель: закрепить представление о прочитанных произведениях, понимать нравственную цель и смысл каждого произведения, учить слушать друг друга, высказывать свое мнение.
Оформление страницы альбома
Ресурсный круг с делегированием «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми».
Ожидаемый результат
Воспитанник должен
Знать русские традиции, традиции своей семьи,
Иметь представления о жизненном пути человека, об образе Сергия Радонежского, о процессе выращивания и обработки льна о православных праздниках, исторических событиях, о сохранении и передаче семейных традиций из поколения в поколение.
Уметь понимать ценность и мудрость сказочного слова, силу напутственного слова, родительского благословения, ценность и важность соблюдения семейных традиций, понимать смысл прочитанного произведения.