Светлана Коростелкина
Комплексно-тематический план на 2012–2013 учебный год, по программе «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
В методической разработке представлен вариант планирования образовательного процесса во 2 младшей группе, построенного на комплексно-тематическом принципе и принципе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ и раскрывается общая направленность педагогической работы воспитателя на 2 недели в рамках определенной темы и представлены задачи развития детей по всем десяти образовательным областям. Содержание выстроено в логике детского восприятия и реализуется как в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми, так и в текущих режимных моментах и самостоятельной деятельности. Все предлагаемые ребенку задания носят практико-ориентированный характер и жизненно обусловлены. Программная тема формирует положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Публикация «Комплексно-тематический план на 2012–2013 учебный год, по программе „Детство“» размещена в разделах
Сентябрь. 1 – 2 неделя (01.09 – 15.09.)
«Здравствуй, детский сад»
Итоговое мероприятие - развлечение «Хорошо у нас в саду»
Задачи: Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Учить ориентироваться в пространстве групповой комнаты, на участке детского сада. Способствовать установлению добрых отношений между детьми. Развивать умение передавать эмоциональные состояния в имитационно-образных играх. Развивать представления о свойствах и качествах предметов. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. Обогащать представления детей о растениях, об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать. Развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. Развивать умение создавать простые изображения. Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание).
ОО Познание
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность
1 – 2 неделя
Математическое развитие (Л. Н. Коротовских, конспект 1 и 2.)
1 неделя
Мир природы
«Рассматривание комнатного растения - бальзамина»
Экологическая игра «Угадай растение по описанию» Программные задачи : Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок). Формировать представления о частях растения как о его существенных признаках путём сравнения с другими объектами наблюдения. Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать способность переживать чувство радости от рассматриваемого растения.
(«Добро пожаловать в экологию» О. Воронкевич)
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты
Игра «Куклы пришли в гости», «Нанижем бусы для кукол» - умение сравнивать совокупность предметов, усвоение понятий «один», «много». Рассматривание набора палочек Кюизенера, игры с палочками X. Кюизенера. Дидактическая игра «Один – много». Игровая ситуация «Вот козлят считает мама, рожек много, деток мало». Игровое упражнение «Строим дорожки». Дидактические задачи: учить детей различать и группировать палочки (полоски) по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; развивать зрительный глазомер. Индивидуальные задания на улице: Найди место, где играют много детей, где – мало, а где - один ребенок. Найди место, где стоит много деревьев, а где – одно дерево. Познакомить с помещениями группы – раздевалкой, групповой комнатой, умывальной. Индивидуальные беседы по ознакомлению с помещениями групповой комнаты. Игровая ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе» - закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умения убирать каждую игрушку на свое место.
Игровая ситуация «В какие игры можно играть в группе?» - учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры. Дидактические игры «Что нам привез Мишутка». Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое как летом). Поисковая ситуация «Маша - растеряша» - развивать способность детей к поисковым действиям; упражнять в свободной ориентировке в группe; знакомить детей с планировкой группы и расположением в ней мебели, игрушек; активизировать использование в речи детей предлогов (в, на, под, за, около). Игра - моделирование: «Устроим кукле детский сад» - обобщить представление детей о вещах, предметах и их расположении в группе. Дидактические игры: «Узнай, что изменилось» «Повторяйте друг за другом». Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре. Игры «Больше ли меньше», «Посылка», «Составь фигуры своих друзей», «Подари другу столько же», «Найди игрушек поровну». Игровые упражнения «Кого больше в группе – мальчиков или девочек?» ьИндивидуальные задания в группе: Возьми одну игрушку, много игрушек. Поставь много пирамидок, мало пирамидок, одну пирамидку. Найди на рисунке, каких предметов много, каких – мало, один предмет.
Дидактические игры: «Кто быстрее?» (определение длины, «Разложи правильно» (признаки предметов, «Где, чей домик», «Подбери по цвету», «Мозаика» (группировка по цвету, «Разноцветные поляны» (длинные и короткие предметы, «Обед для матрешек», «Разноцветная водаНаблюдение за облаками. Цели: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.
Рассматривание клумбы. Цели: продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе. Наблюдение за ветром: Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.
Опыт «Почему не получился пирожок?» - ознакомление со свойствами песка.
Поручения. Найти самый большой, самый маленький листок на участке
3. Создание условий для самостоятельной деятельности
Предметные картинки (один – много). Игры с водой и ветром на участке, атрибуты к ним - кораблики, вертушки. Настольные игры («Домино», «Лото», «Мозаика» и т. п.) Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с песком, кукла, машинки. Внести в уголок экспериментирования песок и формочки для игр с песком, воронку. Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.
ОО «Коммуникация»
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность
1 неделя
Речевое развитие. «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»
Задачи: обучить навыкам составления коротких рассказов (при педагогической поддержке и без нее) и называнию предметов и объектов окружающего мира в соответствии с контекстом; развивать речевые умения в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; отработать правильное произношение звуков Д и [д']
(Волчкова В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, стр. 56)
2 неделя
Игровая ситуация «От шалости до беды – один шаг»
Программные задачи : Обучить навыкам составления коротких рассказов (при педагогической поддержке и без нее, формам употребления глаголов повелительного наклонения, отработать правильное произношение звука «Ш», четкую артикуляцию этого звука в словосочетаниях и словах, выполнить упражнение по развитию речевого дыхания.
Устанавливать отношения между понятиями «один», «много».
(Волчкова, В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, стр. 15)
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты
Ситуации общения «Наша группа», «Матрешкино новоселье» Дидактические игры «Петрушка ошибается», «Волшебная палочка, подскажи».
Пальчиковая гимнастика «Дом» (Мы с тобою красим дом, дружно в нем мы заживем). Отгадывание загадок о предметах и инструментах, необходимых людям разных профессий, работающих в детском саду, об игрушках и другое. Игры по звуковой культуре речи. Драматизация «Карлсон ищет себе дом» (где он будет играть, спать, есть, трудиться) дети сопровождают его по группе, уточняя назначение пространства и предметов - побудить детей к активному обмену информацией; содействовать адаптации ребенка в группе; уточнить назначение предметов окружающего мира; формировать коммуникативные умения. Игра-развлечение: «Игрушки играют в прятки» - закрепить представление о расположении предметов и вещей в группе; побуждать детей к совместным игровым действиям, ориентируясь в расположении групповой комнаты; актуализировать использование в речи детей предлогов «в», «на», «над», «под», «за». Ситуации «Учимся общаться друг с другом», «Найдем друга для зайчонка», «Вспомни имена друзей», «Как Ира и Аня не поделили игрушку», «Как я искал подарок своему другу», «Как мы отгадывали наши настроения». Игры с мылом — на закрепление названий (словообразование). Этюд «Назови. Задачи - научить детей называть друг друга (индивидуальная работа). Задачи: развить мелкую моторику пальцев рук; развивать чувство ритма.
Пальчиковая гимнастика «Игра в прятки».
Прячься Петенька, прячься Анечка!
Не найдет вас веселый мальчик,
Хоть и самый большой он пальчик.
Пальчиковая игра «Повстречались» (индивидуально).
На правой ручке – пальчики.
На левой ручке – пальчики.
Пришла пора им встретиться – готовьте чемоданчики.
Игровая ситуация «Найдём друга котёнку Пуху»- Учить детей рассматривать картинки, пытаться по просьбе воспитателя представлять себе и воспроизводить, как дети будут ласково обращаться друг к другу, какие слова будут говорить. Беседа «Кто я такой (такая?», «Что я умею делать?», «С кем я живу дома?», «Что я люблю?», «Наши любимые дела».
Театрализованная игра: «Котик, котик, поиграй» (с использованием русского народного фольклора).
3. Создание условий для самостоятельной деятельности
Персонажи настольного театра
предметные и сюжетные картинки
ОО «Социализация»
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность
1 неделя
Этикет и ситуации общения
Игровая ситуация «Здравствуйте!»
Задачи. Познакомить с элементарными правилами поведения и общения, развивать коммуникативные навыки, активизировать словарь, используя в речи «вежливые слова»; воспитывать культуру поведения. (Шипицина «Азбука общения»)
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты
Выставка - витрина в группе «Мои любимые игрушки из дома» (побуждать к речевой характеристике и преодолевать эгоизм детей в пользовании игрушками, развивать умение играть вместе). Игра-путешествие по группе с игрушками игра «Вот поезд наш идет, колеса стучат» - упражнять в игровых действиях; развивать способности к ролевому воплощению сюжета; развивать артикуляцию речи звукоподражанием. Игры – забавы с механическими игрушками, с мыльными пузырями, вертушками и другие. Сюжетно-дидактическая игра «Куклы Маша и Катя (большая и маленькая) в гостях у детей» - упражнять детей в коммуникативной лексике; побудить детей к называнию предметов. На прогулке обращать внимание детей на то, что в городе много жителей, поэтому много домов, рассмотреть те дома, которые видны с территории детского сада. Индивидуальные беседы по ознакомлению с помещениями групповой комнаты. Познакомить детей друг с другом, предлагая им называть свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. В индивидуальных беседах с детьми поинтересоваться, где они отдыхали, на каком транспорте они добирались до места отдыха, что видели. Напомнить детям, в каком городе (селе) они живут и как называют жителей их родного города (села). Сказать, что они тоже жители города (села). Дидактическая игра: «Как вас зовут?». «Подбери игрушку в подарок Тане и Ване». Ситуация общения «Давай никогда не ссориться». Кукольный спектакль «Петрушка в гостях у детей» (инициатива в общении, отражение представлений о пространстве и его организации ребенком). Рассматривание картины из серии «Мы играем» - уточнить игровые роли и полоролевые функции; развивать внимание и умение обследовать изображение и его сюжет; учить строить предложения из 2-3 слов. Работа с пиктограммами «Подари цвет радости солнышку, для хмурой тучки», «Собери веселое грустное лицо (из геометрических фигур, палочек). Хороводная игра: «В хоровод играю Я, и со мной мои друзья» (представление детей друг другу в хороводной игре) - передать детям положительное отношение друг к другу. Дидактическая игра «Мальчик или девочка» - Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям. Воспитывать у мальчиков мужество, смелость, активность. Упражнение «Знакомство». Учить детей понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.
Решение проблемных ситуаций «Меня обидели», «Я не умею…», «Мне больно…», «Не получилось», «Не берут в игру», «Забрали игрушку и не отдают», «Не хотят со мной дружить». Дидактические игры «Вежливое обращение к гостям», «Похвали собачку (петушка, котика)», «Кто позвал?». Хороводная игра: «В хоровод играю Я, и со мной мои друзья» (представление детей друг другу в хороводной игре) - передать детям положительное отношение друг к другу; создать условия для совместных положительных эмоций. «Поиграем с Хрюшей» (этика). Цель: Развивать навыки общения, воспитание доброго отношения к сверстникам. Поинтересоваться у детей, знают ли они свой домашний адрес. Похвалить тех детей, которые его называют. Объяснить, что домашний адрес нужно знать обязательно. Развивающая игра «Так - не так» поведение в обществе. Заучивание с детьми домашних адресов. Игры с песком и снегом. «Лепим колобки», «Делаем фигурки». Экспериментирование с разными формочками и материалами — мокрым и рассыпчатым снегом, влажным и сухим песком.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности
Самостоятельная творческая деятельность.
Самостоятельное экспериментирование с красками. Любование красотой группы. В процессе общения с детьми выделять в предметах быта все красивое. Внести разнообразные конструкторы. «Накормим куклу» (действия с куклой, игровые манипуляции, действия с предлагаемыми атрибутами). Внести д\и «Определи настроение» (иллюстрации, набор пиктограмм «Эмоции».Работа с пиктограммами «Найди к веселой девочке веселого мальчика»,
ОО «Художественное творчество»
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность
1 неделя
Рисование «Наша красивая группа» (по замыслу)
Подвижная игра: «Игрушки играют с нами в прятки»
Программные задачи : Знакомство с кистью, гуашью, водой и бумагой. Учить замечать настроение, царящее в группе, и отображать его в красках. Предоставить детям самостоятельный выбор цвета. Развивать желание рисовать кистью. Создать условия для принятия детьми правильной непринужденной позы в процессе рисования.
