Глущенко Елена Юрьевна
Формирование у детей коммуникативных навыков общения
▼ Скачать + Заказать документы
Из практики своей работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается дефицит «живого» общения.
Темочки:
И задача педагогов - помочь детям подружиться между собой, помочь наладить общение, научить их работать в парах, группах.
Основным средством обучения детей взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, является организация деятельности в малых группах в игровой форме.
Одним детям умение общаться дано от природы, они отлично взаимодействуют с окружающими, не стесняются, открыто высказывают свое мнение, пусть даже ошибочное.
Но есть и другая категория детей, для которых каждый день в коллективе вызывает определенный стресс, заставляя ребенка замыкаться на себе и своем внутреннем мире, когда ребенок стесняется попросить помощи и когда все свои проблемы он пытается решить в одиночку.
Большинство игр для детей основываются на элементах состязания. Для ребенка победа становится очень важной, проигрывать он не умеет, и поражение воспринимается им как настоящая трагедия. Поэтому неудивительно, что такие игры часто приводят к ссорам между детьми. К тому же, частые поражения в игре формируют у ребенка низкую самооценку.
Но есть мероприятия, которые могут подружить детей, научить работать в команде и стремиться к успеху вместе – это детский Тимбилдинг.
Что такое тимбилдинг?
Детский тимбилдинг - это мероприятие (игра, направленное на развитие способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. Участвуя в групповых мероприятиях, ребенок учится контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык.
Цели тимбилдинга:
• Создать у коллектива чувство единства;
• Заменить у детей чувство конкуренции на чувство сотрудничества;
• Обучить детей эффективно взаимодействовать между собой;
• Выработать у всех детей понимание и доверие друг к другу;
• Сплотить команду, вывести «командный дух» на более высокий уровень.
Чем хорош тимбилдинг?
Упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна работа в команде. Во всех тимбилдинг-тренингах есть задания, формирующие доверие друг к другу.
История тимбилдинга
Ещё на заре цивилизации, социализируясь и утрачивая агрессивность, люди обрели возможность к сотрудничеству и взаимовыручке. Появилась групповая территориальность, что способствовало консолидации людей в рамках одного коллектива и стало возможным только благодаря умению вести коллективную трудовую деятельность, как на охоте, так и в быту. Можно сказать, что тимбилдинг, в современном понимании этого термина, возник как вынужденная мера для повышения эффективности коллективных действий групп людей. При этом, всегда во главе таких действий был лидер (вожак, вождь) или группа лидеров.
Вопрос эффективности групповых действий особенно остро вставал в ходе охоты и войны, поэтому основоположниками современного тимбилдинга можно считать мероприятия, проводимые для поддержания боевого духа и сплочённости солдат. Платон говорил: «Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров». Ещё во времена античности стало понятно, какова важность поддержки командного духа. Полководцы проводили специальные физические упражнения и соревнования на силу, выносливость и изобретательность. Это способствовало поддержанию боевого духа и сплочённости солдат в войсках. В наше время это понятие вошло под названием team spirit – «командный дух».
Проходили годы, сменялись эпохи и поколения. В светлые головы дальновидных руководителей крупных компаний закралась мысль о необходимости использования методики, напоминающей современный тимбилдинг, для повышения эффективности группового труда. Особенно остро этот вопрос встал в эпоху промышленной революции. Однако, эффективные научные разработки так и не были созданы, либо не дошли до нас.
Активно использовать комплекс игровых методик, объединённых идеей сплочения команды, начали в 40-х годах в Великобритании, Франции и США посредством коллективных спортивных игр. Целью таких игр было сплочение группы мало знакомых людей для эффективного выполнения общей задачи. Результаты применения таких игр показали свою результативность и стали применяться для тренировки военнослужащих.
Предлагаю одну из командных игр «Коллективный счет».
Эту игру любят люди любого возраста - от дошкольников до взрослых. Она простая и сложная одновременно.
Инструкция. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.
При этом должны выполняться три условия:
во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом);
во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, игра начинается снова с единицы.
Комментарий. Психологический смысл упражнения в том, что эта игра помогает членам команды понять друг друга без слов, почувствовать друг друга для достижения общей цели. Игра показывает, насколько каждый человек важен в команде и насколько ценно каждое сказанное вовремя слово.
Как можно заметить, в игре используется принцип добровольности: хочет участник - назовет цифру, не хочет - промолчит. Однако, по наблюдениям, игра настолько заряжает позитивом, что все педагоги с удовольствием включаются в нее. Одни называют цифры, другие стараются промолчать, чтобы результат получился лучше, но важно, что улыбаются все.
Если Вас заинтересовала эта технология, я предлагаю несколько игр, которые я использую в своей работе. (Буклет)
Напоследок мне бы хотелось рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку.
Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?»
И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
- Да, действительно, всё в руках каждого из нас. Именно мы – педагоги являемся для ребенка значимой фигурой, именно на нас ложится ответственность за построение того типа общения с ребенком, которое выступит в качестве благоприятного условия для его развития. Воспитатель все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может не заметить, отругать или оттолкнуть.