Татьяна Здетовецкая
Комплекс игр и упражнений по формированию грамматического строя речи и обогащению словаря по теме «Фрукты, овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр и упражнений по формированию грамматического строя речи и обогащению словаря по теме
Данный материал будет полезен воспитателям логопедических групп, начинающим педагогам, студентам педагогических колледжей, родителям, заинтересованным в расширении знаний об окружающем мире своего ребенка и развитию речи. Материал подобран по принципу: "От простого к сложному", для детей 4-6 лет с проблемами речевого развития.
Публикация «Комплекс игр и упражнений по формированию грамматического строя речи и обогащению словаря по теме „Фрукты, овощи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В течении недели мы раскрываем одну тему в разных видах деятельности, например: "Фрукты, овощи". Иногда испытывала сожаление, что не нашла интересные игры или приемы вовремя, поэтому стала их собирать в подборки по всем темам. Это выглядит примерно так.
Тема: «Фрукты». «Овощи»
1. Рассматривание натуральных овощей или фруктов (можно муляжи). Закрепление названий, внешних признаков, вкусовых качеств, где растут (в саду, в огороде). Дать детям потрогать, понюхать, погладить, если есть возможность - попробовать на вкус.
Словарь: плод, корнеплод, урожай, фруктовые деревья, фруктохранилище, овощехранилище.
Работа над понятиями: фруктовница - ваза для фруктов, овощехранилище – склад, где хранят овощи.
2. Составление рассказов и загадок с помощью моделирования.
Отметить цвет, форму, величину, вкус, поверхность (гладкая, шершавая, волосистый, пупырчатый, где растет (в саду, в огороде, какие блюда можно приготовить (жарить, варить, запекать, тушить, выжимать сок, парить).
3. Игра «Один - много»
Развивать лексику по теме «Овощи, фрукты».
Учить правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа, согласовывая окончания. Учить отвечать полным предложением.
Оборудование: плоскостные изображения двух деревьев, картинки овощей и фруктов.
Ход :
Дети сидят полукругом. На мольберте изображения двух деревьев.
Педагог: Это волшебные деревья. На них растут разные фрукты, овощи. На этом дереве выросло яблоко (выкладывает 1 яблоко).
Что это? (это яблоко).
А на этом дереве выросло несколько яблок (выкладывает несколько яблок).
Что это? (это яблоки).
Сколько их сейчас? А сейчас? (количество яблок меняется несколько раз).
Яблоко какое по цвету? (яблоко красное).
Яблоки какие по цвету? (яблоки красные).
Педагог предлагает ребенку выложить яблоки (количество по желанию) и ответить полным предложением, согласовывая окончания существительных с прилагательными).
Сколько яблок выросло на дереве? (на дереве выросло 3 яблока, 5 яблок). За правильные ответы дети получают фишки. Педагог убирает яблоки и ставит овощи (аналогично проводится работа с другими овощами и фруктами).
4. Игра "Все умеем мы считать"
Цель: формирование грамматической категории множественного числа существительных.
Ход:
Дети стоят по кругу и хором проговаривают слова:
"Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина мы огромную корзину.
В ней много разных овощей, посчитать-ка их сумей".
В центре круга с корзиной, заполненной муляжами овощей и фруктов, стоит ведущий. По окончанию чтения стихотворения ведущий дает одному из детей любой овощ или фрукт (огурец). Ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: "Один огурец" Второй ребенок передает стоящему рядом со словами:" Два огурца" (счет ведется до десяти).
5. Игра: "Назови правильно"
Цель: учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу.
Ход:
Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: "Это мое яблоко" и делает шаг вперед. Следующий говорит: "Это мой огурец" и тоже делает шаг вперед. Когда все дети правильно назвали местоимение с существительным, воспитатель возвращается к первому ребенку и задает вопрос: "Яблоко какое? Огурец какой? Клубника какая?" (при правильном ответе - ребенок делает шаг вперед).
Выигрывает тот, кто больше назвал слов, отметив цвет, форму, величину, вкус и ушел вперед дальше всех.
