Елена Лунякина
Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Ранняя весна» (занятие № 1)
Цель:
— активизация предикативного словаря, словарь прилагательных;
— составление предложения с союзом а;
— заучивание стихотворения;
— развитие мелкой моторики.
Оборудование: картинки «Солнце, снег, небо».
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Повтори за мной».
Тает — оседает — темнеет — сходит
Пригревает — припекает — греет
Журчит — бурлит — бежит — звенит
Зеленеет — пробивается — растет
Набухают — лопаются — раскрываются
Прилетают — вьют — кричат и т. д.
Публикация «Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему „Ранняя весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Развитие мелкой моторики. Игра «Сосульки разговаривают». «С крыши свисают сосульки. Как солнце пригреет, начинается капель. Капель падает, выговаривает:
С толстых сосулек пляк-пляк-пляк-пляк-пляк, каждый палец
Со средних сосулек плюк-плюк-плюк-плюк-плюк, касается стола
С тонких сосулек плик-плик-плик-плик-плик. с изменением силы голоса
Вечером похолодает. «Пляк» — упадет капля с самой толстой сосульки. Концерт окончен до нового утра».
3. Введение в тему. «Догадались вы, про что сегодня будем говорить? — О весне. — Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:
Весна-красна! В гости просим. Приди скорей.
Принеси теплое солнышко, певчих птичек, травки зеленой, цветов ярких».
Предлагают детям тоже позвать весну и попросить у нее, кто что желает.
4. Расширение словаря прилагательных. На доске появляется картинка «солнышко» (затем «снег», «небо»).
Солнышко весной какое? — Яркое, теплое, большое, ласковое.
Снег весной какой? — Рыхлый, темный, мокрый, липкий, грязный.
Небо весной какое? — Голубое, чистое, высокое.
5. Составление предложений с противительным союзом. «Зима и весна похожи друг на друга? — Нет. — Давайте про это расскажем». Логопед начинает предложение, а дети повторяют его слова и добавляют свои.
Зимой дни короткие, а весной. (длинные, светлые).
Зимой снег белый, искристый, а весной. (темный, рыхлый, грязный).
Зимой ветер холодный, порывистый, а весной. (теплый, ласковый).
Зимой солнце низкое, холодное, а весной. (теплое, ласковое, высокое).
6. Физкультминутка. Игра «Ручеек». Дети стоят, взявшись за руки. Пары стоят друг за другом. У одного пары нет. Он идет между детьми, берет кого-нибудь себе, они образуют пару, оставшийся начинает движение и т. д.
7. Развитие памяти. Детям предлагают выучить маленькое стихотворение.
Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты, скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап, весна настала!
8. Итог занятия.
Тема «Ранняя весна» (занятие № 2)
Цель:
— распространение предложений путем введения определений;
— активизация словаря по теме;
— развитие связной речи.
Оборудование: мяч, письмо Незнайки.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра с мячом «Что делает (делают?». Льдинки — тают, крошатся. Птицы — прилетают, вьют, кричат, ссорятся. Солнце — светит, греет, пригревает. Травка — зеленеет, пробивается, подрастает, растет. Ручьи — звенят, журчат, бегут, торопятся, сливаются, смеются. Почки — набухают, зеленеют, лопаются, пахнут, липнут. Сосульки — капают, тают, звенят, разбиваются.
2. Введение в тему. «Получено письмо от Незнайки. Поможем исправить ошибки». Наступила весна. Затрещали сильные морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи. Определить, что подходит к весне, а что к зиме.
3. Составление предложений с несколькими определениями. Детям предлагают придумать предложения, да не простые, а очень длинные. На каждое названное слово ставится фишка. «Весной солнце. яркое, теплое, ласковое, высокое. Весной небо. голубое, чистое, высокое, безоблачное, ясное. Весной снег. липкий, рыхлый, мокрый, грязный, зернистый. Весной ручьи. звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые.
4. Физкультминутка. Игра «Весна и ручей». Мальчики стоят в двух колоннах. Девочки — весна подходят змейкой к первой колонне и спрашивают:
— Ах, ручей! Чей ты, чей? «весна» — девочки, «ручей» — мальчики
— Я из снега и лучей.
— Что ты делаешь, ручей?
— Я бегу, я смеюсь.
Я сейчас с другим сольюсь.
Мальчики из 1-й колонны подбежали змейкой ко 2-й колонне, и снова повторяется этот же диалог. Затем все бегают по группе в колонне, змейкой, как ручеек.
5. Развитие связной речи. Дети вспоминают, что говорили про небо, солнце, снег, ручьи. Логопед предлагает детям на этом материале составить рассказ о весне. Говорит, что начало будет у всех одинаковое, а середину каждый придумает свою. Здесь надо сказать про солнце, про весеннее небо, про звенящие ручейки, про сходящий снег. А закончить рассказ можно своим отношением к этому времени года, например: «Я очень ждал весну. Я рад весне. Я люблю весну». Заслушивают 3—4 рассказа. Оценивают.
6. Итог занятия. «О чем мы говорили?»
Тема «Ранняя весна» (занятие № 3)
Цель:
— учить детей правильно строить предложения с союзом потому что;
— составлять рассказ по серии сюжетных картин;
— устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: мяч, серия картинок «Зайка и снеговик».
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Назови весеннее слово. — Сосулька, ручеек, капель, первоцветы, март, апрель, май.».
2. Введение в тему. Игра «Почемучки». Логопед бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом (допустимы ответы одним придаточным, но логопед повторяет предложение целиком). «Почему стало мало снега? Почему он потемнел? Почему мы сняли шубы и валенки? Почему уже нельзя кататься на коньках и лыжах? Почему тает снег? Почему бегут ручьи? Почему набухли почки? Почему все это происходит?»
3. Построение предложения с союзом потому что. Работа по серии картинок «Зайка и снеговик». Установление картин в правильной последовательности и ее обоснование. «Какая картина должна стоять первой? Почему?» Далее беседа по вопросам с опорой на серию картин. «Почему прыгает зайчик? — Потому что хочет достать морковку. Почему он хочет достать морковь? — Потому что голоден. — Почему зайка не смог достать морковь и с лестницей? — Потому что она коротка, потому что снеговик высокий. — Почему зайка пригорюнился? — Потому что не достал морковь. — Почему снеговик становится все ниже и ниже? — Потому что он тает. — Почему зайчику удалось полакомиться морковкой? — Потому что снеговик растаял. — Почему растаял снеговик? — Потому что припекло солнышко. — Почему солнышко так сильно пригрело? — Потому что дело происходило весной».
4. Физкультминутка.
Был большой снеговик, встают на носки, руки вверх
А теперь он невелик, приседают
Зайка прыгал ловко, ловко
и достал свою морковку, прыгают
5. Составление рассказа по серии картинок. Логопед предлагает использовать в рассказе длинные предложения со словом «потому что». Сначала вспоминают эти предложения. Потом заслушивают 4—5 рассказов.