Упражнять детей в беге, умении действовать по сигналу.
(В. Н. Волчкова, Н. В Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, стр. 18) .
Лепка. «Шустрые мячики»
Обыгривание стихотворения С. Маршака «Мяч»
Программные задачи : Развивать у детей игровой замысел. Закрепить знания детей о разнообразных играх с мячиками и о бережном отношении к группе. Передавать форму путем скатывания шарика в ладошках.
Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Создать условия для принятия детьми правильной непринужденной позы в процессе лепки.
(В. Н. Волчкова, Н. В Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, стр. 18)
2 неделя
Рисование «Цыпленок и котенок подружились».
Работа с пиктограммами «Найди друга»
пляска «Подружились».
Программные задачи : Продолжать развивать желание работать с гуашью. Учить детей размазывать краску рукой, дорисовывать фломастером мелкие детали. Развивать фантазию, воображение при помощи кляксографии. Создать условия для принятия детьми правильной непринужденной позы в процессе рисования
Развивать у детей желание дружить друг с другом, радоваться дружеским отношениям.
Музыка
Выполнять ритмические движения под музыку.
(В. Н. Волчкова, Н. В Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, стр. 50)
Аппликация «Мы улыбаемся друг другу»
Этюд «Подари улыбку другу»
Программные задачи : Учить детей дополнять аппликацию, ориентироваться на контуре. Аккуратно намазывать клей, пользоваться салфеткой. Создать условия для принятия детьми правильной непринужденной позы в процессе аппликации.
Воспитывать у детей дружелюбное отношение друг к другу. Уточнить, что самый лучший подарок друг другу – это улыбка
(В. Н. Волчкова, Н. В Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, стр. 51)
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты
На прогулке обратить внимание на разнообразие цветов и оттенков осенних цветов, изящество их форм. Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов. Игровое экспериментирование с материалами. Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики (пальчиковые игры, на развитие умений создавать простые формы – игровые ситуации «Лепим колобки», «Наматывание ниток на клубок». Познакомить детей с зоной строительно-конструктивных игр в группе и на участке - строить: дорожки длинные и короткие. Индивидуальная работа по рисованию. Сотворчество воспитателя и детей – дорисовывание элементов рисунка, выполненного воспитателем. Рассматривание иллюстраций к книгам – объяснить значение рисунков в книге, рассказать о тех, кто создает эти рисунки. Упражнения, способствующие развитию умения связывать элементы рисунка с предметами окружения – идет дождь (штрихи, как капельки дождя). «Волшебные краски» (ситуация - эксперимент). Цель: Познакомить детей со свойствами воды: теплая - холодная, мокрая, прозрачная, журчит, когда льется. Рассказать детям веселую историю об озорных красках, которые могут окрашивать воду в разные цвета.
Развивать желание участвовать в экспериментах. Строительство заборов разных видов, ворот, выкладывание из цветных кирпичиков узоров и дорожек.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности
Самостоятельная творческая деятельность.
Самостоятельное экспериментирование с красками.
Любование красотой группы.
В процессе общения с детьми выделять в предметах быта все красивое.
Внести разнообразные конструкторы
ОО «Здоровье»
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты
Включение фольклорных текстов в режимные моменты.
Утренняя гимнастика: дать утренний заряд бодрости организму на целый день.
Умывание «Водичка, водичка, умой мое личико!» Знакомство с алгоритмом мытья рук и внесение его в умывальную комнату. Завтрак. Настроить детей на принятие пищи, повысить аппетит. Подготовка ко сну. Цель: успокоить детей, настроить на спокойный сон. Гимнастика пробуждения. Ходьба по массажным дорожкам. Дыхательная гимнастика. Упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Пальчиковая гимнастика. Знакомство с девочкой Чистюлей. «Не хочу быть неряхой». Цель: Учить детей пользоваться туалетными принадлежностями для ухода за своим телом. Создание проблемной ситуации (Никто не играет с грязной куклой). Закрепить с детьми умение пользоваться мылом, мочалкой, полотенцем, расческой. Воспитывать аккуратность и желание быть опрятным.
