Получи документы

Комплекс игр по формированию навыков общения дошкольников

Любовь Паштанова
Комплекс игр по формированию навыков общения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Главной целью развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого является тем фундаментом, на котором строится общение между сверстниками. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие

Исходя из этих положений, я составила комплекс игр для детей 4-7 летнего возраста. Главная задача данного комплекса – привлечение внимания ребенка к сверстнику, к его внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам.

Публикация «Комплекс игр по формированию навыков общения дошкольников» размещена в разделах

Комплекс игр по формированию навыков общения дошкольников

Этапы комплекса и цель

1 этап. Общение без слов

Цель: сформировать навыки непосредственно вербального общения, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.

Игры:

1. Жизнь в лесу.

2. Добрые эльфы.

3. Птенцы.

4. Волны.

5. Муравьи.

2. Этап. Согласованность действий и внимание к другому.

Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей, обращать на него внимание и уподоблять ему.

Игры:

1. Общий круг.

2. Тень.

3. Сороконожка

4. Путанка

5. Магазин зеркал.

3 Этап Взаимопомощь в игре и общее переживание.

Цель: объединить дошкольников и добиться от них взаимопомощи, проявления сопереживания друг другу.

Игры:

1. Шторм.

2. Шляпа волшебника.

3. День помощника.

4. Обнималки.

5. Две страны.

4 Этап:. Добрые слова и пожелания.

Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

Игры:

1. Обзывалка.

2. Спящая красавица.

3. Комплименты.

4. Добрые волшебники.

5. Царевна-Несмеяна.

5 Этап. Помощь в совместной деятельности.

Цель: научить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности.

игры:

1. Рукавички.

2. Угадай-ка.

3. Общая картина.

4. Мастер и подмастерья.

5. Закончи рисунок.

Предлагаемые мною игры помогают детям в общении друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии. Комплекс состоит из 5 этапов, каждый из которых имеет определенную цель.

Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим.

Таким образом, я исключила возможность возникновение ссор и споров. В каждой игре вводился особый язык условных сигналов, которыми участники обменивались при общении. В основном эти сигналы выражались в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая, что все хорошо и т. д. Кроме того, в игры не вводилось никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.).

На втором этапе моего комплекса внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учились замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников. Также здесь отрабатывалась способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.

Целью этого этапа я обозначила формирование способности видеть сверстника. Многие дети сосредоточены только на себе и своем «Я», а другие становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задачей данного этапа было отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Все игры этого этапа направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

На этом этапе решается еще одна задача – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Согласованность действий способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновения чувства общности.

Третий этап предполагал погружение детей в общие для всех переживания как радостные, так и тревожные. Создаваемые в играх мнимое чувство общей опасности объединяло и связывало дошкольников. Также вводились ролевые игры, в которых дети оказывали друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.

Игры этого этапа направлены на переживание общих эмоций. Во многих играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой обзор. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость, и даже родственность.

На четвертом этапе моего комплекса становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры может иметь исключительно положительный характер (комплементы, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д.).

Я уже говорила о том, что самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, злобы и пр.). Именно поэтому общим правилом игр предыдущих этапов было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения ссор и других конфликтных ситуаций. Только после того как дети прошли через игры предыдущих этапов и атмосфера сохраняется спокойная, я перешла к пятому этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому.

Задачей данного этапа было научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, дети не только доставляли ему удовольствие, но и радовались все вместе с ним. На заключительном, пятом этапе, проводились игры, в которых дети оказывали друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Нередко в педагогической практике программы по нравственному развитию предлагается начинать с организации совместной деятельности: когда дети объединяются друг с другом для выполнения определенного задания. Общение в таком случае строится по поводу какого-нибудь предмета, что исключает возможность непосредственного взаимодействия, не может провоцировать повышения демонстративности и конкурентности.

В предложенном комплексе игры на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения.

Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причём дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Как я говорила в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта, именно поэтому комплекс подобранных игр основан не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми.

Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке, создаваемой в детском воображении.

Предложенные мною игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты общения детей друг с другом. Поэтому желательно придерживаться последовательностей этапов. Однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми играми каждого этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в две-три игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов. При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одни и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать её содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры, и нередко просят повторить какую-либо.

Игры последних этапов лучше делить на две части. В первой половине дня лучше проводить игры предыдущих разделов, направленные на непосредственное выражение позитивного отношения друг к другу, и лишь вторую половину посвящать вербальному выражению отношений или совместной предметной деятельности.

Игры на непосредственное взаимодействие способствуют формированию навыков общения дошкольников со сверстниками, чувство общности, что предотвращает возникновению конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

Можно вносить в игры свои варианты, которые зависят как от конкретных обстоятельств, так и от вашей фантазии. Например, если день проведения игр совпадает с днём рождения кого-нибудь из детей, лучше изменить ход программы и посвятить игру этому ребёнку (ведь именно в этот день группа может уделять ему много внимания, дарить подарки, восхищаться им, говорить добрые слова, радуясь вместе с ним получая от этого удовольствие). Всё это потребует определённой гибкости и тонкости, умение не следовать за программой, а импровизировать и творить, исходя из особенности группы и ситуации.

Опыт проведения данной системы игр, показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе и всё больше общались друг с другом. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх, т. е. у них начали формироваться навыки общения со сверстниками.

Для выявления результативности составленного и применённого к группе детей комплекса игр, нами было повторно проведено обследование коммуникативных способностей детей.

Публикации по теме:

Игры для формирования и развития у детей навыков общенияИгры для формирования и развития у детей навыков общения Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Формирование у детей коммуникативных навыков общения Из практики своей работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут.

Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Копилка игр для развития навыков общения ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ Эти игры развивают умение общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных.

Методика диагностики коммуникативных навыков общения Методика № 1. «Рисунок семьи» (для детей от 4 лет). Цель: изучение переживаний и восприятий ребенком своего места в семье. Отношение его.

Рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у дошкольников Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному.

Воспитание навыков общения у детей раннего возраста Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении семьи (родителей, старших детей, сверстников.

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» Вежливые путешественники. (конспект занятия по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы). Цель: позитивная социализация.

Занятие по формированию навыков безопасного поведения дошкольников вблизи дорог и на транспорте «Предупреждающие знаки» Цель: изучение нового вида дорожных знаков – предупреждающих. Задачи: 1. Закрепить знания о предписывающих и запрещающих знаках; 2. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс игр по формированию навыков общения дошкольников
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 18:22
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс игр по формированию навыков общения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Паштанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД