Ирина Богатырева
Комплексно-целевая программа «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
и основные направления программы «ЗДОРОВЬЕ»
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н. М. Амосов, академик
Цели программы «Здоровье»
1. Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду
Публикация «Комплексно-целевая программа „Здоровье“» размещена в разделах
2. Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского сада.
3. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесс
Задачи:
- Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского сада;
- Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей
- Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий;
- Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду;
- Популяризация преимуществ здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
- Соблюдение валеологических требований на занятиях НОД, в режиме дня;
- Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы;
- Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья;
- Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.
Основными направлениями в реализации программы являются :
• Физкультурно-оздоровительная работа;
• Организация работы с детьми;
• Медицинское сопровождение;
• Психологическое сопровождение;
• Оздоровительная работа с педагогами;
• Укрепление материально-технической базы;
• Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Стабилизация показателей здоровья :
2. Уровень заболеваемости детей.
3. Повышение качества освоения основной образовательной программы по образовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность».
4. Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием в условиях детского сада.
5. Применение здоровьесберегающих технологий.
Материально-техническая база, необходимая для реализации программы :
*Музыкально-физкультурный зал;
*Мини-стадион;
*Игровые площадки и спортивный инвентарь для занятий физкультурой на открытом воздухе и в зале;
*Наличие в каждой семье спортивного инвентаря для занятий физкультурой;
*Медицинский кабинет;
*Кабинет педагога-психолога;
*Кабинет учителя – логопеда
I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Образовательная область Цель Задачи
Здоровье Охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая
культура Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. - развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Безопасность Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. - формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
II. МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
№ п/п Мероприятие Срок Ответственные
Организационная работа
1. Проведение анализа острой инфекционной и соматической заболеваемости воспитанников на совещании при заведующем Ежеквартально Медсестра
2. Консультирование воспитателей и разработка рекомендаций, направленных на сохранение здоровья каждому ребенку с соматическими и психическими заболеваниями (экраны здоровья) Постоянно Медсестра
3. Осуществление контроля за выполнением натуральных норм расходования продуктов питания. Сбалансированность питания. Постоянно Медсестра
Профилактическая работа
Диагностика
4. Определение уровня адаптации ребенка в условиях детского сада:
- резистентность организма ребенка;
- психическое здоровье;
- физическое здоровье По окончанию периода адаптации. Медсестра,
педагог-психолог
5. Диспансеризация:
- Проведение профилактических осмотров детей согласно приказу МЗРФ и МОРФ от 30.06.1992г. № 187/272.
- Обследование: врачом-педиатром,
(с проведением антропометрии, распределением детей на медицинские группы для занятий физкультурой) Согласно плану
1 раз в год
Бригада узких врачей-специалистов
Шумячской ЦРБ
Врач-педиатр
Медсестра
6. Клинико-лабораторные исследования:
- функционально-диагностические;
- обследование на гельминты
По плану Медсестра
Профилактика
7. Проведение дальнейшего обследования детей с выявленной патологией после углубленного медосмотра и постановка нуждающихся на «Д» учет
Постоянно
Медсестра
8. Общеукрепляющая терапия:
- иммуностимуляторы;
- витамины (Свитаминизация третьих блюд);
- поливитамины Постоянно Медсестра
9. Закаливание:
-утренняя гимнастика;
-обливание рук до локтя;
-подвижные игры на свежем воздухе
Постоянно Медсестра,
воспитатели групп
10. Физиотерапия:
Профилактические процедуры:
— ароматерапия (аромалампы). Постоянно с учетом
индивидуальных особенностей ребенка
Медсестра, воспитатели групп
11.
Разработка рекомендаций для оздоровления с учетом индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ Постоянно Зам. зав. по ВМР, Медсестра
12. Санитарно-просветительная работа:
— «Служба 03» (обучение детей оказанию первой помощи);
- «Это должен знать
каждый» (привитие гигиенических навыков, пропаганда здорового образа жизни) Согласно тематическому плану Воспитатели
13. Первичная профилактика:
- ежедневный осмотр воспитанников;
- изоляция больных детей;
-контроль за санитарно-гигиеническими условиями;
-контроль за организацией образовательного процесса (режим дня, занятия)
- соблюдение СанПиН 2.4.1. 2660-10. Постоянно Медсестра
14. Организация питания воспитанников:
а) ежедневное меню – раскладка;
б) контроль качества приготовления пищи;
в) контроль пищевого рациона воспитанников;
г) контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания;
д) санитарно-гигиеническое состояние пищеблока;
е) бракераж готовой продукции;
ж) контроль за выполнением натуральных норм.
Постоянно Медицинская сестра
Бракеражная комиссия ДОУ
15. Контроль санитарного состояния пищеблока и соблюдения личной гигиены его работников Постоянно Медсестра
III. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
3.1. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
№ п\п Направления работы Формы работы Сроки Ответственный
1. Анализ состояния
здоровья детей. Анализ диагнозов в медицинских картах детей, распределение их по подгруппам здоровья.
Оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.
Составление экранов здоровья и подбор рекомендаций по диагнозам. август, декабрь
конец августа
конец августа Медсестра,
Старший
воспитатель
Воспитатели
2. Использование
воздушных ванн Гимнастика и подвижные игры в облегчённой одежде. в
течение
года Воспитатель
3. Использование
солнечных ванн Пребывание детей на солнце в трусах и панамах, в процессе игр малой подвижности, а также игр с водой и песком. Июнь /
август Воспитатель
4. Использование
закаливания водой Дидактическое упражнение для умывания «Водичка, водичка».
Дидактическое упражнение для обливания ног прохладной водой «Ножки чисто мы помоем».
Дидактическое упражнение для полоскания горла прохладной водой «Хочешь знать, как гусь гогочет» В течение года
Июнь/
август
Июнь/ август Воспитатель
5. Использование
босохождения Комплекс упражнений «Топ, топ – наши ножки» Июнь/ август Воспитатель
6. Осуществление
контроля за выработкой правильной осанки Дидактические упражнения «Позвони в колокольчик», «Сорви листок»,
«Дотянись до шарика»
Использование тренажера «Пять волшебных точек» В
течение года
Воспитатель
Муз. руковод.
7. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение дня. Утренняя гимнастика
и гимнастика после сна.
Подвижные, спортивные и народные игры.
Динамические паузы и
физминутки. В
течение года
Воспитатель
Муз. руководит.
3.2. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
№ п\п Направления работы Формы работы Сроки Ответственный
1. Воспитывать привычку ухаживать за чистотой своего тела, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом. Дидактическое упражнение «Надо, надо умываться»
Занятия по ЗОЖ
Дидактическое упражнение «Научим Незнайку правильно мыть руки»
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Беседа «Сколькими способами можно очистить кожу»
Разучивание отрывка из стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Дидактическая игра «Как умываются животные» Ежедневно
В соответствии с тематическим планом Воспитатель
2. Воспитывать привычку самостоятельно одеваться, следить за своим внешним видом. Дидактическое упражнение «Я умею одеваться»
Занятия по ЗОЖ
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Дидактическая игра «Что перепутал художник»
Сюжетно-ролевая игра «Прачечная», «Парикмахерская» Ежедневно
В соответствии с тематическим планом Воспитатель
3. Формирование навыков культурного приёма пищи Дидактическое упражнение «Учимся аккуратно кушать»
Дидактическое упражнение «Поможем кукле накрыть стол к приходу гостей»
Дежурство по столовой
Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Дидактическая игра «Столовые приборы и их назначение» Ежедневно
В течение года
Ежедневно
В течение года Воспитатель
4. Педагогическая диагностика: промежуточная,
итоговая. Педагогическая диагностика программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Май Воспитатель
3.3. ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
№ п\п Направления работы Формы работы Сроки Ответственный
1. Знакомство детей
с частями тела человека. Занятия по ЗОЖ.
Беседа «Как органы человека помогают друг другу»
Дидактическая игра «Что для чего нужно»
Дидактическая игра «Покажи, что назову»
Дидактическая игра «Чтобы глаза, уши, зубы были здоровыми» В соответствии с тематическим планом Воспитатель
2. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употребления в пищу полезных продуктов. Занятия по ЗОЖ.
Подвижная игра «Полезные продукты»
Подвижная игра «Повара»
Разучивание стихотворения «Кто скорее допьёт» П. Воронько
Дидактическая игра «Угадай по вкусу»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Чтение стихотворения «Маша обедает»
П. Воронько В соответствии с тематическим планом Воспитатель
Муз. руководит.
3. Формирование представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Занятия по ЗОЖ.
Музыкально-ритмическая игра «Все ребята любят мыться».
Дидактическая игра «Что вредно, что полезно»
Беседа «Как готовиться ко сну»
Чтение «Сказки о глупом мышонке»
С. Я. Маршака.
