Папки-передвижки

Комплекс логических задач, способствующий развитию математических представлений у детей старшего дошкольного

Марина Шестакова
Комплекс логических задач, способствующий развитию математических представлений у детей старшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы

Научная концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования актуализируют целый комплекс довольно глубоких требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого выступает математическое развитие.

Публикация «Комплекс логических задач, способствующий развитию математических представлений у детей старшего дошкольного» размещена в разделах

Математическое развитие детей дошкольного возраста трактуется как качественные изменения в познавательной деятельности детей, происходящие при формировании простейших математических представлений и взаимосвязанных с ними мыслительных операций.

При решении логических задач активизируются такие умственные действия, мыслительные операции, как сравнение, классификация, анализ и д. р. Известно, что дошкольники с хорошо развитыми мыслительными операциями лучше усваивают материал, более уверены в своих силах. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности.

Таким образом, именно с помощью логических задач можно повысить эффективность развития мыслительных операций, что способствует развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Сущность логических задач состоит в новизне, необычности. Они специально созданы для умственного развития детей и требуют для своего решения догадливости, сообразительности.

Логические задачи, включенные в контекст занятия по ФЭМП, поспособствуют достижению запланированного результата. Но старшие дошкольники часто испытывают затруднения при их решении. Причины данного положения, по нашему мнению, кроются в отсутствии системного подхода к обучению решения такого вида задач.

При решение данных задач с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать наглядность и практические действия, а так же соблюдение взаимосвязанных этапов работы над логической задачей Это облегчат решение задачи, ведет к правильному решению.

На первом подготовительном этапе работы над логической задачей дети должны усвоить смысл действия «сложения», «вычитания», «больше на…», «меньше на…», уметь применять приемы наложения, приложения, а так же владеть приемами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и тд.).

По этому на первом этапе важно организовать систему упражнений по работе над данными математическими операциями/действиями. Упражнения на подготовительном этапе лучше всего использовать с наглядным или дидактическим (практическим) материалом.

Так например для действия объединения множеств и удаления части множества можно использовать следующие упражнения:

1. Положите 3 квадрата, придвиньте еще 2. Покажите сколько всего квадратов положили? Сколько их? (Их три да два, т. е пять)

2. Положите 5 кругов и отодвиньте 2 круга. Покажите оставшиеся круги. Сколько кругов осталось? (Пять без двух, т. е. три)

3. Положите 3 круга, отодвиньте 1 круг.

- Сколько стало?

- Два

- Как нашли?

- 3-1=2

-Стало больше или меньше?

- Стало меньше.

Вывод: Вычли один, следовательно сало меньше на 1.

Рассмотрим задачу драматизацию на знакомство со знаком «+» и «=».

1. Оля и Лена пошли в лес за грибами. (две девочки подходят к воспитателю и им вручают корзину).

- Лена нашла 3 гриба. (Воспитатель демонстрирует и кладет в корзину).

- Оля нашла 1 гриб. (Воспитатель демонстрирует и кладет в корзину).

- Расскажите что произошло с девочками?

- Лена и Оля пошли за грибами. Лена нашла 3 гриба, а Оля нашла 1 гриб.

- Что мы сформулировали? (условие задачи)

- Что можно спросить об этих грибах?

- Сколько всего грибов нашли девочки?

- А это что? (это вопрос задачи)

- Положите столько кругов, сколько грибов нашла Лена. Рядом положите столько треугольников, сколько грибов нашла Оля. Покажите сколько всего грибов нашли девочки?

- Сколько их?

- Их три да один или четыре.

- Решение этой задачи можно записать используя знак «+»

3+1 =4. Эта запись называется решением задачи. Повторите решение задачи…

После овладения детьми, данными математическими действиями, представлениями, можно переходить на следующий этап работы над логической задачей.

На втором этапе дети учатся составлять задачи и происходит знакомство со структурой задачи.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от загадки, рассказа. Отличие рассказа/загадки с числовыми значениями от задачи в том, что в задаче присутствует вопрос, а в рассказе/загадке вопроса нет. Что бы научить детей отличать, педагог подбирает такую загадку, где имеются числовые данные.

1. Два кольца, два конца, а по середине гвоздик?

- Что это?

- Это загадка, а не задача.

