Савенкова Мария
Комплекс дидактических игр, направленный на обогащение словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс дидактических игр направленный на обогащение словаря дошкольников.
Рассмотрим комплекс дидактических игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста. Из ранее изложенного материала мы знаем, что дидактические игры подразделяются на три группы: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Публикация «Комплекс дидактических игр, направленный на обогащение словаря дошкольников» размещена в разделах
При разработке дидактических игр необходимо помнить – это обучающая игра, в ней обязательно должны присутствовать образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Комплекс дидактических игр планируется заранее, определяется задача, готовится оборудование (раздаточный материал). Обязательно продумывается работа над обогащением словаря.
Также место проведения игры: за столом, на ковре, на улице в зависимости от использования материала. Игры можно проводить не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во время режимных моментов со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком, учитывая способности детей, а также их совместимость друг с другом. Для привлечения к игре детей можно использовать разные голосовые интонации, песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя желательно записать полученные результаты.
группа – дидактические игры с предметом
Предложенные игры с предметами могут проводиться как во время речевых занятий, так и в режимных моментах. В зависимости от игровых задач материал берется самый разнообразный. Он может быть как хорошо знакомым детям, так и впервые увиденным. Игры проводятся как с группой, так и с подгруппами. Для успешного выполнения поставленных задач в начале игры идет объяснение правил, а затем выполнение необходимых действий детьми. Взрослый контролирует, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи. Игры от начала до конца проводит ведущий. Игры «Опиши предмет», «Чудесный мешочек» можно организовать, удобно устроившись на ковре в группе. В одной из игровых зон организовать почту и провести такие игры: «Посылка», «Почтальон принес открытку». Во время прогулки интересно провести игры: «Кто может совершать такие действия?», «Деревья и плоды», «Лови да бросай – цвета называй». Для заинтересованности игрой детям предлагается использование стихов и игр в стихотворной форме. Немаловажную роль играет сюрпризный момент. Например, такие игры, как «Чудесный мешочек», «Посылка», «Почтальон принес открытку».
Игры, направленные на понимание многозначного слова посредством предмета.
Подборка игр, направленных на понимание и обогащение словаря многозначными словами. Игры обогащают бытовой и природный словарь. Ценность игр в том, что предмет находятся непосредственно перед глазами ребенка. Он может его внимательно рассмотреть, взять его в руки, переложить, переставить, то есть совершать с ним действия. Подбор оборудования для проведения игр доступен для каждого педагога и не несет для его поиска больших временных затрат.
1. Дидактическая игра с предметом «Это ложка – для?».
Цель: понимание многозначного слова, обогащение бытового словаря многозначными существительными: ложка, вилка, тарелка, щетка. Детям предлагается помочь мишке приготовиться к приходу гостей. У него приготовлена коробка с предметами, которые необходимы для данного случая. Дети должны разобрать предметы по группам, определить их назначение и отобрать необходимое для встречи гостей.
Например : ложка – столовый прибор, ложка для обуви; вилка – столовый прибор, вилка штепсельная для электроприборов; тарелка – столовый прибор, спутниковая тарелка; щетка – для одежды; щетка для чистки зубов, щетка для обуви.
2. Дидактическая игра с предметом «У ежа иголки …». Цель: понимание многозначного слова, обогащение природного и бытового словаря многозначными существительными: игла, лук, лист.
На столе и под столом лежат, разбросаны предметы. Воспитатель с детьми предполагают, ночью приходил Бармалей и устроил беспорядок. Детей просят о помощи для наведения порядка. Предметы необходимо разложить по группам. По каждой группе предметов разбирается лексическое значение слова. Например :
1 группа: игла – ежик, сосновые иголки (ветка, портновская игла;
2 группа: лук – головка репчатого лука, спортивный лук для стрельбы;
3 группа: лист – лист бумаги, лист от дерева.
Игры, направленные на понимание обобщающих слов посредством предмета.
Во время игры дети обогащают природный и бытовой словарь. Запоминают и понимают слова. Учатся объединять предметы в группы, понимать значение обобщающих слов. Для пополнения бытового словаря обобщающими словами используется знакомые детям игрушки и предметы быта. Играя, дети учатся обобщать, различать значение обобщающих слов и включать их в свою речь.