Дидактическая игра «Чтобы кожа была здоровой»
Создание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит»
Физкультурные досуги. В соответствии с тематическим планом Воспитатель
Муз. руководи.
4. Знакомство с понятиями «здоровье», «болезнь» Занятия по ЗОЖ.
Игра по ТРИЗ «Что будет, если…»
Досуг «Осторожно микробы»
Чтение стихотворения «Прививка» С. Михалкова.
Беседа «Откуда берутся болезни»
Чтение стихотворения «Воспаление хитрости» А. Милна.
В соответствии с тематическим планом Воспитатель
5. Формирование умения оказывать себе элементарную первую медицинскую помощь. Занятия по ЗОЖ.
Беседа «Если ты заболел»
Дидактическая игра «Лекарства под ногами»
Кроссворд «Зелёная аптека»
Сюжетно – ролевые игры «Поликлиника» и «Аптека»
Инсценировка отрывка стихотворения К. И. Чуковского «Айболит»
Дидактическая игра «Какому врачу, что нужно»
Беседа «Лекарства – друзья, лекарства враги» В соответствии с тематическим планом Воспитатель
6. Формирование представлений о значении физических упражнений для организма человека. Занятия по ЗОЖ
Разучивание физминутки «Спорт-здоровье»
Музыкально-ритмические движения «Зверобика»
Чтение сказки «Зарядка и Простуда»
Рассматривание альбома «В здоровом теле – здоровый дух»
Спортивный досуг «Путешествие в Спортландию» В соответствии с тематическим планом Воспитатель
7. Педагогическая диагностика: промежуточная,
итоговая. Педагогическая диагностика программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Май Воспитатель
3.4. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ (СКОРОСТНЫХ, СИЛОВЫХ, ГИБКОСТИ,
ВЫНОСЛИВОСТИ, КООРДИНАЦИИ)
№ п\п Направления работы Формы работы Сроки Ответственный
1. Формирование правильной осанки Упражнения на гимнастической скамейке.
Подвижная игра «Пройди – не урони».
Упражнения на турнике и шведской стенке.
Игровые задания.
Кружок «Улыбка», занятия по логоритмике В соответствии с перспективными планами работы Воспитатель,
учитель - логопед
2. Формирование умения перестраиваться на месте и во время движения. Занятия по физической культуре
Занятия по музыке.
Утренняя гимнастика
Музыкально-ритмические движения.
Игры-эстафеты.
Кружок «Улыбка» В соответствии с перспективными планами работы
Воспитатель
Муз. руководит.
3. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Занятия по физической культуре
Подвижные, спортивные и народные игры.
Игровые упражнения.
Оздоровительный бег.
Пешие прогулки (простейший туризм);
Кружок «Улыбка»
В соответствии с перспективными планами работы
Воспитатель
Муз. руководит.
4. Развитие координации движений и ориентировки в пространстве. Занятия по физической культуре
Музыкальные занятия.
Музыкально-ритмические движения.
Физкультминутки.
Динамические паузы.
Подвижные игры.
Кружок «Улыбка»
В соответствии с перспективными планами работы Воспитатель
Муз. руководит.
5. Развития умения прыгать в длину, в высоту, с разбега. Занятия по физической культуре
Игровые упражнения.
Игровые задания
Кружок «Улыбка» В соответствии с перспективным планом работы Воспитатель
6. Формирование умения кататься на велосипеде, самокате. Игровые упражнения.
Игровые задания.
Самостоятельная двигательная активность на прогулке.
Спортивный досуг на воздухе. Май — сентябрь Воспитатель
7. Формирование умения ползать, пролезать, подлизать, перелазить через предметы. Занятия по физической культуре.
Игры-эстафеты.
Игровые упражнения.
Спортивные праздники и досуги.
Игровые задания.
Кружок «Улыбка» В соответствии с перспективным планом работы Воспитатель
8. Формирование умений в ловле и передаче мяча. Занятия по физической культуре
Спортивные игры.
Игровые упражнения.
Подвижные и народные игры.
Спортивные досуги.
Кружок «Улыбка» В соответствии с перспективным планом работы Воспитатель
9. Развитие активности детей в играх со скакалками, обручами и другим спортивным инвентарём. Занятия по физической культуре
Утренняя гимнастика.
Самостоятельная двигательная активность детей в группе и на прогулке.
Музыкально-ритмические движения.
Подвижные игры.
Спортивные досуги и праздники.
Кружок «Улыбка» В течение года
Воспитатель