Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Комплекс упражнений для развития внимания и творческого воображения у дошкольников
Комплекс упражнений на развитие внимания и творческого воображения у дошкольников
Цель данного комплекса упражнений- формирование оптимального уровня произвольного внимания как возрастного психологического условия развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Комплекс упражнений для развития внимания и творческого воображения у дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность, развивая основные свойства внимания;
-развивать основные виды внимания- слуховое и зрительное;
-освоить способы концентрации, распределения и переключения внимания.
«Дракон и его хвост»
Задача: снятие напряжения и скованности.
Дети строятся в цепочку, держат друг друга за пояс. Педагог объясняет, где «голова» дракона, где «хвост». Задача «хвоста» убежать от «головы» и не порвать цепочку Игра проходит под музыкальное сопровождение. Через 2 минуты «голова» и «хвост» меняются местами.
«Марш в угол!»
Задача: знакомство членов группы друг с другом.
Объяснить, что группа будет всегда делиться на 2 части по разным признакам. Можно предложить детям самим давать задания группе.
Задания: у кого есть дома питомец- марш в правый угол, у кого нет- марш в левый! У кого есть братья или сестры? Разделиться на мальчиков и девочек, по цвету волос или глаз, по длине волос и т. д. по аналогии.
«Найди отличия»
Задача: усиление концентрации внимания
Каждая команда получает по 2 рисунка и задания- найти в них отличия.
Время выполнения- 3 минуты.
«Акустики»
Задача: концентрации внимания на одном виде деятельности
Дети садятся в круг и получают задание: закрыть глаза и внимательно слушать звуки вокруг (в кабинете, коридоре, за окном). Через минуту – опрос.
«Зоопарк»
Задача: развитие объема зрительного внимания
Предлагается поле из 12 клеточек, в некоторых клеточках размещена картинка с изображением животного. Задача детей запомнить расположение клеточек с животными, кто в какой клеточке живет. С каждым разом количество картинок увеличивается.
«Квадрат»
Задача: тренировка распределения зрительного внимания
Поле из 12 клеток, на котором в случайном порядке расставлены карточки с числами от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке индивидуально на своем листе.
«Твоя буква»
Задача: тренировка активного внимания
Каждому ребенку присваивается одна буква Педагог называет слово. Если в этом слове есть буква ребенка, ребенок должен выйти на середину кабинета. Пример слов: еж, дом, папа, каша, рука, вода, сон и т. д.
«Четыре стихии»
Задача: развитие слухового внимания и двигательной координации
Задача детей- запомнить, какие движения соответствуют словам педагога: земля- руки вниз, вода-руки вперед, воздух- руки поднимаем вверх, огонь- прижимаем к груди. Дети бегут по кругу, по команде останавливаются в определенной позе. Невнимательный выбывает. Игра продолжается.
«Стойкий оловянный солдатик»
Задача: развитие объема слухового внимания
Дети по музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановиться и замереть, как солдатик. Невнимательный выбывает.
«Зеркало»
Задача: развитие способности концентрации внимания
Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает движения- другой повторяет. Затем меняются. По завершении игры определяется, кто был лучшим «зеркалом».
«Запоминай-ка»
Задача: увеличение объема зрительного внимания
Дети стоят в ряд. Один ребенок- ведущий. Ребенок смотрит на детей. Затем отворачивается. Дети что- то меняют в своей внешности или меняются местами. Ребенок поворачивает и называет изменения.
«Найди слово»
Задача: увеличение объема избирательного внимания
Таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами-мяч, слон, облако, дом, карандаш. Предлагается найти в таблице слова и закрасить их.
«День-ночь»
Задача: развитие способности переключения зрительного и слухового внимания
Дети в кругу. Педагог объясняет, когда звучит музыка- день, когда нет- ночь. Днем активно передвигаемся, играем, общаемся; ночью- закрыть глаза и «уснуть», но слушать, что происходит вокруг, запоминать звуки. Затем- опрос.
Задания и методы диагностики
творческого воображения дошкольников
Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить следующие задания.
