Лариса Михайловна Долгодворова
Комплекс пальчиковой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс пальчиковой гимнастики.
Воспитатель: Долгодворова Л. М.
Детский сад №58 «Петушок».
Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют ее развитию.
В. М. Бехтерев.
Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
УТОЧКА.
На волнах качаясь, уточка плывет.
Публикация «Комплекс пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
То нырнет, то вынырнет – лапками гребет.
Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движение лапок утки в воде.
ЛИСТОЧКИ.
Ты весною видел чудо? Как из маленькой из почки появляются листочки.
Сложить ручки в кулачок, затем разжать их.
КОТИК.
Гладим котика рукой. Выгнул спинку он дугой. Потянулся он зевнул, замурлыкал и уснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
ОВОЩИ.
Собираем мы в лукошко и морковку, и картошку. Огурцы, фасоль, горох – урожай у нас не плох.
Поочередно сгибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
КУЛАЧОК.
Как фасолинки в стручке, наши пальцы в кулачке. Кулачки мы разгибаем и фасольки рассыпаем. Раз, два, три, четыре, пять – собираем все опять.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
МАСЛЕННИЦА.
Положи блинок в ладошку: угости Мурлыку кошку, угости щенка Трезорку, потом мальчика Егорку, дай блиночек мамочке, дай блиночек папочке.
Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.
КАЧЕЛИ.
Дети сели на качели, и качели вверх взлетели. Опустились плавно вниз. Ну – ка, с нами прокатись!
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее -двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
ЛИСА.
Лиса по лесочку петляла, хвостом следы заметала.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.
ВЕЕР.
Если в знойный летний день даже двигаться нам лень – мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер…
Расслабить руки от локтя, превратив их большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.
ЗА ГИБАМИ.
Мы положим в кузовок самый маленький грибок, подосиновик, волнушку и забавную свинушку, белый, рыжик, сыроежку, подберезовик конечно, а красавец мухомор пусть украсит косогор!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.
БЕЛОЧКА.
Сидит белочка в тележке, продает она орешки: лисичке- сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.
Поочередно разгибать пальцы начиная с большого.
КУРИЦА.
Как по нашей улице пробегала курица, растеряла всех цыплят шустрых желтеньких ребят: первый цыпленок следит за лягушкой, второй и третий возле кадушки. Бабочку ловят четвертый и пятый. Эх, попадет вам от мамы ребята!
Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца.
ПАЛЬЧИКИ – СОЛДАТИКИ.
Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, безымянный быстро в строй!». А мизинчик очень мал, он чуть – чуть не опоздал. Встали пальчики-«Ура» на парад идти пора.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
ВСТРЕЧА.
На правой ручке –пальчики. На левой ручке пальчики. Пришла пора им встретиться- готовьте чемоданчики!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь к друг другу кончиками.
ВОЛНА.
Светит полная луна-за волной бежит волна, ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море.
Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум…. Но так долго вредно спать- нам давно пора вставать.
Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.
ЗАМОК.
Сцепим пальчики в замок чтоб войти чужой не мог. Пустим только белочку, ежика и зайчика, пустим только девочку, пустим только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произношении слов: «Пустим только.»- ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.
ИГРА В ПРЯТКИ.
Прячься Петенька, прячься Анечка, прячься Зиночка, прячься Манечка! Не найдет вас веселый мальчик, хоть и самый большой он пальчик.
Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.
МЕДВЕДЬ.
Бурый мишенька зимой крепко спал в берлоге. Весною он проснулся, зевнул и потянулся: «-Здравствуй, рыжая лисичка! -Здравствуй, белочка- сестричка! –Здравствуй, серенький волчок! –Здравствуй, беленький зайчонок!».
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднегго, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ.
Здравствуй Петенька! Здравствуй Анечка! Здравствуй Зиночка! Здравствуй Манечка! Ах и дружные ребятки, поиграем вместе в прятки.
Пальцами правой руки по очереди «здороваемся» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
ЩЕЛЧОК.
Один щелчок, другой щелчок-я так смогла и ты так смог.
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает щелчок сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
ЛАПКИ.
Стоит на задних лапках кот, и в гости мышек он зовет. Показывает лапки, а лапки цап – царапки.
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
ЖУК.
Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь деточки. Попробуйте -ка сами пошевелить усами.
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны( «усы»). Пошевелить усами!.
КОМАРИК.
Комарик летит, комарик пищит, не нравиться нам его аппетит!
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок». Которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз - это «лапки».