Для пополнения природного словаря используется сюрпризный момент, так как дети не знакомы с данными предметами природного происхождения.
1. Дидактическая игра с предметом «День рождение у куклы Кати».
Цель: понимание обобщающих слов. Обогащение бытового словаря обобщающими существительными: посуда, угощение, гости. Детям шепотом по секрету сообщают, что сегодня у любимой куклы Кати день рождения. Она волнуется, так как ждет гостей. Предлагают детям помочь Кате накрыть стол. Приготовить угощение и рассадить гостей. Дети, играя, узнают обобщающие слова : посуда, угощение, гости.
2. Дидактическая игра с предметом «Деревья и их плоды». Цель: обогащение природного словаря детей, понимание обобщающих слов : семена, плоды, деревья. Подбирать семена, плоды к деревьям, развивать зрительную память, внимание. Взрослый загадывает загадку:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят. (Осень)
«Ребята о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю совершить прогулку по территории нашего сада, где растут деревья». Дети узнают, что у каждого дерева есть свое название. Рассматривают иллюстрации, проговаривают названия деревьев, затем находят их на территории сада. Узнают, что у всех деревьев есть семена, а у некоторых плоды.
Игры, направленные на обогащение словаря : понимание слов, подбор признаков, качеств и действий к названию предмета.
При проведении нижеперечисленных игр ребенок обогащает словарь глаголами в настоящем времени (летит, бежит, ходит, плавает, лежит и так далее). Учится подбирать к ним существительные (человек, пароход, снег, и так далее). Подбирать признаки к предмету (круглое, зеленое, крупное и так далее) и узнавать предмет по признакам.
Оборудование для игр подбирается соответственное проводимой игре. Для игры «Кто и что – летит, бежит …» необходим мяч. К игре «Почтальон принес открытку» подбираются открытки с изображением на ней какого-либо действия (танцующий зайчик, поющая лиса и так далее). Для игры «Чудесный мешочек» в красиво оформленный мешок кладутся знакомые детям предметы, которые ранее были изучены, желательно одной лексической группы, например – игрушечная мебель. По количеству участников в игре «Посылка» готовятся коробочки с хорошо знакомыми детям предметами внутри. Для игры «Опиши предмет» можно взять любой предмет как хорошо знакомый детям, так и впервые увиденный (яблоко, ананас, кубик, атлас).
1. Дидактическая игра с предметом «Кто и что – летит, бежит …».
Цель: расширение словаря глаголами и существительными, подбор названия действия к предмету. Перед игрой ребенку читается стихотворение и бросается мяч. Кто и что – летит, бежит, Ходит, плавает, лежит? Бросать по очереди мяч каждому ребенку, называть глагол, например : «Идет». Ребенок ловит мяч. Называет существительное, которое подходит к данному глаголу (человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога). И возвращает мяч обратно ведущему.
2. Дидактическая игра с предметом «Почтальон принес открытку».
Цель: обогащать словарь детей глаголами. Подбор действия к названному предмету в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и так далее). Детям раздают открытки. Они запоминают, какое действие изображено на его открытке. После по перечисленным глаголам узнают свои открытки.
3. Дидактическая игра с предметом «Чудесный мешочек».
Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предмета, определять его название, развитие тактильного восприятия. Предварительно перед игрой дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Игроки поочередно опускают руку в мешочек, узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы.
группа – дидактические настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры проводятся в основном за столом, но для разнообразия и привлечения детей можно организовать игру в неформальной обстановке, например, на ковре. Игроками может быть как вся группа, так и подгруппа.
Можно игроков поделить на пары, лучше делить на пары, в состав которой входят один сильный, а другой слабый. Предусматривается возможность проведения игры индивидуально с ребенком. Игры проводятся для закрепления пройденного материала как во время непосредственно образовательной деятельности, так и между режимными моментами.
Часто используются настольные игры для того, чтоб отвлечь сильно расшалившихся детей. Здесь преследуется сразу две цели: переключение шалунов на более спокойный вид игры и закрепление или пополнение словарного запаса.
