Ирина Дуркина
Комплекс игр для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр для развития речи дошкольников.
Предлагаем комплекс упражнений из 4-х блоков — на проработку каждого компонента.
Блок 1-й для развития речи : словарь
1. Подбираем действия к предмету. Спросите у ребенка, что делает каждое из животных: собака (лает, кошка (мяукает, птица (летает, змея (ползает).
Публикация «Комплекс игр для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2022
2. Подбираем признаки. Обсудите с малышом разные предметы по аналогии: что это? Какое оно? Он должен перечислить как можно больше признаков предмета (например, шапка — красная, теплая, зимняя, детская).
3. Подбираем антонимы. Проведите игру «Наоборот». Называйте признак, а малыш должен назвать его противоположность (например, снег белый — нет, черный).
4. Изучаем новые слова. Пригодятся тематические картинки по категориям: «Одежда», «Транспорт», «Мебель», «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Профессии».
Блок 2-й для развития речи : грамматика
1. Единственное и множественное число. Родитель называет малышу существительное в единичном числе, а он должен сказать его же во множественном.
2. Учим родительный падеж множественного числа существительных. Приведите чаду примеры: в стакане нет молока, во дворе много снега, на улице нет машин.
3. Учимся согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже, существительные с числительными. Попросите малыша ответить: какое море (синее, какого цвета лента (красная, а песок (желтый). Потом посчитать: одно яйцо, а два (яйца, два карандаша, а шесть (карандашей?
4. Учимся составлять прилагательные из существительных. Например, сумка из кожи какая? (кожаная, варенье из малины какое? (малиновое).
С ребятами можно поупражняться и в использовании предлогов, суффиксов, приставок, местоимений.
Блок 3-й для развития речи : фонетика
1. Теория. Расскажите чаду о звуках, их положении в слове, зачем они нужны и откуда берутся.
2. Определи звук в слове. Скажите любое слово с акцентом на определенный звук. Спросите чадо, какой звук вы указали. Затем попросите ответить, есть ли в слове звук, которого на самом деле в нем нет (дитя об этом не знает).
3. Назови слова. Выберите звук и попросите малыша назвать слова, которые на него начинаются.
Блок 4-й для развития речи : связность
1. Виммельбух. Прекрасный способ усовершенстовать связность речи, научить фантазировать — рассматривать картинки в книге и придумывать истории про персонажей.
2. Пересказ истории. Расскажите или прочитайте чаду сказку или небольшой рассказ. Попросите пересказать.
3. Придумай и нарисуй. Придумайте вместе с чадом историю, запишите ее и нарисуйте к ней комикс.
«Что означает слово?». Родитель называет предметы, чадо группирует: например, стол — мебель, тарелка — посуда.
«Что такое имя?». Просят назвать свое имя, мамы, папы, друзей.
«Кто что делает?». Взрослый предлагает чаду посмотреть вокруг и сказать, кто может спать, сидеть, ходить, а что ездить, звучать.
«Назови слово». Родитель называет малышу звук, а тот говорит слова, которые им начинаются. Потом по той же аналогии — имена.
«Посчитай слоги». Взрослый называет слова, а задача дошкольника — посчитать, сколько слогов в каждом из них.
«Плывем, летим, едем». Родитель показывает сыну или дочке картинки с изображением транспорта. Задача — сказать, что делает каждый из них (самолет летит, автобус едет).
«Разгадай ребус». Мама предлагает любую тематику (транспорт, фрукты, загадывает слово, говорит первую и последнюю букву. Он должен угадать, какое слово загадал взрослый.
«Расскажи-ка». Родитель просит чадо рассказать о любимом фрукте так, чтобы взрослый отгадал его.
Взрослые могут придумать такие игры для развития речи 6 – 7 лет самостоятельно.
Лучший способ развития речи и ее связности — много разговаривать с чадом, обсуждать книги, мультики, фильмы, вести диалог, читать ему хорошие книги.