Анна Тихонова
Комплекс упражнений для артикуляционного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый логопед знает, что артикуляционная гимнастика занимает особое место в развитии речи. Важно не количество, а качество выполняемых упражнений. Достаточно развитая моторика артикуляционного аппарата, позволяет поставить проблемный звук быстро и без особых усилий, а в некоторых случаях ребенок может самостоятельно научится произносить звуки правильно.
Публикация «Комплекс упражнений для артикуляционного аппарата» размещена в разделах
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики, следует учитывать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Таким образом, для каждого звука существует комплекс определенных упражнений артикуляционной гимнастики.
В данной статье мы с вами поделимся самыми эффективными упражнениями для развития моторики артикуляционного аппарата. Которые направлены на формирование правильной артикуляции звуков: «с», «с’», «з», «з’», «ш», «щ», «ж», «ч», «л», «р». Ведь, чтобы дети научились произносить такие сложные звуки, их губы и языки должны быть гибкими, могли долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для свистящих звуков «С», «C’», «З», «З’».
«Заборчик»
Растянуть губы в улыбочке. Верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, хорошо видны (удерживаем 5-10 секунд).
«Калитка открывается»
Губы в улыбочке, делаем «Заборчик». Приоткрыть рот, язык спокойно лежит в низу, кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть «Заборчик» (5-10 повторений)
«Сердитая кошка»
За заборчиком пряталась сердитая кошка. Кончик языка за нижними зубами. Язык выгнуть вперед, а края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка не отрывается от нижних зубов (удерживаем 5-10 секунд).
«Гладим кошку»
Чтобы кошка подобрела, ее нужно погладить.
Язык в положении «Сердитая кошка». Чешем язычок верхними зубами, при этом кончик языка остается за нижними зубами (5-10 повторений).
«Горка»
Губы в улыбочке, рот открыт. Язык приподнят, кончик языка упирается в нижние зубы (удерживаем 5-10 секунд).
«Чистим зубки»
Губы растянуты в улыбочке, рот приоткрыт. Водим кончиком язычка за нижними зубами, челюсть при этом неподвижна (5-10 повторений).
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж», «Ч».
«Слон»
Покажем длинный хобот слона. Вытянуть губы трубочкой, а зубы сжаты (удерживаем 5-10 секунд).
«Лягушка» (как «Заборчик»)
Растянуть губы в улыбочке. Верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, хорошо видны (удерживаем 5-10 секунд).
«Слон-лягушка»
Чередуем эти два упреждения. Вытянуть губы трубочкой, затем растянуть в улыбке, так чтобы зубки были видны и стояли друг на друге (5-10 повторений).
«Окошечко»
Зубки поставить как при упреждении «Лягушка», губы напряжены, немного округлены, таким образом, чтобы передние 6 зубов были видны (удерживаем 5-10 секунд).
«Сдуваем снежинки»
Для этого упреждения понадобятся небольшие кусочки ваты или ватного диска. Рот приоткрыт. Язык лежит на нижней губе, он расслаблен и не шевелится. На руку кладем кусочек ватного диска и сдуваем его (5-10 повторений).
«Чистим зубки»
Только в этот раз будем чистить верхние зубы. Губы растянуты в улыбочке, рот приоткрыт. Водим кончиком язычка за верхними зубами, челюсть при этом не подвижна (5-10 повторений).
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для звука «Л».
«Чашечка»
Рот приоткрыт, губы в улыбке. Это достаточно тяжелое упражнение. Поэтому сначала кладем язык на нижнюю губу, а затем поднимаем края языка наверх. Язык при этом широкий (удерживаем 5-10 секунд).
«Качели»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Положить широкий язык за нижние зубки, а затем спрятать кончик языка за верхними зубами (5-10 повторений).
«Парус»
Рот открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка расположить за верхними зубами на «бугорок». Жёсткий, напряженный язычок удерживаем у альвеол (удерживаем 5-10 секунд).
«Маляр»
Рот приоткрыт. Языком проводим по верхнему нёбу вперед-назад, будто кисточкой (5-10 повторений).
«Индюк»
Рот приоткрыт. Язык как-бы обнимает верхнюю губу. Водим язычном вперед-назад, притом произносим звук «бл-бл-бл» (10 повторений).
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для звука «Р».
«Широкая улыбка»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Все зубки видно, а язычок расслаблен и спокойно лежит за нижними зубами (удерживаем 5-10 секунд).
«Вкусное варенье»
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широким языком облизываем верхнюю губу (5-10 повторений).
«Грибок»
Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Язык полностью приклеить к верхнему небу (удерживаем 5 секунд и повторяем еще 3-5 раз).
«Лошадка»
Рот приоткрыт, губы в улыбке. Язык полностью приклеить к верхнему небу и со звуком быстро опустить его вниз (10 повторений).
«Дятел»
Губы в улыбочке, рот широко открыт. Кончик языка жёсткий. Стучим им по верхнему небу, произнося звук «д-д-д». Начитаем медленно, постепенно увеличивая темп.
«Комар»
Губы растянуты в улыбке, рот совсем немного приоткрыт. Язычок за верхними зубами, на альвеолах (бугорках). Произносим звук «з-з-з-з» как комарики (выполняем упражнение 5-10 секунд).
В данной статье, мы познакомили Вас с основными, и эффективными упражнениями артикуляционной гимнастки. Ими можно заниматься как в домашних условиях, так и на логопедических занятиях.