6. Игра: " В гостях у зайца"
Цель: учить образовывать 1. существительные винительного падежа с уменьшительно- ласкательными суффиксами, 2. относительные имена прилагательные от имен существительных.
Ход:
На столе лежат овощи и фрукты больших и маленьких размеров. В другой части комнаты сидит игрушка - зайчик.
Педагог: "Зайчик пригласил нас в гости. Выберите ему подарок. "
Дети отдают подарок со словами: "Я принес тебе в подарок большую морковь и маленькую морковочку" (большое яблоко и маленькое яблочко, большой огурец и маленький огурчик).
Педагог говорит от имени зайчика: "Спасибо, ребята за подарки. Сейчас я вас буду угощать. Я сварю суп из картофеля. Суп какой? (картофельный)
Испеку пирог из яблок. Пирог какой? (яблочный).
Сварю варенье из вишен. Варенье какое? (вишневое).
Выжму сок из апельсин. Сок какой? (апельсиновый).
Сварю компот из груш. Компот какой? (грушевый)."
Педогог: "Ребята, чем вас угощал зайчик?" (дети повторяют блюда и благодарят зайчика).
7. Игра: "Спорщики"
Цель: учить составлять предложения с союзом " А ", активизировать в речи слова- определения.
Ход:
Выкладываем картинки овощей и фруктов.
Педагог показывает картинку яблока и предлагает послушать как спорят два друга:"Я сладкое яблоко "подкладывает картинку лимона:" А я кислый лимон " и предлагает детям по очереди выбирать спорщиков.
Я оранжевый апельсин, а я красное яблоко,
Я помидор-овощ, а я груша - фрукт,
Я морковь овальная, а я помидор круглый.
Педагог: "Долго спорили овощи и фрукты. Дети, давайте их помирим и скажем, что все они нам нужны, важны и полезны. "
8. Игра: "Собираем урожай"
Цель: расширение глагольного словаря: усвоение формы глаголов единственного числа настоящего, прошедшего и будущего времени, закреплять знания о овощах и фруктах.
Ход:
На панно выставляем картинки овощей и фруктов. Дети выбирают игрушку (зайчик, белочка, медвежонок, кукла).
Педагог предлагает угостить своего друга, четко отвечая на вопрос, озвучивая и имитируя свои действия.
- Что ты делаешь? (я дергаю морковку для зайчика).
- Что ты делал вчера? (я дергал морковку для зайчика).
- Что ты будешь делать завтра? (я буду дергать морковку).
Задаются аналогичные вопросы к ответам детей. (я копаю картофель, я срезаю капусту, я срываю горох, я собираю помидоры. Для кого) В конце игры дети получают фишки.
9. Игра: "Веселая пчелка"
Цель: учить различать слова с общей корневой частью, правильно проговаривать окончания, развивать связную речь.
Ход:
На столе разложено много овощей и фруктов. Педагог показывает детям игрушку - пчелку и предлагает поиграть с ней в прятки.
- Скажите, куда спряталась пчелка? (переставляет пчелку так, чтобы можно было сказать: "Пчелка на яблоке, под свеклой, над огурцом, за помидором, между сливой и луком).
10. Игра на внимание: "Художник ошибся"
Цель: закреплять знания о местах произростания (сад, огород, дерево, грядка, куст, в почве).
Ход:
Предлагаем детям таблички-путаницы и просим рассказать чего не бывает в природе (на дереве растет морковь, груша - на грядке, а как правильно? Помогите художнику.
11. Упражнение: "Дорисуй картинку"
Цель: правильно передавать внешний вид овощей и фруктов, развивать зрительное восприятие.
Ход:
Дети по желанию выбирают карточку с частичным изображением овощей и фруктов (половина груши, половини перца). По окончании рисования организуем выставку работ.
12. Разрезные картинки по темам:" Фрукты, овощи"
Цель: развивать мыслительные процессы - анализ и синтез, озвучивать свои действия.
Ход:
Дети составляют разрезные картинки в целое, называют полученное и рассказывают о нем, используя моделирование.