Рябчукова Ольга Михайловна
Комплексная НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развить у детей интерес к учебно - познавательной деятельности.
Задачи:
1. Развивающие:
- Развивать интерес к экспериментальной деятельности
- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, слух, память, мышление, воображение, мелкую моторику.
- Развивать навыки звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза;
- Расширить и активизировать словарь по теме «Космос».
- Развивать умение находить решение и делать выводы;
- Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
2. Воспитывающие:
Публикация «Комплексная НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь.
3. Обучающие:
- Закреплять знания детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове, предложении) ;
- Закреплять умение определять место звука в слове;
- Закреплять умение проводить звуко - буквенный анализ слов.
Методы и приемы
Наглядные: использование наглядных пособий, средств ТСО, музыкального сопровождения, иллюстративных пособий.
Словесные: проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, поощрения, обобщения, пояснения, обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия.
Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, задания, уточнение, анализ, активная деятельность детей.
Оборудование:
Для украшения группы звезды и планеты, глобус, картинки, карточки с «полубуквами», слогами, словами; модель синквейна; плакат с изображением Солнечной системы; карточки для индивидуальной работы, счетные палочки, фишки на каждого ребенка, схемы предложений, конверт с заданиями, коробка с сюрпризом; аудиоаппаратура, запись музыки на «космическую» тематику, ракета; изображения космических объектов, созвездия, вулкан, кометы, светящиеся звёздная карта-панно; звёзды с буквами Б, У, К, В, А, Р, Ь; звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты; звёзды со слогами; учебник «Букварь»; цветные карандаши для звукового анализа. письмо написано соком лимона.
Ход НОД:
Образовательная деятельность
I. Организационный момент.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Какое у вас сегодня настроение?
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
В этот добрый день,
чудесный день,
Нам здороваться не лень!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
II. Основная часть
II. Беседа о времени года.
В: – Ребята, какое время года наступило?
Д: – Наступила весна.
В: – Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: – Март, апрель, май.
В: – Какой сейчас месяц?
Д: – Сейчас месяц апрель.
Игра с мячом.
Добрыми красивыми словами предмет называем и в игру играем:
Солнце весной (какое) небо (какое) -, облака на небе (какие)-, ветер (какой)-, деревья весной (какие).
Составление синквейна со словом – дерево.
Слышится голос: «Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. Мой космический корабль с огромной скоростью приближается к неизвестной планете. Она большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как она называется, я не знаю».
III.Беседа.
Воспитатель: – Ребята, а вы знаете, как называется эта планета?
– Какие планеты вы ещё знаете?
– А кто живёт на планете Земля?
– А как можно назвать жителей других планет?
Воспитатель: Здравствуйте, кто говорит?
Инопланетянин: Здравствуйте! С вами на связи космос! Говорит житель космической планеты! У нас случилась беда, космические пираты похитили самую главную книгу нашей планеты. Земляне, просим вас помочь вернуть эту книгу. Прилетай поскорей. Чтобы узнать название моей планеты проведите опыт».
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в космическое путешествие и помочь инопланетянам?
Ой, а что это?
Правильно, это письмо написано невидимыми чернилами. Чтобы прочесть его, что нужно сделать? А я знаю еще один способ. Нужно письмо подержать над свечой.
Опыт: Воспитатель подносит письмо к горящей свече (письмо написано соком лимона и высушено). На письме появляются буквы: МАРС.
Прочитайте, какое слово получилось. Дети дают характеристику каждого звука.
Воспитатель: – Молодцы. Так, на какую планету мы отправляемся? Как называются жители этой планеты?
Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание пираты будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы отправиться в путь, давайте отгадаем загадки.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Д (хором): – Ракета.
Воспитатель: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. В путешествии вас ждёт много интересных заданий. При выполнении их вам нужно давать полные и чёткие ответы, надо пройти спецподготовку - предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций. Наверняка он нам в полёте пригодится, повторяйте за мной
IV. Артикуляционная гимнастика
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Воспитатель:
А где же мы возьмем ракету?
Давай те разделимся на пары и построим ракету разными способами: моделирование из геометрических фигур, выкладывание из счетных палочек, палочек Кюизенера, конструктор.
- Сколько слогов в слове ракета? Назовите 1-й, 2-й, 3-й слоги.
Воспитатель: Но в космос могут отправиться только грамотные и подготовленные дети для этого нам нужно сдать экзамен, ответив на вопросы.
Задание №1
1. Какая птица своим прилетом оповещает о приходе весны? (грач)
2. Модель Земли? (глобус)
3. Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (гроза)
4. Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (гласные)
5. Чем отличается буква от звука?
6. Какие бывают звуки?
7. Какие звуки называются согласные?
8. Какой звук лишний: А,О,Р,И?
9. Назовите первый звук в слове "космос".
10. Из чего состоит предложение?
11. Какой звук лишний: Д, С, Р, Ы?
Воспитатель: 1-е задание от пиратов мы выполнили. Смотрите, вот и первая буква.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Все вы за руки возьмитесь,
В круг скорее вы садитесь.
Дети занимают место в ракете.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ракета взлетела?
(обратный отсчет, произнести слово ПУСК)
Воспитатель: Экипаж, занять свои места в ракете, пристегнуть ремни.
(Звук запуска ракеты).
– Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездия.
Задание №2 Деление слов на слоги.
Давайте назовём их и определим количество слогов в каждом слове. (Созвездия: Лебедь, Дракон, Лев, Пегас, Геркулес, Медведица, Кит, Рыбы).)
Воспитатель: – Молодцы, справились с заданием. За это пираты прислали нам вторую звезду (У).
А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Я плююсь огнём и лавой
Я опасный великан,
Славен я не доброй славой,
Как зовут меня?
Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости водой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана. Дети (хором): – Вулкан.
V. Звуковой анализ слова (ЛАВА)
Воспитатель: – Ребята, чтобы нас не настигла огненная лава, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши.
– Мы замечательно справились с заданием, получили третью звезду (К) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть. Экипаж! Отстегните ремни и покиньте корабль.
VI. Физкультминутка.
Хоровод планеты водят
В вышине на небосводе.
Заключили солнце в круг
И летят за другом друг.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас.
Меркурий – раз (хлопок)
Венера – два (присесть)
Три – Земля (наклон вправо-влево)
Четыре – Марс (наклон вперёд-назад)
Пять – Юпитер (прыжок)
Шесть – Сатурн
Семь – Уран
Восьмой – Нептун (развести руки в стороны)
Девять – дальше всех Плутон,
Кто не видит, выйди вон.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)
Воспитатель: – На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет огненный летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…– Комета.
– На хвосте кометы размещались названия планет, но космические пираты стёрли их, оставили только по одной букве. Давайте назовем планеты, начинающиеся с этих букв: С-Сатурн, П - Плутон, М-Марс, Ю - Юпитер, М-Меркурий, В-Венера, У - Уран, Н-Нептун.
– Почему эти слова пишутся с большой буквы?
– Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
– Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (В).
VII. Игра «Составь слова из слогов».
Воспитатель: – Посмотрите, на нашем пути цветы, подумайте и скажите, что же в этих цветах необычного
Д: в середине написан слог. Космические пираты сорвали лепестки цветов.
Воспитатель: Давайте поможем лепесткам найти свою серединку, так чтобы получилось слово, на конце которого слог ЗА либо слог СА. Возьмите лепесток и подумайте, к какой из этих серединок его прикрепить, чтобы получилось слово. В конце слова должен быть слог ЗА или СА.
Дети читают слова, которые получились: БЕРЁЗА, КОСА, ГРОЗА, ГЛАЗА, РОЗА, РОСА, КОЗА, СЛЕЗА, ГОЛОСА, ОСА. Каких цветов больше: со слогом ЗА или СА? На сколько?
Воспитатель: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (А). Наше путешествие продолжается и вас ждет новое задание.
– Ребята, у вас на столах закодированное слово, чтобы отгадать его нужно убрать все неправильно написанные буквы, а из оставшихся букв составить слово.
(Дети убирают неправильно написанные буквы, а правильные выставляют на мольберте).
Воспитатель: – Прочтите, что у вас получилось.
Дети: – МОЛОДЦЫ.
Воспитатель: – Все справились с заданием и за это мы получаем последнюю буку (Ь). Теперь можем узнать, какую же книгу похитили пираты. (Дети из звёзд выкладывают слово.)
Дети: – БУКВАРЬ.
Воспитатель: А зачем нужен букварь? Где он вам пригодится?
Воспитатель: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть букварь Марсианину. А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова.
Дети (хором): – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
«Путешествуем дальше. А здесь нарисованы капельки. Как вы думаете, почему? (Потому что весной часто идёт дождь). Да, ребята и дождик нас может намочить.
Наши спинки устали. Давайте выйдем и сделаем, друг другу массаж, чтобы спинки и ручки отдохнули».
Динамическая пауза. Массаж «Под дождём».
Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил.
(поглаживание по спине)
Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.
(поколачивание пальчиками)
АВ АВ АВ
Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил.
(растирание по кругу ладошками)
Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.
(«бег» пальчиками)
ЧИВ ЧИВ ЧИВ
Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.
(разминание-легкое пощипывание)
Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой.
(ладошки «прыгают» по спине)
КВА КВА КВА
Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил
(поглаживание по спине)
Мишка топает домой весь до ниточки сырой.
(поглаживание по спине)
У, У, У
Воспитатель: Пора отправляться домой.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!
Дети: Земля
Воспитатель: Попрощайтесь с марсианином
Дети: До свидания!
III. Заключительная часть
Вот и закончилась наша игра. Домой возвращаться, ребята, пора! (звучит космическая музыка)
- Что вам особенно понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
- Какие задания показались интересными?
- Какое задание было самым трудным?
Возьмите в подарок тот портрет Лунтика, который отражает ваше настроение (веселый, грустный, сердитый).
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы меня порадовали своими ответами, жаль, что путешествие уже закончилось. Давайте попрощаемся с гостями. Дети прощаются с присутствующими в зале и уходят в группу.