2. Создание условий для самостоятельной деятельности
Внести алгоритм (фото) «Мытье рук»
ОО «Безопасность»
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты
Безопасность в нашей группе – опасные стеклянные предметы - развивать чувство безопасности и самосохранения. Ситуация «Как Котенок чуть не обжегся за обедом». Рассматривание картинок. Упражнения и игры, способствующие освоению детьми правил безопасного использования инструментов. Моделирование правил поведения в группе.
ОО «Физическая культура»
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность
Л. Н. Пензулаева, конспект 1,2,3,4,
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты
Утренняя гимнастика. Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.
Развлечения на участке: Кто быстрее до игрушки добежит: вбежать на горку и принести игрушку. Подвижные игры: «Вот как наша Таня нарядилась», «Мой веселый, звонкий мяч» (игры с мячом, «Воробышки и автомобили», «Веселый грузовичок», «Игрушки играют с нами в прятки», «Успокоим змейку», «Найди паучка», «Мы – хорошие ребята» - Учить детей сохранять жизнерадостное настроение, быстро преодолевать негативное состояние, стремиться к положительной оценке окружающих, проявлять доверие к миру. Учить детей выразительным движениям и жестам. Упражнения в ходьбе и беге по прямой дорожке (длина 2-2,5м, ширина 15-20см, в катании мячей друг другу (диаметр 20-25см) шариков р. 1,5м, подпрыгивании на двух ногах на месте ползании на четвереньках между расставленными предметами, вокруг них.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности
Физкультурное оборудование
ОО «Труд»
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность
2 неделя «Труд помощника воспитателя». Задачи: познакомить с трудом помощника воспитателя и с опасными предметами труда в целях безопасности жизни и здоровья. Закрепить названия орудий труда. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. (Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада /
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, с. 34)
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты
Наблюдение за хозяйственно – бытовым трудом в группе - мытьем посуды. Элементарные поручения. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики помогают девочкам). Организация самообслуживания детей в режимные моменты: научить детей самостоятельно одеваться, раздеваться, поддерживать порядок в одежде.
Трудовая деятельность Поливание песка для игры. Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым; закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол. Обучение детей дежурству по уголку природы и столовой.
Проблемная ситуация «Наш младший воспитатель заболела – чем можем помочь».
3. Создание условий для самостоятельной деятельности
Лейки, лопатки, фартуки
ОО «Чтение художественной литературы»
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность
2 неделя Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» (с показом настольного театра). Подвижная игра «Мы – хорошие ребята»
Программные задачи : Обогащать «читательский опыт «детей за счет сказки, учить понимать смысл содержания сказки. Поддерживать интерес, стимулировать творческие способности детей, воспитывать нравственные качества
Учить детей выразительным движениям и жестам.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты
Рассматривание иллюстраций.
Русское народное творчество
Малые формы фольклора.
«Водичка – водичка, умой мое личико».
Сказки. «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Теремок» с элементами театра.
Фольклор народов мира
Малые формы фольклора. «Ласковые песенки» (азерб., «Ой, как весело» (эст.).
Произведения русской классической литературы. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный.».
Произведения современной русской и зарубежной литературы
А. Барто «Девочка - ревушка», «Девочка – чумазая», Е. Благинина «С добрым утром», «Аленушка», С. Федорченко «Мышка девочки боится, как увидит — убежит.»,
Н. Забила «Ясочкин садик» (укр.)
3. Создание условий для самостоятельной деятельности
Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.
Литературное развлечение «Игрушки»
ОО «Музыка»
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность
1 - 2 неделя
Слушание «Как у наших у ворот», р. н. м.
Пение «Дождик» р. н. м.
Музыкально – ритмические упражнения «Погуляем», муз. и сл. Е. Макшанцевой
Игра на инструментах