- Но ведь здесь есть числа

- Здесь ничего решать не надо, сразу ясно что это ножницы.

Для усвоения значения характера вопроса можно задачи можно применить такой прием:

2. С одной стороны стола поставить 2х девочек, с другой 1-го мальчика.

- Могу я спросить как зовут детей и получится ли при этом задача?

- Задача не получится.

- А что можно спросить про этих детей?

- Сколько всего детей.

- Правильно, когда мы составляем задачу вопрос нужно начинать со слова «сколько».

Основными элементами задачи являются условие и вопрос. В условиях в явном виде содержаться отношения между числовыми данными и неявном – между данными и искомыми. Удобнее всего структуру задачи раскрывать на задачах драматизациях, т. к в них отражается собственная деятельность детей.

Например:

1. Приглашаем ребенка (например Ваню) у которого в одной руке спрятано 4 карандаша, а в другой 1 карандаш. Ребенок показывает детям карандаши.

- Какую мы можем составить задачу про Ваню?

- Ваня взял в правую руку 4 карандаша, а в левую руку 1 карандаш. Сколько карандашей у Вани в обеих руках?

- 5.

- Вот мы с вами и решили задачу как в школе.

2. Лене предлагается сосчитать нарисованные на карточки бантики.

- Их 8.

- Оле предлагается взять на 1 бантик больше.

- Оля берет 9 бантиков.

Педагог с детьми составляют задачу.

- Лена взяла 8 бантиков, а Оля на 1 бантик больше. Сколько бантиков взяла Оля.

- 9.

- Мы с вами составили задачу и решили ее.

Усвоению структуры задачи помогают приемы сравнения текстов задач. Предлагаются задания:

1. Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить? Какую не можешь? Почему?

а) На одной лавочке сидели девочки, а на другой лавочке 5

мальчиков. Сколько всего детей сидело на лавочках?

б) На одной лавочке сидело 2 девочки, а на другой лавочке 5 мальчиков. Сколько всего детей сидело на лавочках?

2. Подумай, будет ли этот текст задачей?

а) На одном блюдце 3 редиски, а на другом – 1. Сколько огурцов на обоих блюдцах?

3. Сравни тексты задач. Чем они похожи/отличаются? Будет ли

решение этих задач одинаковым?

а) В саду росло 5 грушевых деревьев и 2 яблони. Сколько фруктовых деревьев росло в саду?

б) В саду росло 5 грушевых деревьев, 2 яблони и 1 тополь. Сколько фруктовых деревьев росло в саду?

Эти задания позволяют дошкольникам сделать первые шаги в осмыслении структуры задачи.

На третьем этапе происходит процесс работы над задачей, переход к поиску решения задачи и запись решения задачи.

Когда дети научились формулировать вопрос – переходим к разбору задачи.

1. Оля и Лена пошли в лес за грибами. Лена нашла 3 гриба, а Оля 2 гриба.

- Как называется эта часть задачи?

- Это условие задачи.

- Сколько сего грибов нашли девочки?

- Как называется эта часть задачи?

- Вопрос.

- Положите на стол столько кругов сколько грибов нашла Оля. Рядом положите столько квадратов, сколько грибов нашла Лена.

- Покажите, сколько грибов нашла Оля/ Лена/ девочки вместе.

- Как сказать сколько всего грибов нашли девочки?

- Три да два.

-Эту задачу можно записать при помощи действия сложения

3+2= 5. Это решение задачи.

- Сколько всего грибов наши девочки?. (5 грибов) Это дети ответ задачи.

Нижесказанные задачи можно использовать на 3 этапе и включать в содержание занятий по ФЭМП при ознакомлении с разными областями математической действительности.

Приведём примеры таких заданий:

Ознакомление с величиной и формой предмета.

1. Жили – были три девочки: Марина, Настя и Юля. Марина ниже Насти, а Настя ниже Юли. Кто из девочек самая низкая

(При решении данной задачи развиваются такие мыслительные операции, как: сериация, сравнение)

2. На поляне росли три дерева: береза, елка и дуб. Дуб выше березы, а береза выше елки. Какое дерево самое высокое, а какое самое низкое

(При решении данной задачи развиваются такие мыслительные операции, как: сериация, сравнение, классификация)

3. Логические задачи на поиск недостающих фигур.