Методика «Вербальная фантазия» или «Придумай рассказ» (речевое воображение)
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту. И затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть не рассказ, а, например, история или сказка.
Оценка результатов
Творческое воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим критериям:
-скорость придумывания рассказа, скорость процессов воображения,
-необычность, оригинальность сюжета, образа,
-разнообразие образов, богатство фантазии,
-проработанность и детализация образов,
-эмоциональная окраска образов.
По каждому критерию оценка от 0 до2 баллов.
Диапазон оценки
Скорость придумывания: чем быстрее, тем выше балл.
Необычность, оригинальность сюжета: от механического пересказа того, что когда-то видел или слышал до полностью придуманного сюжета самим ребенком.
Разнообразие образов: одно и то же о единственном персонаже- 4 и более персонажа, характеризующиеся с разных сторон.
Проработанность и детализация образов: в наличии 1-4 признака персонажа.
Эмоциональная окраска образов: образы не производят впечатление- слушатель заряжается эмоциями рассказчика.
Выводы об уровне творческого воображения
10 баллов- очень высокий
8-9- баллов- высокий
4-7 баллов средний
2-3 балла- низкий
0-1 балл- очень низкий
Методика «Рисунок»
Ребенку дается лист бумаги, набор карандашей (не менее 6 цветов) и предлагается придумать и нарисовать что- то необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по критериям.
Диапазон оценки
10 баллов- придумал и нарисовал за отведенное время нечто оригинальное, необычное, свидетельствующие о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Образы и детали тщательно проработаны, оказывает впечатление на зрителя,
8-9- баллов- нарисовал что-то оригинальное, красочное, хотя это не является совершенно новым,
7-6 баллов- не является новым, но несет в себе элементы фантазии,
5 баллов- оказывает на зрителя эмоциональное впечатление,
3-4- балла- нарисовал нечто очень простое, не оригинальное,
0-2 балла-за отведенное время та и не сумел ничего придумать и нарисовал штрихи и линии.
Выводы об уровне творческого воображения
10 баллов- очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов- средний
2-3 балла- низкий
0-1 балл- очень низкий
Методика «Скульптура»
Ребенку предлагается набор пластилина и задание за 5 минут смастерить какую-либо поделку из пластилина.
10 баллов- придумал и слепил оригинальную вещь, отличающуюся художественным вкусом,
8-9- баллов- слепил что-то оригинальное, но детально не проработанное,
7-6 баллов- не является новым, но несет в себе элементы фантазии,
4-5 баллов- простая поделка с 2- 3 простыми деталями,
3-2- балла- вылепил шарик, кубик, палочку, кольцо и т. д.
0-1 балл -за отведенное время так и не сумел ничего придумать и вылепить своими руками.
Методика «Придумай игру»
Ребенок получает задание за 5 минут придумать игру и рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы:
-как называется игра?
-в чем она состоит?
-сколько человек необходимо для игры?
-какие роли получат участники в игре?
-как будет проходит игра?
-каковы правила игры?
-чем должна будет закончится игра?
- как будут оцениваться результаты игры и успехи участников?
Диапазон оценки
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, которые не должны подсказывать ответ.
Критерии оценки
-оригинальность и новизна
-продуманность условий
-наличие в игре различных ролей
-наличие определенных правил
-точность критериев оценки успешности игры
Оценивается критерий от 0 до 2 баллов -от полного отсутствия критерия до присутствия и отчетливой выраженности признака.
Выводы об уровне творческого воображения
10 баллов- очень высокий. Наличие задатков к определенному виду творческой деятельности
8-9 баллов – высокий. Ребенок вполне готов к обучению в школе.
6-7 баллов- средний. Ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.
4-5 балла- низкий. Готовность ребенка к школе является недостаточной.
0-3 балл- очень низкий. Признак неподготовленности ребенка к обучению.
Способы оценивая развитости воображения ребенка через его рисунки, рассказы и поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует 3 основным видам мышления дошкольника : наглядно-действенному, наглядно- образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.