Дети с большим удовольствием играют тогда, когда раздаточный материал яркий, распечатан на хорошей бумаге, при возможности – ламинирован. Это дает большую износостойкость раздаточному материалу. Для успешного выполнения поставленных задач в начале каждой игры идет объяснение правил, а затем – выполнение необходимых действий детьми. Взрослый контролирует правила выполнения поставленных задач. С уже знакомыми играми и их правилами дети могут играть самостоятельно без привлечения взрослого.
Игры, направленные на понимание многозначного слова
В процессе игры дети с помощью игровых карточек учатся различать значение многозначного слова, находить пару к многозначному слову. Во время игры у детей включается логическое мышление, оно помогает успешно выполнить поставленные речевые задачи. В конце игры ребенок рассказывает, почему он выбрал ту или иную пару, или объясняет, почему выбранный им рисунок лишний. Детей привлекают яркие рисунки и большое разнообразие карточек.
1. Дидактическая настольно-печатная игра «Найди пару»
Цель: понимать слова, а также различать значения многозначного слова.
Игроку предлагается найти пару к каждому рисунку на карточке. Играя, дети с помощью рисунков учатся подбирать пару к многозначному слову.
2. Дидактическая настольно-печатная игра «Что лишнее».
Цель: понимать слова, а также различать значения многозначного слова, понимать значение обобщающих слов.
Игроку предлагается найти лишнее изображение среди группы рисунков на карточке. Рассматривая изображение, дети учатся обобщать значение многозначных слов, а также различать их значение и находить лишнее.
группа – дидактические словесные игры.
Использование словесных игр в образовательной деятельности достаточно велико. Проводить словесные игры можно как в помещении, так и на открытом воздухе во время прогулки, по пути на экскурсию или в поход. Словесные игры можно проводить как со всей группой, так и разделив ее на подгруппы, пары, и индивидуально с ребенком.
Главное не забывать, что игра является добровольным делом и играть ребенок должен только по желанию. Игры можно проводить в разных вариантах.
Например, у игр «Животные и их детёныши», «Кто кем был?» возможны два варианта. Игру «Что происходит в природе?» можно менять в зависимости от времени года. Воспитатель должен заранее подбирать слова на случай затруднения детей.
Словесные игры можно использовать во всех направлениях непосредственно образовательной деятельности как подачу нового материала, так и для закрепления пройденного.
Занятия по счету весело пройдут с игрой «Веселый счет». Интересно и быстро пройдет время между режимными моментами, если регулярно организовывать такие игры, как «Упрямые дети», «Словатоварищи», «Назови другим словом». Эти игры не только развлекут детей, но они смогут почерпнуть много новых слов, что благоприятно повлияет на обогащение словаря.
1. Дидактическая игра «Подбери слова»
Цель: научить детей подбирать синонимы, обогащение словарного запаса.
Предложите ребенку подобрать слова по теме. Заранее договоритесь с ним, на какую тему будете подбирать слова. Пусть, например, тема будет «домашнее животное – котенок». Сначала подберите слова о том, какой котенок. Возьмите в руки мяч и перебрасывайте его друг другу, называя слово. Итак, какой котенок? Начните первым: пушистый – озорной – усатый – полосатый – шаловливый – быстрый. Дайте сигнал «стоп!» Теперь подберите слова о том, что он делает: бегает – прыгает – мяукает – играет – мурлычет и т. п. Можно подобрать кличку придуманному котенку.
Тема может быть любой: описание предмета, растения и т. п.
2. Дидактическая игра «Какой звук потерялся?»
Цель: формирование навыка звукового анализа слов.
Возьмите наглядный материал – предметные картинки с изображениями ромашки, ключа, книги, стола, трактора, змеи и т. п.
Показывайте ребенку картинки, называя предметы, изображенные на них неправильно: «Это…омашка, это…люч» и т. п. Пусть ваш ребенок поправит вас, назвав недостающий звук.
Можно сделать вывод, что все перечисленные выше игры помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками над обогащением их словаря.