«Дорисуй недостающую фигуру (рисунок 3?»

(При решении данной задачи развиваются такие мыслительные операции, как: анализ)

4. Логические задачи – игры «Четвертый лишний»

«Выбери в ряду лишнею фигуру. Объясни почему

(При решении данной задачи развиваются такие мыслительные операции, как: обобщение, классификация)

Ознакомление с временными и пространственными ориентировками.

1. Костя, Саша и Максим передвигали мебель: кто-то стул, кто-то кресло, а кто-то тумбочку. То что протирал Максим, нарисовано справа от стула; то, что протирал Саша – между креслом и шкафом. Что протирал Костя

(При решении данной задачи развиваются такие мыслительные операции, как: анализ)

2. Саша, Гриша и Леня живут на разных этажах. Саша живет выше Гриши, а Гриша живет выше Лени. Кто живет выше всех? Кто живет ниже всех

(При решении данной задачи развиваются такие мыслительные операции, как: сериация, сравнение.)

3. Задачи на поиск ответа путем рассуждений

- В огороде росли овощи: капуста, морковь и лук. Морковь убрали раньше, чем лук, а лук – раньше, чем капусту. Что убрали сначала, а что потом?

- Назовите дни недели. Назовите пять дней, не называя чисел и названий? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

(При решении данных задач развиваются такие мыслительные операции, как: анализ, сравнение)

4. Логические задачи – упражнения «Найди лишнею картинку»

Выбери в ряду лишнею картину, объясни почему?

(При решении данных задач развиваются такие мыслительные операции, как: анализ, обобщение, классификация)

Ознакомление с количеством и счетом.

1. Вера, Лиза и Яна нашли четыре, пять и шесть грибов. Вера

нашла грибов больше, чем Лиза, а Лиза – больше, чем Яна. Кто сколько грибов нашел?

(При решении данной задачи развиваются такие мыслительные операции, как: сравнение, анализ)

2. Трем девочкам пять, шесть и девять лет. Алена старше Марины, а

Марина Старше Наташи. Кому сколько лет?

(При решении данной задачи развиваются такие мыслительные операции, как: сравнение, анализ, классификация)

3. Логические задачи – шутки

- Сколько хвостов у сорока волков?

- На рисунке изображено 4 пары зайчих ушей за кустом.

- Сколько зайчат сидят за кустом?

(При решении данных задач развиваются такие мыслительные операции, как: анализ, синтез.)

4. Логические задачи типа «Продолжи ряд», «Вставь пропущенное»

«Найди лишнее»

- Впиши пропущенные числа в ряд.

1 2 … 4 5 … 7 8 9 10 …12 13

- Обведи не нужное число в ряду. Объясни свои ответ?

6. 8. 7. 4. 2. (четные –нечетные числа)

(При решении данных задач развиваются такие мыслительные операции, как: анализ, обобщение, классификация).

Таким образом использование на занятия по ФЭМП логических задач обеспечивает развитие мыслительных операций дошкольников, и как следствие способствуют развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Просмотрев программы по дошкольному образованию, разделы связанные с математическим развитием, можно заметить, что логические задачи для развития математических представлений дошкольников не используются. Но важно использовать задачи данного вида, так как они активизируют такие умственные действия, мыслительные операции, как сравнение, классификация, анализ и д. р. Известно, что дошкольники с хорошо развитыми мыслительными операциями лучше усваивают материал, более уверены в своих силах.

Сущность логических задач состоит в новизне, необычности. Они специально созданы для умственного развития детей и требуют для своего решения догадливости, сообразительности.

Таким образом, именно с помощью логических задач можно повысить эффективность развития мыслительных операций, что способствует развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Использование логических задач на занятиях по математике в подготовительной к школе группе Занимательные «нечисловые» логические задачи играют значительную роль в умственном развитии детей. Решение таких задач воспитывают пытливость,.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений «В гости паровозику» для детей средней группы Цель: Упражнять детей в сравнении равных и неравных предметов. Пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс логических задач, способствующий развитию математических представлений у детей старшего дошкольного
Опубликовано: 2 марта 2023 в 20:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс логических задач, способствующий развитию математических представлений у детей старшего дошкольного» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шестакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД