Филинская Светлана
Комплекс динамической зарядки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс динамической зарядки в детском саду
Виды и цели детской гимнастики
Кроме традиционной утренней зарядки с наклонами, приседаниями и маршированием по кругу, для деток существуют и другие виды гимнастики, причем и такие, которые требуют минимальных физических затрат, например, пальчиковая и артикуляционная.
Каждый вид гимнастики преследует как одну общую цель, так и конкретные задачи, в зависимости от вида гимнастики.
Общая цель гимнастики – избирательно влиять на группы мышц (или суставов, оказывать укрепляющее действие на организм в целом и его конкретные отделы.
Публикация «Комплекс динамической зарядки в детском саду» размещена в разделах
Задачи утренней гимнастики (зарядки) в саду: «разбудить» детский организм и активизировать ребенка на учебную и игровую деятельность.
1. Оздоровительная (лечебная) гимнастика
Эта гимнастика направлена на профилактику и щадящее исправление уже существующих проблем: плоскостопие, сколиоз, слабый иммунитет и т. д.
2. Ритмическая гимнастика
Представляет собой комплекс простых упражнений, направленных на общее развитие скелетно-мышечной системы, выполняемых без остановки под ритмичную музыку. Такая гимнастика напоминает одновременно и танцы, и элементы акробатики, за что ее так любят ребятишки.
3. Артикуляционная гимнастика
В детских садах и дома полезно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой. Это особый комплекс упражнений для развития подвижности речевых органов и выработки точного положения губ и языка для произнесения «проблемных» звуков.
4. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковой гимнастикой необходимо начинать занятия с детками еще первого года жизни, не дожидаясь детского сада. Простые упражнения развивают гибкость пальцев, координацию движений и мелкую моторику. А развитые пальчики – залог развитого интеллекта!
5. Гимнастика для глаз
После занятий или просмотра мультфильмов необходимо, чтобы отдыхали глаза. Несложную гимнастику для глаз можно выполнять, не поднимаясь с места.
6. Зарядка после сна
Чтобы детям было проще проснуться после сна, рекомендуется несколько упражнений для зарядки после сна.
7. Утренняя гимнастика в детском саду
Проводится утренняя гимнастика в детском саду либо специалистом-физинструктором в спортивном зале, либо самим воспитателем прямо в группе. Как правило, начинается зарядка за полчаса до завтрака.
1. Начинается зарядка с разминки – короткой ходьбы и легкого бега по кругу.
2. Следующим этапом может стать упражнение на укрепление шейных мышц: круговые движения головой, наклоны головы и повороты.
3. После этого выполняются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук. Например, упражнение «Вырастай-ка»:
4. Как делать: ноги на ширине плеч, спина ровная. На счет «раз» - руки перед собой прямо на уровне груди. «Два» - руки параллельно вверх, «три» -.в стороны, «четыре» - и. п. Повтор 3-7 раз.
5. Далее необходимы упражнения для укрепления ног: приседания, махи ногами, поочередный подъем ног под прямым углом и т. п.
6. Следующие упражнения должны быть направлены на включение в работу мышц туловища, спины и живота: наклоны вперед, назад, вбок; повороты туловища.
7. Завершением может стать спокойная ходьба с восстановлением дыхания.
Зарядка должна иметь среднюю продолжительность:
• для младших групп – 3-5 мин. ;
• для средних групп – 5-7 мин. ;
• для старших и подготовительных – до 12 мин.
Комплекс упражнений можно дополнять, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения.
8. Оздоровительная (спортивная) гимнастика
Оздоровительная гимнастика показана как здоровым детям, так и с ослабленным иммунитетом, подверженным частым заболеваниям. Противопоказаниями к такому виду занятий являются:
• заболевания сердечно-сосудистой системы;
• болезни и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
Оздоровительный эффект гимнастики достигается путем укрепления одних групп мышц и полного расслабления других. Проводить гимнастику должен профессиональный инструктор в саду либо в спортивном центре. Дома можно использовать упрощенный комплекс упражнений, которые не причинят вреда детскому организму. Никакой акробатики и насильных растяжек! Хорошо бы приобрести коврик для профилактики плоскостопия или изготовить его самостоятельно.
Проводить занятия с дошкольниками нужно в виде игры.
Примерный комплекс упражнений:
«Паровоз» (разминка)
Ходьба по кругу с вращением согнутых в локтях рук перед грудью на манер колесной пары: вперед друг через друга.
«Деревце»
Упражнение для укрепления спины, рук и плечевого пояса.
Как делать: ноги на ширине плеч, спина прямая. Выполнение действий вслед за словами:
Как у нашего крыльца посадили (наклон вперед) деревца.
Поливали, поливали (махи руками из положения наклон вперед,
А деревья подрастали (медленное поднимание туловища).
Доросли до крыши (руки вверх,
Ветер их колышет (махи руками над головой).
Наступила осень, ветер листья сбросил (опускание рук с ритмичными потряхиваниями кистей).
«Велосипедист»
Укрепление мышц ног и брюшного пресса, профилактика сколиоза.
Как делать: лежа на спине, руки в стороны, ноги под прямым углом вверх, носочки тянутся)
Жил-был мальчик Федя (махи ногами, как в упражнении «ножницы», только не в стороны, а вверх-вниз)
Он пешком ходил.
Ему велосипедик папа подарил.
Тут уселся Федя на велосипед (сгибание и разгибание в коленях поднятых ног,
И помчался с горки (круговые движения ногами, закричав «Привет!»
«Котенок»
Укрепление мышц спины, профилактика сколиоза.
Как делать: на четвереньках, спина прямая.
Наш котенок-непоседа (покачивание корпуса вперед-назад) отказался от обеда.
Говорит, не буду кушать, мне бы сказочку послушать (прогнуть спину вниз).
А потом чуть-чуть поспать («круглая» спина) и опять пойти играть.
Рассказали ему сказку (прогнуть спину вниз, он улегся под буфет.
Мы потом не досчитались («круглая» спина) двух сосисок и котлет.
«Колобок»
Профилактика плоскостопия и укрепление мышц голени и стопы.
Понадобится средних размеров мяч.
Как делать: сидя на невысоком стульчике, ноги под прямым углом стопами на полу, мяч в руках.
Мы слепили колобок (кладем мяч на пол около ног,
Оказался он неплох (стопы – на мячик).
Да беда – горелый бок! (перекатывание мячика ногами вперед назад, влево, вправо).
Зато теперь его не будут
Есть лиса, медведь и волк.
А зайчишку не боимся,
От него мы вмиг умчимся!
9. Ритмическая гимнастика
Если ребенок обожает танцы, тогда ритмическая гимнастика ему точно понравится. Все, что нужно – запись веселой и динамичной музыки, а хорошее настроение приложится. В детском саду такая гимнастика хороша тем, что является групповой, и дети охотно включаются в нее, потому, что делать все вместе еще веселей.
Цель такого вида занятий – совершенствование двигательных навыков, развитие чувства ритма, умение работать в коллективе. Хорошо поставленные гимнастические номера нередко включают в программу праздников как показательные выступления.
Комплекс упражнений может состоять из разнообразных движений, с использованием спортивного инвентаря или без него.
10. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционную гимнастику не стоит путать с логопедическими упражнениями. Гимнастику проводят как разминку перед непосредственной отработкой произношения «проблемных звуков». Специальные упражнения подбирает ребенку логопед, задача родителей – регулярно отрабатывать их, ни в коем случае не выдумывая свои! А вот артикуляционной гимнастикой полезно заниматься как детям, так и взрослым, чья профессиональная деятельность связана с говорением.
Несколько основных упражнений:
«Чистим язычком все зубки»
Кончиком языка провести по верхним и нижним зубам.
«Заборчик»
Обнажить зубы полностью, разведя губы в улыбке. Задержать губы в таком положении несколько секунд.
«Блинчик»
На нижнюю губу положить широкий кончик язычка, а верхней губой шлепать, приговаривая «пя-пя-пя».
«Болтушка»
Кончиком язычка быстро и с голосом проводить вперед-назад по верхней губе.
«Дятел»
Губы – в улыбке, кончиком языка постукивать в небные бугорки: «д-д-д»…
11. Пальчиковая гимнастика
Разминать пальчики полезно и в качестве самостоятельного занятия, и как разминку перед занятиями обучающими (рисование, лепка, аппликация и т. д.).
Начинать нужно с массажа кистей рук:
• трем ладошки друг о друга до ощущения тепла;
• массируем каждый пальчик по отдельности;
• потряхиваем кистями рук.
Далее – одно-два упражнения под речевое сопровождение. Это важно: действия под ритмическое словесное или музыкальное сопровождение развивает у малыша чувство ритма.
Несколько комплексов пальчиковой гимнастики:
«Мишка»
Ручки – в кулачки, постукивая друг о друга:
Тук-Тук, Мишка, Мишка!
В свой спешит домишко!
Похлопывание ладонями с разведенными пальцами так, чтобы пальчики соединялись у основания на манер раскрытого «замочка»:
Забегает на порог, -
А калитку на замок! («замочек» захлопнуть).
Пальчики «козой»: указательный и средний разогнуты, остальные в кулачке:
На лугу козел бодался,
Очень Мишка напугался!
«Жили-были»
Сгибаем пальчики поочередно с большого (по одному на каждого «члена семьи»):
Жил-был дедушка Семен,
С ним и бабушка жила.
Приезжал сынок к ним в дом,
Ну а с ним его жена.
А еще внучок Антошка,
Непослушный он немножко (резко разжать кулачок).
12. Гимнастика для глаз
После занятий или просмотра мультфильмов детским глазкам нужно расслабиться. Упражнения также укрепляют глазные нервы и улучшают остроту зрения
Комплекс упражнений для глаз.
«Простые упражнения»
• Быстро поморгать в течение 1-2 минут не напрягая веки.
• Крепко зажмуриться на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 7 раз.
• Перемещать взгляд в разных направлениях (вправо-влево, вверх-вниз) при этом не поворачивая голову.
• Нарисовать точку на окне. Поставить ребенка у окна и попросить сосредоточиться на точке. Затем нужно перевести взгляд на предмет за окном (дом, дерево и т. п.). Повторить 10 раз.
«Сорока»
Как делать: сидя прямо, взгляд перед собой. Следуя словам стихотворения, выполнять называемые действия взглядом:
На сучке сидит сорока,
Ей видать вокруг далеко:
Смотрит вправо,
Смотрит влево,
Шу! Наверх она взлетела…
Полетала наверху,
Снова села на суку.
Не шевелится, сидит –
Шейка больше не болит.
Вот сорока смотрит вверх –
Видно птице выше всех!
А потом посмотрит вниз –
Нагни шейку, не ленись.
Вот смотреть она устала,
Часто-часто поморгала,
Головою повертела –
И куда-то улетела!
13. Гимнастика после сна в детском саду
Чтобы детки дружнее поднимались из постелей и окончательно просыпались, проводится гимнастика после сна. Несложные упражнения выполняются прямо в постели.
Оптимальный «комплекс пробуждения»
(следовать словам речевого сопровождения):
Глазки открыли – дружно проснулись!
Головкой повертели, друг другу улыбнулись.
Ручки к солнцу протянули, быстро помахали,
Ножки кверху приподняли, ими поболтали.
Сели на кроватку,
Потянулись сладко!
Ножки на пол опустили,
Раз-два-три! Скорей вскочили!
Независимо от вида гимнастики, занятия должны иметь систематический характер.
Заключение
Ежедневная гимнастика сделает ребенка более гибким, подвижным, поможет избежать некоторых проблем в работе опорно-двигательно аппарата, укрепит иммунитет. А введя в занятия элемент игры, можно сделать физические упражнения не только полезными, но и интересными.